РАБОТАТЬ, КАК ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ, А ЖИТЬ, КАК ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ?

Интерес к экономике у Григория Явлинского, как он однажды рассказал, родился в детстве тогда, когда он не мог понять, почему футбольный мяч стоит 5 рублей 60 копеек, в то время как у него только 5 рублей? И вообще: почему желанная вещь стоит не четыре двадцать или семь пятьдесят? Явлинский утверждает, что ему до сих пор непонятен механизм образования цен.

У меня интерес к экономике проснулся с другого вопроса: почему одни люди делают свое дело хорошо, а другие плохо? Что вообще людей заставляет работать хорошо? Особенно увлекательно и одновременно бесполезно было интересоваться этим вопросом в годы развитого социализма. Любая импортная вещь резко выделялась своим качеством, изяществом на фоне того, чем пользовались мы. И возникал мучительный вопрос: ну почему они могут изготавливать прекрасные товары, а мы нет?

Вопрос актуален и сегодня. Только что приехал из Лондона: такое впечатление, что у людей одно занятие – слоняться по магазинам и покупать, покупать, покупать. А в перерывах между примерками – сидеть в кафе, пабе или ресторане. Выбор отличных товаров – на любой вкус и любой толщины кошелек. Как экономика умудряется снабдить всех? И все стараются сделать отличные вещи. Почему же нам до сих пор этого не удается, хотя вроде бы уже не социализм?

В свое время правящая КПСС предпринимала гигантские усилия, чтобы поднять качество продукции и товаров, как тогда говорилось с высоких трибун, “на уровень мировых стандартов”. Чего только не придумывалось: пятилетка качества, бригадный подряд, соревнование, научно обоснованные системы материального и морального стимулирования и пр. и пр. Не помогало.

Я лично очень верил в бригадный подряд в строительстве. Много писал о нем, был убежден, что с его помощью можно горы своротить. Ведь все очень просто: бригада подряжается возвести объект, что сэкономит – распределяется между ее членами, перерасход – из их кармана. Вознаграждение, естественно, выдавалось только при отличном качестве работ. У отдельных бригад результаты были впечатляющие. Например, строитель из Приполярья Владислав Сериков стал знаменит благодаря тому, что первым додумался до подобной организации строительного процесса и с блеском реализовал ее. Но сколько ни бились, повсеместного эффекта не удавалось достичь. Тот же Сериков жизнь положил на то, чтобы бригадный подряд стал рядовым явлением. Тщетно. Дальше отдельных успехов бригад дело не двинулось. Потому что (это я понял позже, уже во времена перестройки) нужно было соблюсти еще массу условий, чтобы заинтересовать работника в хорошем труде. К примеру, определить, чья собственность.

Коммунистическая система рухнула из-за того, что не сумела добиться хотя бы удовлетворительного уровня качества продукции.

Собственно, если брать суть любых реформ, то они сводятся к одному: как побудить человека отлично трудиться? В свою очередь на этот вопрос есть два ответа: человека можно заставить или заинтересовать. Или – сочетание того и другого.

Люди, которым труд в удовольствие, которых зарплата если и интересует, то лишь в той степени, чтобы было на что есть-пить, составляют меньшинство в обществе. Крохотное меньшинство. Я встречал таких подвижников, они удивительны, перед ними нельзя не преклоняться, но и жалко их: так погружались в работу, что свету божьего не видят. Но остальных надо заставлять трудиться. Как? Вот вопрос всех времен и народов!

Вождь-основатель нового в истории человечества строя Ульянов-Ленин так считал: “В одном месте посадить в тюрьму полдюжины рабочих, отлынивающих от работы (так же хулигански, как отлынивают от работы многие наборщики в Питере, особенно в партийных типографиях). В другом – поставить их чистить сортиры. В третьем – снабдить их, по отбытии карцера, желтыми билетами, чтоб весь народ до их исправления надзирал за ними, как за вредными людьми. В четвертом – расстрелять на месте одного из десяти виновных в тунеядстве. В пятом – придумать комбинации разных средств”.

Можно, конечно, расстрелять каждого десятого. Но мы-то знаем, чем это в итоге закончилось: люди стали ненавидеть работу. Когда человек ждет: в эту минуту его поведут к стенке или в следующую – ему не до труда. Но ленинское предложение – это, конечно, крайний случай. При советской власти использовались жесткие формы принуждения к труду – перевоспитание в лагерях, крепостная зависимость крестьян, невозможность для рабочего уволиться с предприятия, когда он пожелает, но все-таки до “каждого десятого” дело не доходило. Но в конечном итоге система принуждения привела к тому, что люди окончательно потеряли интерес к труду.

Наконец, Россия попыталась освоить новые правила жизни – рыночные. Рынок требует от человека энергичности, самостоятельности, риска, профессионализма, ответственности. Но прежде всего – умения трудиться, выпускать продукцию отличного качества. Иначе ты вынужден бедствовать. Но нутро нашего человека осталось прежним – в нем психология бездельника. Или, как выражается один мой знакомый американец, – “деятельного бездельника”. Вместе с тем этот бездельник убежден, что рынок должен сделать его богатым. Когда соотечественники осознали, что для этого нет иного пути, как много и упорно работать, и не только руками, но и головой, они пришли в страшное раздражение. Они начинают проклинать всех, начиная от Горбачева и кончая Ельциным, и требуют: “Возвратите нам застой!” Конечно, не всех можно отнести к этой категории, но солидную часть нашего общества.

Один мой знакомый, долго проживший в Испании, говорит: “В Испании тоже была тоталитарная система. Испанцы к тому же очень похожи на нас: с ленцой приступают к работе, любят отпуск, но вот создали они систему, которая заставляет их работать. И как-то само собой все закрутилось”. У нас не закрутилось.

На многих наших предприятиях единственное, что успешно освоили из рыночной экономики, – свободу устанавливать космические цены. И за счет высоких цен иметь высокие заработки, что, впрочем, относится к узкому кругу руководителей. Впрочем, слово “заработок” – редкое в речи соотечественников, другое популярно – “получать”. Они хотели бы именно получать, а не зарабатывать. И если можно больше получать, взвинтив цены, то они на это идут. И после этого начинают обвинять власти, что они не дают им нормально жить. Справедливо обвиняют: власть у нас ведь тоже в основном скомплектована из “деятельных бездельников”.

Многие у нас стремятся уехать за рубеж – на заработки. Но при этом они прекрасно сознают, что там придется работать, работать тяжело и за не очень высокую плату. В газетах можно встретить объявления: “Помогите устроиться на работу за границу. Согласен на любые условия”.

Поэт Бродский вспоминал, как он работал на заводе: “Мне было 16 лет. Я работал на заводе “Арсенал”, и у нас был митинг в поддержку Египта. Лектор что-то такое говорил, что мы должны помогать Египту, бороться с капитализмом и т.д. и поэтому должны выйти на субботник. Встал человек, слесарь в моем цехе, и сказал: а какая мне разница, капиталист мой хозяин или коммунист – один дьявол, мне придется вставать в семь утра”.

В 50-е годы писатель Юрий Нагибин записал в дневнике: “Один человек может сделать грандиозно много, если он работает на совесть. А у немцев это еще сохранилось. Там, где у нас не управляются десять разгильдяев, над которыми стоит еще двадцать бездельников, у них – один работяга”. Может, в этом и весь секрет: уволить девять бездельников, оставив одного работягу? Но эти девять тут же возьмут в руки красные знамена и, сбившись в кровожадную толпу, будут требовать возвращения в золотые годы застоя. Когда можно было не работать, но получать. А может, действительно в этом и есть счастье?

Николай АНДРЕЕВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПОЛНА ГОРНИЦА ЛЮДЕЙ…
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ – “ЗРАЧОК” ЭКОНОМИКИ
“РОССИЯ ИМЕЕТ ШАНСЫ СТАТЬ СТРАНОЙ БЕЗРАБОТНЫХ”
МОЯ НЕДЕЛЯ
В ОБОЙМЕ КАЛАШНИКОВА ХОЛОСТЫЕ ПАТРОНЫ
ЗАЧЕМ ПРИЕХАЛ ЛУКАШЕНКО?
ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ
“РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА” ДЛИЛАСЬ ТРИ ДНЯ
КОРДОН ИЛИ КОРИДОР?
ВОЛОГОДСКОЕ МАСЛО: MADE IN OLDENBURG…
НЕОКОНЧЕННЫЙ РОМАН ИЗ ЖИЗНИ ПРОХИНДЕЕВ
“АВТОМОБИЛЬНЫЙ КОРОЛЬ” ГЕНРИ ФОРД. ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ. “ВО ВЛАСТИ ДЕНЕГ”
КТО ЖЕ ПОБЕЖДАЕТ НА ГУБЕРНАТОРСКИХ ВЫБОРАХ?
Восстановление властной вертикали
ДЕТИ – НАША ЗАБОТА
ЗАВИДНЫЙ МУЖЧИНА
КОРРУПЦИЯ – ПРЕСТУПЛЕНИЕ ИЛИ НОРМА НАШЕЙ ЖИЗНИ?
“ЗАКОН И ПОРЯДОК ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВО ВСЕМ”
ЦЕНА ВЛАСТИ ИЛИ ВЫБОРЫ ПО-ЛЮБЕРЕЦКИ
С кем по пути
КУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ
ОКТЯБРЬСКИЕ СОБЫТИЯ


««« »»»