“АВТОМОБИЛЬНЫЙ КОРОЛЬ” ГЕНРИ ФОРД. История третья “СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ”

Уже само словосочетание “социальные реформы” должно вызвать острый интерес у читателей. Потому что все, что касается социальной защиты населения, – это чрезвычайно острая проблема, которая решается в последнее время удручающей нищетой, неплатежами заработной платы, пенсий и пособий, а как результат – пикетами, забастовками, голодовками, протестами…

Вольно или невольно социальные вопросы, вопросы взаимоотношения труда и капитала, хозяина и наемного работника возникали во все времена и во всех странах. Рабочую силу необходимо было привлекать на предприятия, труд рабочих необходимо было оплачивать, рабочую силу необходимо было сберегать и воспроизводить.

Генри Форд не сделал в этой области открытия, но в свое время его социальные реформы оказались новшеством, отголоски которого мы испытываем в наши дни. Система премий, забота о “здоровой” жизни рабочих и их семьях, специальные отделы, созданные при автомобильной компании Форда, борьба с пьянством и “текучкой” на производстве – эти мероприятия знакомы нам. Чем заканчивалось это в нашей стране, мы все знаем. Фордом была проведена огромная работа. Сотрудники его социального отдела с блокнотом и карандашом в руках обходили семьи рабочих, интересовались, советовали, внушали, помогали, достигали своих целей. Они лечили, помогали в приобретении автомашин и домов, давали кредиты, будучи хорошими психологами, не скупились на дельные советы, вникая в самые скрытые и сложные проблемы рабочих семей. Но… И у этой истории будет свое продолжение и завершение.

“В обществе создалось мнение, что Фордовская автомобильная компания собирается платить каждому своему рабочему не меньше пяти долларов в день; того же мнения придерживались и рабочие, и они приуныли, когда обнаружилось, что компания ничего подобного делать не собиралась. Прежняя заработная плата оставалась без изменения, но каждые две недели рабочие должны были получать премию – при условии, что они прошли “проверку”.

Рабочие делились на три группы. Женатые должны были “жить со своей семьей и заботиться о ней! Холостые старше двадцати двух лет должны были вести “здоровую и скромную” жизнь. Мужчинам моложе двадцати двух и всем женщинам надлежало быть “единственной опорой своих ближайших родственников”. Установить все эти данные относительно четырнадцати тысяч рабочих Фордовской компании было задачей нелегкой. Для ее выполнения Генри Форд учредил себе в помощь “Социальный отдел Фордовской автомобильной компании” со штатом в пятьдесят тщательно отобранных молодых джентльменов.

Генри и его новые сотрудники условились относительно основных принципов. Они искоренят вредный обычай рабочих-иммигрантов сдавать комнаты внаем, что превращало дома рабочих в доходные предприятия и, несомненно, способствовало разврату. Они заставят холостяков, прежде чем обзаводиться своим хозяйством, посещать священника или мирового судью. Они отучат молодых людей от привычки удирать из дома и оставлять без поддержки своих престарелых родителей. Они покончат по крайней мере с беспробудным пьянством и присмотрят за тем, чтобы жилища рабочих содержались в чистоте и чтобы за детьми и больными был уход. То были возвышенные цели, и рабочего, отвечающего требованиям “Социального отдела”, раз в две недели ожидала награда в виде чека на сумму от двадцати пяти до пятидесяти долларов.

Единственным недостатком новой системы…был слишком быстрый рост цен. Прежде всего злодеи домовладельцы начали повышать квартирную плату. Жизнь…начала дорожать с тех пор, как добрый мистер Форд стал ежегодно распределять десять миллионов долларов сверх заработной платы. Почему бы домовладельцам не иметь своей доли в этом благополучии? Домовладельцам…пришла в голову мысль, что неплохо бы купить фордовский автомобиль и по воскресеньям возить семью за город. Или поехать летом на мичиганские озера ловить рыбу, или провести зиму во Флориде – почему бы и нет?

… Генри Форд … получил репутацию американского хозяина Номер первый; недурная реклама для фордовского автомобиля, который продавался простым смертным, из коих многие были рабочие…

… это означало, что Генри получил отборную рабочую силу Америки. Он мог проверять и выбирать, и когда он нанимал рабочего, ему нетрудно было удержать его. Текучесть рабочей силы была чрезвычайно велика. Чтобы иметь на заводе четырнадцать тысяч рабочих во времена, предшествующие премии, ежегодно приходилось нанимать пятьдесят три тысячи рабочих. Но уже в первый год новой эры понадобилось нанять только 6508 рабочих, и большинство из них было принято на новую работу, так как дело расширялось.”

Роман Эптона Синклера “Автомобильный король” читала Лариса КНЫШОВА.

Окончание следует.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ВАМ НУЖЕН КАБЕЛЬ – ЭТО НЕ ПРОБЛЕМА!
МОЯ НЕДЕЛЯ
МАРТИН ШАККУМ: “БЕЗ СМЕНЫ ВЛАСТНОЙ ЭЛИТЫ ОЖИДАТЬ ИЗМЕНЕНИЙ НАИВНО”
БОГОВЕНЧАННЫЙ ЦАРЬ ИВАН IV ГРОЗНЫЙ
СЕКТОМАФИЯ
ШКОЛА КАК ЗОНА ДУХОВНОГО РИСКА
МАССОВЫЕ НАСТРОЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
“И БУТЫЛКА ШАМПАНСКОГО – ВДРЕБЕЗГИ!”…
CМЕНА ЛИБЕРАЛЬНЫХ ВЕХ
ВЫБЕРИ – НЕ ПРОМАХНЕШЬСЯ!
БОГАТЫ МЫ ХЛЕБОМ!
СЛУЖБА НЕБЕЗОПАСНОСТИ
НОВЫЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КУРС КРЕМЛЯ.
Когда один из менеджеров офшорной компании…
ДЕНЬ СОГЛАСИЯ С МВФ И ПРИМИРЕНИЯ С ЦРУ
КРИМИНОГЕННОСТЬ ТОТАЛИТАРНЫХ СЕКТ
КРИТИКА И САМОКРИТИКА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ОТ ГЛАСНОСТИ К СВОБОДЕ СЛОВА
ИРАКСКИЙ ДЗЕРЖИНСКИЙ
Столкновение Государственной Думы с исполнительной властью
ЧУБАЙС ВСТУПИЛ НА ТРОПУ ВОЙНЫ
Огорчайтесь на здоровье!
КОГДА ПРЕЗИДЕНТ БОЛЕН,


««« »»»