ШКОЛА КАК ЗОНА ДУХОВНОГО РИСКА

В условиях всеобщей секуляризации общества люди тем не менее стремятся к религиозности.

С точки зрения государственного права, не должно быть сомнения в том, что каждый волен верить так, как велит ему его совесть, и никто не вправе посягать на святая святых человеческой души. Однако свобода вероисповедания предполагает возможность выбора веры, а последний, в свою очередь, может быть подлинно свободным только тогда, когда человек знает, куда он идет, когда ему известны основополагающие сведения о религиозном направлении, которое он избирает и при необходимости – доступ к более полному знанию вероучения и религиозной практики. К сожалению, сейчас о вероучении и религиозной практике новых религиозных групп, которые стали множиться в России с конца восьмидесятых годов, можно узнать, как правило, только от них самих. Практика показывает, что информация эта крайне ущербна. Для большей части этих культов характерна постепенность в открытии своего учения. Тот эрзац вероучения, который доступен сторонним наблюдателям, не вполне соответствует действительной вере последователей того или иного культа.

Яркий пример представляет собой, например, саентология, или дианетика, где существуют многие уровни посвящения, и рекомендации верным последователям разительно отличаются от общих фраз рекламных листовок.

Подобные факты несоответствия представляемой информации действительному вероучению могли бы расцениваться как предумышленный обман и служить причиной запрещения деятельности отдельных групп.

Другая проблема заключена собственно в содержании вероучения, ведь любой культ обладает своим особым мировоззрением и своей системой ценностей. Насколько они совместимы с традиционным для России образом мировосприятия, с нашей культурой? Анализ доктрин всех представленных в нашей стране новых культов показывает, что они направлены на разрушение сложившегося религиозного и культурно-исторического пространства России, на подмену одних ценностей другими.

Особое беспокойство вызывает активное присутствие новых религиозных движений в системе образования, в особенности школьного. Нынешние школьники спустя несколько лет, став взрослыми, перейдут в наиболее активную возрастную группу. Те идеи и впечатления, которые закладываются в сегодняшнего подростка, завтра превратятся в реальность повседневной жизни государства. Пути же проникновения новых для России религиозных групп в школу очень различны. Первый, самый простой способ – аренда помещений для проведения воскресных служб и других молитвенных собраний. При этом достигаются две цели – группа получает сравнительно недорогое и хорошее место для своих нужд и одновременно возможность постоянного контакта с детьми и их родителями: известно, что даже в выходные дни, и уж тем более по вечерам во многих школах работают кружки, факультативы, спортивные секции. Таким образом действуют в школах “свидетели Иеговы”, мормоны, Поместная церковь (Утнесс Ли), многие восточно-ориентированные группы, корейские и другие протестантские харизматические группы.

Следующий, более агрессивный метод проникновения в систему образования – организация своих кружков и секций. Как правило, это спортивные занятия восточной борьбой, йогой, гимнастикой, проводимые религиозными группами восточного направления, и курсы иностранного языка, обычно английского, предлагаемые почти всеми религиозными движениями, приведенными к нам с Запада. В качестве текстов для перевода используются вероучительные писания, и наряду с английским языком учащимся внушается доктрина того или иного религиозного культа. Были случаи, когда миссионерам “Церкви Иисуса Христа святых последних дней” (мормонам) удавалось стать даже официальными учителями английского языка.

Еще один аналогичный путь открывается религиозным и псевдорелигиозным организациям через приверженцев в среде учителей. Независимо от того, какой предмет преподает педагог, всегда есть возможность вставить в урок “кусочек” своего учения. Этот путь тем опаснее, что при его неясности многие родители очень нескоро начинают замечать новое направление мыслей и поступков своих детей и пытаться выяснить их происхождение. Наиболее часто встречаются случаи такого влияния со стороны саентологов, представителей религиозных рериховских общин, антропософов, мунистов, последователей восточных культов.

Некоторые религиозные группы организуют целые программы специально для школьников. Примером могут служить последователи учения Порфирия Иванова, вовлекшие в последние годы множество учебных заведений в участие в циклах системы “оздоровления”.

Еще большая степень вовлеченности в дела образования явлена теми религиозными течениями, которые создали свои конфессиональные школы – в Москве такие учебные заведения имеют, например, Российское антропософское общество (две школы вальдорфской педагогики) и Общество сознания Кришны (так называемая “гурукула”). Все эти школы имеют лицензии, а Московская вальдорфская свободная школа в 1994 году прошла аттестацию Московского департамента образования на дополнительное образование и 50 процентов расходов на ее содержание покрывается из государственных средств.

Наконец, некоторые религиозные движения пишут свои учебные программы и пытаются внедрить их в государственные школы. Такие учебники есть, к примеру, у саентологов и бахаистов. Однако, несомненно, самым детально разработанным и наиболее сильно организационно поддержанным является курс “Мой мир и я” (“Часть 1. Путь к единению” и “Часть 2. Путь любви”), созданный Международным фондом образования (МФО), дочерней организацией Церкви Объединения. В 1992 году в Крыму состоялись семинары для руководителей органов образования всех 88 образовательных округов России под общим названием “Духовное обновление и школьное образование в России”, после которых началась работа над курсом для старшеклассников “Мой мир и я”, мировоззренческой основой которого и авторы, и критики признают “Божественный Принцип” С.М.Муна. С тех пор в Москве и Московской области прошли многие десятки семинаров для учителей по этому курсу, а в целом по стране – сотни. Сейчас, по сведениям МФО, преподавание курса “Мой мир и я” ведется в 2 тысячах школ России, в том числе в нескольких десятках школ Москвы, и таким образом МФО распространяет в системе государственного школьного образования учебное пособие, которое несет в себе идеологию мунизма.

Добавлю, что проникновение культов в образование происходит при наличии законов, запрещающих такую их деятельность. То есть эти законы не работают.

Я считаю, что в сложившейся ситуации необходимо осуществить комплекс действий в отношении новых религиозных движений: провести детальное исследование этих религиозных культов, обеспечить каждому человеку доступ к объективной и полной информации о любом религиозном культе, провести перерегистрацию всех религиозных групп, впервые зарегистрированных на территории нашей страны в последние десять лет, ограничить деятельность новых религиозных движений в государственных организациях.

Татьяна КУЗНЕЦОВА,

научный сотрудник


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ДЕНЬ СОГЛАСИЯ С МВФ И ПРИМИРЕНИЯ С ЦРУ
КРИМИНОГЕННОСТЬ ТОТАЛИТАРНЫХ СЕКТ
КРИТИКА И САМОКРИТИКА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ОТ ГЛАСНОСТИ К СВОБОДЕ СЛОВА
ИРАКСКИЙ ДЗЕРЖИНСКИЙ
Столкновение Государственной Думы с исполнительной властью
ЧУБАЙС ВСТУПИЛ НА ТРОПУ ВОЙНЫ
Огорчайтесь на здоровье!
КОГДА ПРЕЗИДЕНТ БОЛЕН,
ВАМ НУЖЕН КАБЕЛЬ – ЭТО НЕ ПРОБЛЕМА!
МОЯ НЕДЕЛЯ
МАРТИН ШАККУМ: “БЕЗ СМЕНЫ ВЛАСТНОЙ ЭЛИТЫ ОЖИДАТЬ ИЗМЕНЕНИЙ НАИВНО”
БОГОВЕНЧАННЫЙ ЦАРЬ ИВАН IV ГРОЗНЫЙ
СЕКТОМАФИЯ
“АВТОМОБИЛЬНЫЙ КОРОЛЬ” ГЕНРИ ФОРД. История третья “СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ”
МАССОВЫЕ НАСТРОЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
“И БУТЫЛКА ШАМПАНСКОГО – ВДРЕБЕЗГИ!”…
CМЕНА ЛИБЕРАЛЬНЫХ ВЕХ
ВЫБЕРИ – НЕ ПРОМАХНЕШЬСЯ!
БОГАТЫ МЫ ХЛЕБОМ!
СЛУЖБА НЕБЕЗОПАСНОСТИ
НОВЫЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КУРС КРЕМЛЯ.
Когда один из менеджеров офшорной компании…


««« »»»