СЕКТОМАФИЯ

Благодаря легкости регистрации под видом религиозных организаций, которая предусматривается Законом “О свободе совести и религиозных организаций”, в последние пять лет на территории России появилось значительное число зарубежных доморощенных сект тоталитарного типа. По данным “Комитета по спасению молодежи”, в различные культовые новообразования, которых в России насчитывается много десятков, уже вовлечено от 3 до 5 миллионов человек, из них в возрасте до 18 лет – 500 тысяч, 18-25 лет – 1 миллион. Разрушено до 250 тысяч семей, появились тысячи несовершеннолетних детей, оставленных ушедшими в секту родителями, что представляет самостоятельную социальную проблему.

Вопрос о влиянии деятельности культовых новообразований тоталитарного толка на психическое здоровье столь же сложен, как и социально ответственен. Последнее определяется тем, что констатация факта причинения вреда здоровью в результате вовлеченности в секту может быть юридическим основанием уголовного преследования и снятия секты с регистрации как религиозной организации. Не менее сложен вопрос о том, насколько необходима и возможна психолого-психиатрическая помощь в социальной реадаптации и ресоциализации лицам, покинувшим или пытающимся покинуть секту.

Вместе с тем поступает все больше информации о развитии у вовлеченных в культовые новообразования тоталитарного типа психических изменений, в некоторых случаях несомненно болезненного характера. Нельзя игнорировать и тот факт, что у родственников уведенных в секту (их родителей, детей, супругов) нередко возникают стрессовые реакции на развал семьи, и здоровье этих людей также стало социальной проблемой.

Следует подчеркнуть, что наиболее податливыми психологическому давлению вербовщиков в секты оказались лица крайних возрастных групп (подростки, юноши и пожилые люди), а также лица, уже имеющие те или иные факторы риска развития психической патологии или же страдающие таковой.

Распространяющиеся на территории России тоталитарные секты характеризует ряд общих черт. Во-первых, претензии на истину в последней инстанции, полная нетерпимость или по меньшей степени снисходительно-пренебрежительное отношение к традиционным религиям и национально-духовным ценностям. Даже учение такой респектабельной “религии” как, Церковь единения Муна, подводит своих адептов к уничижительному пониманию истории собственного народа, к благоговейному отношению к Корее – родине бога Муна, и требует, чтобы ученики (к какой бы этнической группе они ни принадлежали) своим детям перед традиционным давали корейское имя. Во-вторых, внешняя благопристойность: все культовые новообразования провозглашают только самые добрые цели. Далее, эзотеричность – сокрытие истинных целей и последствий своей деятельности. В-четвертых, целенаправленное искажение священных текстов с их “подгонкой” под свои догмы. В-пятых, использование методов “психотехнологии” и жесткая изоляция своих адептов от доступа иной информации. Затем, активный прозелитизм как неотъемлемая обязанность учеников вовлекать в секту новых членов. И наконец, меркантильный и даже политический интерес элиты секты, стремление иметь своих агентов во властных структурах. При всем этом ни одна из сект не несет каких-либо нравственных ценностей, которые не были бы ранее известны; различия между сектами в основном в культивировании поклонения собственным богам, в ритуалистике (что можно или нельзя есть, с кем и как вступать в брак), а также в обозначении дня “конца света”, связей с “высшим разумом”, возможностей “жизни после смерти” и т.п.

Следует отметить такой важный факт: не все поддаются вербовщикам культовых новообразований, а среди ушедших в секту не у всех в дальнейшем развиваются психические изменения болезненного характера. Некоторые из завербованных получают как бы офицерские должности и, не очень веря в идеологию секты, тем не менее становятся ее активными защитниками, по всей вероятности, отнюдь не из-за новых религиозных убеждений.

Опасность подстерегает лиц, имеющих факторы риска быть завербованными в секту, когда вербовщики попадают в душевную нишу именно с тем предложением, которое является желанным для данного человека. Иными словами, у этого человека должна быть предуготовленная мотивация принять новое мировоззрение.

В секты уходят в основном два типа личностей, имеющих разную мотивацию: личности амбициозные, имущие признания, авторитета, власти, и личности психастенического склада, с семейно-бытовыми проблемами, с невротическими расстройствами, одинокие, социально дезадаптированные.

У первого типа психических нарушений не наблюдается. У личностей второго типа в результате психологической обработки в тоталитарных сектах легко развиваются такие новые психические качества, которые в Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) квалифицированы как “Расстройства зрелой личности” и перечислены в рубрике “Зависимое расстройство личности”.

Все пункты этой рубрики прямо соответствуют психическому состоянию сектантов после их “психодовлеющей” обработки, а именно:

– “активное или пассивное перекладывание на других большой части важных решений в своей жизни” у адептов выражается в том, что все жизненные решения они принимают только после совета и с разрешения старшего по секте;

– “подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит пациент и неадекватная податливость их желаниям” прямо характеризует психическое состояние и поведение адептов в секте;

– “нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых индивидуум находится в зависимости”, соответствует характерной для сектантов потере собственной воли и интеллектуальной критичности к учению секты;

– “чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха неспособности к самостоятельной жизни” – результат целенаправленного воздействия “учителей” секты с целью удерживания адептов только в своей микросоциальной среде;

– “страх быть покинутым лицом, с которым имеется тесная связь, и остаться предоставленным самому себе” – характеризует зависимость от непосредственного руководства “учителем”;

– “ограниченная способность принимать повседневные решения без усиленных советов и подбадривания со стороны других лиц” – дополняет приведенные характеристики. В частности, это проявляется в несопротивляемости к культивируемым в секте приемам психологической обработки и все больше свидетельствует о потере своего “Я” и подчинении своей воли воле руководства секты. Понятно, что такие изменения личности делают вовлеченных в секту, по существу, невосприимчивыми к попыткам их ресоциализации.

Что касается лиц, уже имевших психопатологические проявления к моменту вступления в секту, то развитие у них исходной патологии (в первую очередь шизофрении) наблюдалось во многих случаях.

Исследование деятельности тоталитарных сект позволяет провести определенную аналогию с наркомафией. Обе структуры первоначально завлекают новообразованных бескорыстно и под благовидным предлогом дать искомое облегчение, разрешение всех личностных проблем. Добиваясь развития синдрома зависимости, в последующем меркантильно эксплуатируют развившуюся зависимость, скрывают правду отдаленных последствий. Как дебютанты-наркоманы не ожидают преждевременной смерти в муках абстинентной “ломки”, так и вряд ли кто из неофитов знал, вступая в секту, что он станет, например, роботом на заводах Муна, или будет распылять ядовитые газы в метрополитене, или же станет “зависимой личностью”, бросит свою семью, распродаст имущество отнюдь не для духовных целей “духовных” авторитетов.

В плане глобальных социальных проблем трудно сказать, что для человечества опаснее, однако пока ясно, что наркомания встречает отпор на государственном уровне, а не менее вредоносная сектомания пока не получает должного отпора.

Федор КОНДРАТЬЕВ,

доктор медицинских наук, профессор


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КРИМИНОГЕННОСТЬ ТОТАЛИТАРНЫХ СЕКТ
ИРАКСКИЙ ДЗЕРЖИНСКИЙ
ЧУБАЙС ВСТУПИЛ НА ТРОПУ ВОЙНЫ
CМЕНА ЛИБЕРАЛЬНЫХ ВЕХ
КОГДА ПРЕЗИДЕНТ БОЛЕН,
БОГАТЫ МЫ ХЛЕБОМ!
МОЯ НЕДЕЛЯ
НОВЫЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КУРС КРЕМЛЯ.
БОГОВЕНЧАННЫЙ ЦАРЬ ИВАН IV ГРОЗНЫЙ
ДЕНЬ СОГЛАСИЯ С МВФ И ПРИМИРЕНИЯ С ЦРУ
ШКОЛА КАК ЗОНА ДУХОВНОГО РИСКА
КРИТИКА И САМОКРИТИКА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ОТ ГЛАСНОСТИ К СВОБОДЕ СЛОВА
“АВТОМОБИЛЬНЫЙ КОРОЛЬ” ГЕНРИ ФОРД. История третья “СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ”
Столкновение Государственной Думы с исполнительной властью
“И БУТЫЛКА ШАМПАНСКОГО – ВДРЕБЕЗГИ!”…
Огорчайтесь на здоровье!
ВАМ НУЖЕН КАБЕЛЬ – ЭТО НЕ ПРОБЛЕМА!
МАРТИН ШАККУМ: “БЕЗ СМЕНЫ ВЛАСТНОЙ ЭЛИТЫ ОЖИДАТЬ ИЗМЕНЕНИЙ НАИВНО”
МАССОВЫЕ НАСТРОЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
ВЫБЕРИ – НЕ ПРОМАХНЕШЬСЯ!
СЛУЖБА НЕБЕЗОПАСНОСТИ
Когда один из менеджеров офшорной компании…


««« »»»