ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

В декабре 1995 года была принята вторая Федеральная целевая программа конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы. Будут ли выполнены поставленные задачи?

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НОВОЙ ПРОГРАММЫ КОНВЕРСИИ

В целом реализация программы конверсии потребует 18,64 триллиона рублей. Прогнозы на два предстоящих года сводятся к стабилизации производства гражданской продукции в 1996 году и его увеличению на 3-5 процентов в 1997 году. Уже в 1996 году ожидается рост выпуска самолетов в 1,3 раза, судов – в 1,4 раза, оборудования для ТЭК – в 1,3 раза. В 1997 году, по экспертным оценкам, удельный вес гражданской продукции должен составить 87 процентов от всего производства оборонного комплекса.

В качестве приоритетов в программе отдельным блоком выделены наиболее эффективные конверсионные подпрограммы предприятий по созданию технологического оборудования для перерабатывающих отраслей АПК, строительной индустрии, химической и легкой промышленности, приборов и оборудования для экологических целей, предусматривающие осуществление задельных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на которые государственными заказчиками прогнозируется спрос по мере стабилизации экономики.

Главное, чтобы этот спрос оказался фактическим, а не только прогнозным. Для этого в бюджете должны быть предусмотрены средства на закупку продукции конверсируемых предприятий.

В программе отмечается, что она призвана обеспечить сохранение и эффективное использование в новых условиях производственного, кадрового и инновационного потенциала оборонных отраслей путем перепрофилирования производств и создания дополнительных рабочих мест в гражданской сфере экономики, использование его для модернизации и реконструкции экономики, развития экспортной базы и импортозамещения.

Эти целевые установки полностью соответствуют структурным приоритетам. Но в программе отсутствуют меры по устранению негативных явлений, в частности недозагрузки уже имеющихся производственных мощностей.

Далее предприятиям самостоятельно, как это предусмотрено Законом РФ “О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации”, предлагается выбрать наиболее оптимальные пути перепрофилирования производства за счет собственных средств, изучая спрос, налаживая хозяйственные связи. В отсутствие достаточного количества финансовых и инвестиционных ресурсов самостоятельность должна проявляться в рамках национальных приоритетов, которые касаются развития гражданских производств.

По мнению правительства, в течение 1995-1997 годов возможно осуществить программу конверсии на предприятиях оборонного комплекса, перепрофилировать имеющиеся мощности на выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной гражданской продукции для топливно-энергетического и аграрно-промышленного комплексов, транспорта, связи и других отраслей, а также выпуска широкого спектра современных товаров народного потребления.

При акционировании достаточно большого числа оборонных предприятий это может осуществиться только при действенном участии государства в перепрофилировании предприятий через создание системы государственной поддержки по приоритетным направлениям. Причем к приоритетам, как следует из программы, отнесены ТЭК и АПК.

Таким образом, в очередной раз поставлена задача завершить структурную перестройку оборонной промышленности путем создания жизнеспособных в рыночных условиях производств и научных коллективов. Упор сделан на перепрофилирование и модернизацию высвобождаемых мощностей для организации разработки и серийного производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции гражданского назначения для полномасштабного переоснащения важнейших отраслей и снятия экономической зависимости от импорта гражданской авиационной техники, продукции гражданского судостроения, оборудования для топливно-энергетического комплекса, наукоемкой медицинской техники. Тем самым возвращается истинный смысл конверсии.

Для качественного наполнения структурных преобразований намечено сохранение и эффективное использование конкурентоспособного на мировом уровне научного потенциала в авиа– и судостроении, а также электронной промышленности как базы создания современных видов материалов и производств в машиностроении и приборостроении.

Социальная направленность структурных преобразований оформлена в программе задачей обеспечения социальных гарантий работникам, высвобождаемым из военного производства, путем создания дополнительных рабочих мест в гражданской сфере производства и снятия социальной напряженности в регионах значительного сосредоточения оборонных предприятий.

В финансовой сфере внимание обращено на создание условий для привлечения частных инвестиций для освоения производств важнейших видов продукции народнохозяйственного назначения в условиях ограниченного государственного финансирования.

Задачи, как всегда, гигантские, и их решение в столь короткий срок может оказаться проблематичным.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КОНВЕРСИИ ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В программе конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы реализуются конкурсные механизмы государственной поддержки приоритетных направлений конверсии через оказание помощи значительному числу предприятий для адаптации к рынку.

В качестве мер государственной поддержки выделяются:

– дотирование предприятий в связи с потерей прибыли для переподготовки работников и выплаты выходного пособия;

– предоставление дотаций на содержание социальной инфраструктуры и уникальной испытательной базы;

– предоставление льготного кредита на перепрофилирование производства;

– осуществление политики государственного протекционизма в отношении конкурентоспособной продукции как на внутреннем, так и на международном рынках;

– предусмотрение возможности ослабления налогового бремени для конверсионных предприятий;

– оказание помощи в устранении неплатежей. Например, размеры неплатежей оборонной отрасли за энергоносители, составляющие 4-5 триллионов рублей, сопоставимы с долгами энергетиков перед государством, что позволяет провести взаимозачет;

– издание указа об отмене таможенных и экспортных пошлин на продукцию международного космического сотрудничества.

В соответствии с указом президента № 688, предприятиям ВПК позволено не платить государству до тех пор, пока государство не заплатит им. Указ освобождает предприятия ВПК от выплаты НДС при выполнении оборонного заказа, а также предписывает передать в собственность акционированным предприятиям земельные участки, что, обыкновенно, является первым условием для получения инвестиций.

Пятнадцати предприятиям оборонной промышленности Татарии, реализующим крупные проекты освоения гражданской продукции, предоставить инвестиционный налоговый кредит сроком на пять лет в размере суммы платежей указанных предприятий и акционерного общества “КАМАЗ” (налог на прибыль и налог на добавленную стоимость), предназначенных для перечисления в федеральный бюджет и бюджет Республики Татарии в 1996 году, с уплатой процентов в размере одной четвертой учетной ставки Центрального банка РФ.

Эти же меры планируется распространить и на другие регионы, где имеются оборонные предприятия.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДХОДОВ К КОНВЕРСИИ ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В первую очередь необходимо расширить базу финансирования конверсионных программ. Поскольку бюджетное финансирование ограничено, следует сконцентрировать средства на решении жизненно важных проблем, например программы производства современных самолетов, оборудования для топливно-энергетического комплекса, современной медицинской техники, а также выпуск и насыщение рынка высококачественными товарами длительного пользования.

В этой связи необходимо осуществить адресную поддержку приоритетных направлений, размещая государственный оборонный заказ и конверсионные программы на конкурсной основе только на специально определенной группе предприятий ВПК, исключив дублирование в производстве вооружений и гражданской продукции. Адресная поддержка необходима тем научно-техническим направлениям, которые обеспечивают конкурентоспособность отечественной продукции и безопасность страны.

В настоящее время появились новые источники финансирования оборонных предприятий со стороны коммерческих структур. Это в первую очередь относится к ведущим банкам страны, чьи интересы обратились к оборонной промышленности.

Сотрудничество с банками состоит в предоставлении кредитов под гарантии Минфина. Партнерами оборонных предприятий стали Промрадтехбанк, ОНЭКСИМбанк, БЭЛКОМбанк. ОНЭКСИМбанк, банк “Возрождение” и Нефтехимбанк стали победителями тендера по кредитованию Министерства обороны, проведенного Министерством финансов среди коммерческих банков. Так, ОНЭКСИМбанк выделяет Минобороны вексельный кредит более чем на 1 триллион рублей. Кредит выделяется под гарантии Минфина на срок от трех до пяти месяцев под 15 процентов годовых.

Интерес к ВПК усиливается в связи с появлением ряда указов президента о поддержке ВПК. В них предусмотрены налоговые льготы и отсрочки оборонным предприятиям, в том числе по платежам в федеральный бюджет и Пенсионному фонду, меры по стабильному финансированию конверсии и мобилизационных мощностей. Эти указы могут привести к росту инвестиционного интереса к отрасли со стороны деловых кругов.

В качестве формы компенсации финансовых проблем можно рассмотреть использование лизинга. Опыт показывает, что продать произведенную гражданскую продукцию конверсируемым предприятиям не всегда удается в силу отсутствия финансовых средств у потребителей. Но, например, станки и оборудование можно отдавать в аренду. Государственная помощь состоит в развитии инфраструктуры лизинговых услуг.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ВПК

Одним их направлений реорганизации ВПК является создание оборонных альянсов. Для устранения финансовых проблем в ВПК целесообразно стимулировать формирование различных организационных структур (финансово-промышленных групп, государственных производственных комплексов и т.п.). Эти структуры, как правило, объединяют производственные объекты и финансовые институты. Формирование оборонных альянсов уже началось вокруг компаний, имеющих неплохие экспортные перспективы.

На базе оборонных предприятий, вне зависимости от ведомственной принадлежности и формы собственности, возможно создание государственного комплекса предприятий высоких технологий, способных решать задачи разработки и изготовления современных образцов оружия по контрактам с Министерством обороны и другими заказчиками оружия. Это позволит выделить блок предприятий, выполняющих оборонный заказ.

Особое значение имеет создание финансово-промышленных групп (ФПГ), которые могут являться новой организационно-экономической структурой налаживания технологических связей между оборонными предприятиями и их финансовым обслуживанием. ФПГ представляет также интерес с позиции сохранения научно-технического потенциала и его перераспределения в рамках одного хозяйственного образования.

Особая роль ФПГ отводится при осуществлении выхода оборонных предприятий на внешний рынок. В этом случае картельные образования оправданы с позиции объединения усилий в борьбе с международной конкуренцией, а также становления основ финансовой стабилизации в ВПК.

По данным Госкомоборонпрома, к началу 1996 года в оборонной промышленности было зарегистрировано 4 ФПГ, а в ближайшие два года может быть создано еще около 30 подобных групп. По своей структуре ФПГ однотипны – они состоят из предприятий ВПК, оборонных НИИ и КБ, а также банков, вкладывающих в них средства. Создание ФПГ одобряет большинство директоров оборонных предприятий.

В настоящее время в ВПК делается ставка на слияние финансового и промышленного капитала. Одной из первых групп становится объединение ОКБ и серийных заводов, занятых выпуском боевых самолетов марки “Су”.

Кроме ФПГ большую пользу может принести реализация недавно принятого Закона “О некоммерческих организациях”, который позволяет создать в подотрасли такие формы объединения предприятий, как союз и ассоциация. Подобного рода структуры создают возможность для консолидации крупнейших оборонных предприятий, находящихся в федеральной собственности, и небольших приватизированных машзаводов.

Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективной и мобильной структурной единицей является корпорация, в рамках которой в основном замыкается технологический цикл производства – от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработки технологии и высокопроизводительного специального технологического оборудования до выпуска готовой продукции, а также централизованно решаются вопросы материально-технического обеспечения и реализации готовой продукции, имеется собственная сеть фирменных магазинов и тесно связанных с корпорацией банков.

МАПО “Миг” – первая попытка управлять ВПК через полугосударственные холдинги и ФПГ.

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ОБОРОННОГО ЗАКАЗА

Мероприятия по реструктуризации оборонной промышленности должны быть направлены на концентрацию разработки и производства вооружения и военной техники на ограниченном числе предприятий. Структурные преобразования в ВПК должны предусматривать сосредоточение оборонного заказа на определенном количестве предприятий. Также следует ограничить круг предприятий, деятельность которых координируется Министерством оборонной промышленности, только предприятиями, участвующими в исполнении оборонных заказов.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Вопрос о приватизации оборонных предприятий остается одним из самым запутанных. Сейчас в России около 2 тысяч предприятий ВПК. Из них более 400 в полной госсобственности, 500 – с контрольным пакетом акций у государства, столько же – с “золотой акцией” у государства и примерно 600 – с преобладанием негосударственной собственности.

Акционирование значительного числа предприятий оборонной отрасли не принесло ожидаемых результатов. В 1994 году спад производства в акционированном секторе отрасли составил 30 процентов, в государственном – 22 процента. Объем производства гражданской продукции в этом секторе в декабре 1995 года по сравнению с декабрем 1994 года сократился на 44 процента. Общий объем производства ВПК за это время уменьшился на 39 процентов. Таким образом, выход предприятий оборонного комплекса из государственной формы собственности приводит к ухудшению их экономического положения.

В процессе приватизации были допущены ошибки. При приватизации оборонных предприятий особенности ВПК не учитывались. Ускоренные темпы продажи акций определили их низкий курс. При росте балансовой стоимости имущества более чем в тысячу раз к 1995 году цена акций возросла против номинала не более чем в 30 раз. Более 80 процентов проданных акций оказалось в руках фирм, которые либо не хотят, либо не могут инвестировать высокотехнологичные производства. Зато могут блокировать решения по новым выпускам акций ради привлечения новых капиталов.

На первом этапе приватизации оборонщики считали, что выжить они могут, только разделившись на составляющие. Это имело отрицательные последствия. Конторские бюро не способны жить без завода. Оптимальным объектом приватизации является группа предприятий, технологически и производственно связанных.

Неконтролируемые процессы приватизации привели также к тому, что имеет место покупка акций заводов иностранцами через российских юридических лиц (например, акций АО “Сатурн” и Московского вертолетного завода).

Сегодня пришло время создания новых интегрированных структур. Создание таких холдинговых компаний, как “Компомаш”, “Информационные технологии”, “Антей” и “Вымпел”, способствует стабилизации положения в отрасли.

Дальнейшая приватизация оборонных предприятий представляется нецелесообразной. Денационализация ВПК прямо затрагивает интересы национальной безопасности, и торопиться продавать военное производство не стоит.

В то же время приватизация не выгодна и экономически. Если сейчас начать продажу акций оборонных предприятий, то спрос на них будет невысок, а стоимость акций невелика, так как инвесторам предстоит взять на себя расходы по погашению долгов этих предприятий и конверсии производства. Сейчас вместо приватизации все больше просматривается курс на создание ФПГ как своеобразной формы приватизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для начала необходимо выделить национальные приоритеты конверсии оборонных предприятий. В первую очередь, национальные приоритеты должны на деле включать вопросы развития и использования двойных технологий, сохраняющих смысл конверсионных преобразований. Поддержки заслуживают те оборонные технологии, которые имеют двойное предназначение (с одной стороны, они являются базовыми для оборонных предприятий, с другой – с их помощью производится продукция, конкурентоспособная на мировом рынке). В российском ВПК таких технологий около 70 процентов. Необходимо использовать уникальные производства и научно-технический потенциал ВПК для налаживания массового выпуска качественной и конкурентоспособной продукции гражданского назначения.

К отраслям, развивающим технологии двойного назначения, в частности, относятся аэрокосмическое металловедение, космический мониторинг, авиастроение, использование ядерных технологий, лазерная промышленность. Эти отрасли наиболее прорывные на мировом рынке.

На это указывает и зарубежный опыт. Так, США в 70-80-е годы вкладывали большие средства в военные программы, получая не меньший эффект от параллельного гражданского применения тех же технологий и технологических новшеств.

Елена МАТРОСОВА,

кандидат экономических наук


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СИТУАЦИЯ – ПРЕДГРОЗОВАЯ
“АВТОМОБИЛЬНЫЙ КОРОЛЬ” ГЕНРИ ФОРД. История вторая “РОЖДЕНИЕ КОНВЕЙЕРА”
“ПРОСТО НОВЫЕ КОЛЕСА. И НИКАКИХ ЗАБОТ!”
Русские во всех уголках обширной страны…
УРОКИ ГУБЕРНАТОРСКИХ ВЫБОРОВ: ПЕРЕМЕНЫ ПРОТИВ СТАБИЛЬНОСТИ
ЗВЕЗДНЫЙ КОНСТРУКТОР БОРИС ЗОЛОТОВ
Новые назначения в Совете безопасности
МОЖНО ВОЗРАЗИТЬ?
МОЖНО ЛИ МЕНЯ СЧИТАТЬ ПАТРИОТОМ?
Окна и двери
СВЕТ В ГОРОДЕ
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА ТРЕБУЕТ НОВОГО МЫШЛЕНИЯ
КТО ВЫТАЩИТ СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛОТЕРЕЕ?
О ЧЕМ НЕ ГОВОРЯТ В МУЖСКОЙ КОМПАНИИ
“И БУТЫЛКА ШАМПАНСКОГО – ВДРЕБЕЗГИ!”…
ЛЕПОТА СПАСЕТ МИР?
МОСКОВСКИЙ МЕЦЕНАТ САВВА МОРОЗОВ
ОРТ ПРОСЯТ ПОДВИНУТЬСЯ
ШАНТАЖ ПРЕЗИДЕНТА
ЛЕКАРСТВО XXI ВЕКА
С СУММОЙ ИЛИ С СУМОЙ?
ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СВОБОДНЫМ. НО НЕ ОТ ОБЩЕСТВА


««« »»»