КТО ВЫТАЩИТ СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛОТЕРЕЕ?

Осень – пора особая. Осенью становится особенно заметной пропасть между политической элитой и простыми гражданами. Последние погружаются в личные заботы в связи с предстоящей зимой: солят грибы, консервируют овощи и фрукты, ремонтируют зимнюю обувь, утепляют квартиры. Политики же начинают крутые разборки и ищут меж собой виноватых, особенно если дела в стране идут плохо. Осень 1996 года отмечена особой остротой и жесткостью политических “игр недоброй воли”. А прошедший октябрь по концентрации политических баталий можно сравнить с иным обычным политическим годом. Этот месяц принес в российскую политику не просто серьезные перемены, а, думается, создал нечто большее – новое проблемное поле…

ДИАЛЕКТИКА СЛУГИ И ГОСПОДИНА

Отставка А.Лебедя с поста секретаря Совета безопасности, сопровождавшаяся молниеносной экспансией влияния президентской администрации и ее руководителя А.Чубайса, создала в российских верхах такую ситуацию, которую Б.Ельцин не допускал никогда прежде. Впервые в его окружении мы видим торжество монолитной, сплоченной силы, имя которой “группировка А.Чубайса”. Ее костяк сегодня в основном совпадает с руководством администрации Б.Ельцина, но владеет мощнейшими информационными, организационные и финансовыми ресурсами. В случае их мобилизации вполне возможно осуществлять контроль едва ли не за половиной избирателей России. Особенно если не будет организованного отпора иных политических сил.

Не думаю, что Б.Ельцин чувствует себя вполне уютно, опираясь на таких “слуг”, которые богаче и могущественнее самого господина. Фактически он рискует стать их заложником, хотя бы потому, что ему больше не на кого опираться. Фракция А.Чубайса взяла верх, вытеснив (как А.Коржакова, О.Сосковца, А.Лебедя) или подчинив себе другие группы, которые прежде давали Б.Ельцину широкие возможности для маневрирования.

Победа группы А.Чубайса в масштабах всей России будет означать, что даже при здравствующем Б.Ельцине Россия вступила тем не менее в пост-ельцинский этап политической истории.

ГОРЯЧАЯ ОСЕНЬ РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Положение В.Черномырдина, как показал прошедший месяц, крайне непрочно – его правительство не справляется с бюджетным кризисом, не может обеспечить собираемость налогов. Вполне может послать правительство и премьера в нокдаун отказ МВФ выплатить России очередной транш десятимиллиардного кредита – ведь это не только удар по престижу всей команды Б.Ельцина. Это еще новые долги по зарплатам и пенсиям, нарастание социальной напряженности, забастовки, массовые акции протеста – уже не только в шахтерских регионах. В октябре энергия протеста размыла одно из основных табу ядерного века. Случилось то, что по своей потенциальной чудовищности способно превзойти любое воображение, – впервые в истории атомной энергетики забастовали на АЭС – Смоленской и Калининской.

Ныне правительство пребывает в панике. Оно делает отчаянные попытки выкрутиться. Готово на все. В.Черномырдин даже усладил зрителей телепрограммы “Герой дня” игрой на баяне. Но он и его подчиненные на самом деле играют “покруче”. Эксперты не знают, в каких только сегодняшних финансовых авантюрах нет их следа, причем уже не корысти ради, а токмо для своего политического выживания.

Чтобы выпутаться из ситуации, грозящей полным банкротством, глава Кабинета ставит на кон золотовалютные ресурсы страны. Казалось бы, узел начал развязываться – деньги пошли в армию, на выплату задолженности военнослужащим, удалось немного ослабить напор ФНПР. Однако “тришкин кафтан” – вещь коварная. Чуть-чуть притушили напряженность и недовольство в обществе, а под вопросом уже конвертируемость рубля, которая как раз и основана на наших золотовалютных запасах. А если так, то представители МВФ могут вновь недоуменно пожать плечами и уехать, не предоставив очередного транша и в следующем месяце.

КОНКУРЕНТЫ НЕ СПЯТ И ВЕНИКОВ НЕ ВЯЖУТ

Неудачи стали преследовать премьера почти на каждом шагу.

Возникла и не без успеха заиграла конкурирующая фирма – А.Чубайс, его аппарат и ушедший в глубокую тень “мозговой центр” администрации, разрабатывающий для главы администрации политические технологии. Фирма “Чубайс и К” имеет сегодня огромные преимущества перед правительством. Согласно положению об администрации президента, утвержденному Б.Ельциным в начале октября, А.Чубайс получил контроль над аппаратом правительства, а премьер потерял даже право самостоятельно представлять документы на подпись президенту. Даже постановления правительства в обязательном порядке проходят теперь экспертизу в президентской администрации.

Формирование налоговой ВЧК стало крупнейшей акцией А.Чубайса. Цель этой акции состоит не столько в том, чтобы добиться реальных успехов в борьбе с бюджетной катастрофой, сколько в том, чтобы подчеркнуть неадекватность правительства и инициативность, напористость, хватку администрации в деле преодоления бюджетного кризиса.

Значительно сложнее для премьера стали и отношения с Думой. Раньше премьер и Дума, при всех мелких трениях, были “не разлей вода”. Сейчас Дума претендует на гораздо большую политическую роль, чем прежде. А потому и остается неясной судьба бюджета на следующий год. Один раз строптивая Дума уже отвергла проект бюджета-97 и может не утвердить его вовсе. Конечно, в это верится с трудом, но даже если чаша сия минует Виктора Степановича, то не надо забывать, что в нынешней фазе больному правительству опасен даже легкий сквознячок, лишний шум. И премьер тоже понимает это. Последние высказывания В.Черномырдина о необходимости ограничения утечек информации, прекращении публичных дискуссий между членами Кабинета и т.д. – симптом того, что самочувствие правительства крайне аховое.

В этой ситуации премьер, по нашему мнению, мог связывать некоторые надежды на поправку здоровья правительства с Консультативным советом при президенте, где с самого начала А.Чубайс попал бы в щекотливую ситуацию. Он встал бы перед дилеммой – либо искать союза с премьером, либо оказаться в меньшинстве против сплотившихся правительства и Федерального собрания. Впоследствии же, когда в работу “квартета” включится сам Б.Ельцин, Консультативный совет автоматически ликвидировал бы монополию влияния А.Чубайса на президента. Однако теперь под вопросом оказалось само существование “троянского коня” – Косультативного совета. А.Чубайс только что показал, что не собирается апатично ждать развития событий и что инициатива все еще находится в его руках.

Имея в своих руках и без того немалую власть, глава администрации не нуждается ни в каком Совете, что и было им продемонстрировано путем очередной политической провокации. Имеется в виду назначение на пост заместителя секретаря Совета безопасности скандально известного предпринимателя, владельца ОРТ, “Сибнефти”, “ЛогоВАЗа” Б.Березовского. “Министр-администратор” взорвал ситуацию и вызвал шок у руководства Думы. Он добился того, что враждебно настроенный против него Консультативный совет в своем первом издании приказал долго жить. Пока не известно, будет ли реанимирован и как это может быть сделано. Очевидно, что если этот совет и начнет свою работу, то, вероятно, уже в несколько ином составе.

НЕСЖАТОЕ ПОЛЕ АЛЬТЕРНАТИВ…

Парадокс сложившейся ситуации состоит в том, что А.Чубайс по-своему пытается реализовать одну из главных объективных тенденций, пробивающуюся из-под рушащегося здания режима власти, созданного Б.Ельциным. Сегодня власть уже не может просто заниматься собственными придворными интригами и не обращать внимания на реальную жизнь. В стране назрела необходимость глубоких политических перемен, есть нужда в замене износившихся элементов машины власти – ее морально и физически устаревших конфигурации, персоналий и проводимого в рамках этой модели курса. Возникло поле альтернатив, возможных вариантов трансформации “суперпрезидентского режима”. Одну из этих альтернатив и пытается реализовать А.Чубайс – это превращение олигархической демократии в диктатуру одной из олигархических группировок. Лицо группировки, представляемой А.Чубайсом, хорошо известно – западнически ориентированная часть элиты, авангард “радикальных реформ”. Сегодня ради сохранения своих властных позиций и последовательной реализации либеральной доктрины эта группировка отбрасывает элементы демократии и федерализма как изжитых, с ее точки зрения, политических форм, которые стали препятствием для окончательной натурализации в России основ либеральной экономики.

Текущие успехи группировки А.Чубайса не дают, однако, оснований считать эту альтернативу единственной.

Ей, во-первых, противостоит оппозиция регионов, отстаивающих путь федерализации России. Заметной акцией этой группы политиков, региональных лидеров стало недавнее совещание представителей регионов-доноров. Оно явилось реакцией на деятельность ВЧК, на антифедералистскую компоненту в деятельности А.Чубайса и вообще на его появление в публичной политике. Выдвинутое регионалами требование “бюджетного федерализма” заключается в формировании прозрачного и контролируемого регионами бюджета. Это реализуемо лишь при укреплении демократических элементов политической системы и усилении роли представительных органов в принятии общегосударственных решений, в контроле за их выполнением. Этот путь, таким образом, ведет к созданию, через общероссийский договорный процесс, нового (по своему властному характеру) национального центра, наделяемого полномочиями “снизу”, из регионов, и, соответственно, снизу и контролируемого.

Во-вторых, альтернативой западническому пути развития через полицейскую диктатуру, насаждающую свободный рынок, выступает и еще одно потенциальное направление эволюции “суперпрезидентской республики”. Внешне это направление похоже на унитаристскую диктатуру, к которой идет группа А.Чубайса, стремясь установить в стране режим жесткой власти. Однако сторонники этой модели хотят реализовать принципиально иной набор целей. Это цели не компрадорского западнически ориентированного капитала, а государственнически ориентированного и нуждающегося в государственном патронаже национального капитала. Эта альтернатива национально-патриотической диктатуры представлена в ряде персонификаций. Наиболее мощной из них является фигура бывшего секретаря Совета безопасности А.Лебедя.

По-видимому, борьба за тот или другой путь развития России составит содержание последующих месяцев. Сегодня крайне сложно предвидеть, кто же одержит в этой борьбе окончательную победу. Одно можно сказать вполне определенно – обозримое будущее обещает не стабилизацию нашей политической системы, а новое обострение политической борьбы. Нельзя исключать и того, что в условиях нарастания протеста социально незащищенных масс политическая борьба между основными альтернативами может выплеснуться вновь из коридоров власти на улицы, а политика может вновь приобрести массовое измерение. В этом случае решающее влияние на исход борьбы за пост-ельцинское лицо России окажет гражданская позиция силовых структур.

Алексей ЕЛЫМАНОВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА ТРЕБУЕТ НОВОГО МЫШЛЕНИЯ
О ЧЕМ НЕ ГОВОРЯТ В МУЖСКОЙ КОМПАНИИ
“ПРОСТО НОВЫЕ КОЛЕСА. И НИКАКИХ ЗАБОТ!”
ЛЕПОТА СПАСЕТ МИР?
УРОКИ ГУБЕРНАТОРСКИХ ВЫБОРОВ: ПЕРЕМЕНЫ ПРОТИВ СТАБИЛЬНОСТИ
ОРТ ПРОСЯТ ПОДВИНУТЬСЯ
Новые назначения в Совете безопасности
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА
МОЖНО ЛИ МЕНЯ СЧИТАТЬ ПАТРИОТОМ?
ЛЕКАРСТВО XXI ВЕКА
СВЕТ В ГОРОДЕ
ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СВОБОДНЫМ. НО НЕ ОТ ОБЩЕСТВА
“И БУТЫЛКА ШАМПАНСКОГО – ВДРЕБЕЗГИ!”…
“АВТОМОБИЛЬНЫЙ КОРОЛЬ” ГЕНРИ ФОРД. История вторая “РОЖДЕНИЕ КОНВЕЙЕРА”
МОСКОВСКИЙ МЕЦЕНАТ САВВА МОРОЗОВ
ШАНТАЖ ПРЕЗИДЕНТА
С СУММОЙ ИЛИ С СУМОЙ?
СИТУАЦИЯ – ПРЕДГРОЗОВАЯ
Русские во всех уголках обширной страны…
ЗВЕЗДНЫЙ КОНСТРУКТОР БОРИС ЗОЛОТОВ
МОЖНО ВОЗРАЗИТЬ?
Окна и двери


««« »»»