Спасение в кризисе

Одна из ключевых задач сегодняшнего дня – определиться с оптимальной культурной политикой в период экономического кризиса. «Тоже мне проблема, – удивятся экономисты. – Культура – предмет роскоши, ей придется потесниться и подождать лучших времен». Тем не менее я задумался об этом, и вот что у меня получилось.

Экономическая депрессия 30-х годов вызвала к жизни невиданный бум в области экранного развлечения. Кинотеатры всего мира (в том числе и СССР) были переполнены. Голливуд и квазиголливудские формы entertainment (=развлечения) совершили гигантский скачок вперед и сделали первый шаг к завоеванию всего мира, невзирая на идеологическое противодействие. Сталин, как известно, был поклонником популярных жанров и благословил Шумяцкого на создание «советского Голливуда». Экранное развлечение доказало, что оно способно стать формой глобальной психотерапии для травмированных кризисом и масс, и элит.

Итак, первый политический постулат сегодня – всяческое стимулирование развлекательных форм творчества и соответствующих зрелищ (не только экранных).

Помимо дефицита положительных эмоций, вползание в кризис порождает и дефицит наличных денег. И здесь культура (в широком смысле) может оказаться спасительной соломинкой – стоит только включить на полную мощность игорный бизнес, казино, игральные автоматы и прочие формы азартного развлечения, как наличные деньги потекут рекой, и ими, прямо по Лившицу и по блатной премудрости, можно будет делиться почти безболезненно.

И третий – культурно-антропологический – аспект: необходимость концентрации желаний в тех сферах, которые по природе своей не требуют материальных затрат. Это положение мне тут же напомнило знаменитый анекдот советской эпохи про супружескую пару нищих студентов.

Муж возвращается домой в квартиру, почти лишенную мебели, и с удивлением видит, что его молодая жена сидит на батарее. «Что ты там делаешь?» – спрашивает он. «Ужин тебе подогреваю», – отвечает она…

Конечно же, в эпоху хронической нехватки денег наиболее доступным удовольствием остается секс. Всемерное поощрение промискуитета и развитие сексуальной индустрии вполне может стать могучим механизмом компенсации материального и – главное – эмоционального дефицита, тормозящего в период кризиса любую творческую активность, способствующую личностному, социальному или экономическому развитию и соответственно выходу из кризиса.

Отсюда и особая роль сферы культуры в узком смысле, как научного и художественного творчества, по природе своей не укладывающегося в прокрустово ложе формальных предписаний экономических ведомств, наглядно, на глазах всех народов мира, в том числе и нашего, обнаруживших, в отличие от Карла Маркса, свою полную несостоятельность. Только стимулирование творчества на тех направлениях, которые ныне считаются «вредными», может ускорить выход нашей страны из планетарного тупика и снять ее с сырьевой иглы, превратные и действительно тлетворные эффекты которой только начинают давать о себе знать.

Творчество, наслаждение, свободное развлечение и азарт суть высвобождение сущностных сил человека из пут превратно понимаемых «приличий» и хорошего вкуса, которые нередко оказываются главным препятствием на путях совершенствования, а то и спасения как отдельно взятых цивилизаций, так и рода человеческого в целом.

А пока разнонаправленные импульсы культурной политики продолжают взаимоликвидироваться (недавнее свидетельство тому – рекламные врезки последнего интервью Алексия II в сериал «Монтекристо» на Первом канале), стагнация неизбежна.

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Полная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №47 (540) за 2008 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

О спорт, ты – sex!
Сначала матумба
Ангела Меркель, канцлер под присмотром


««« »»»