Обсуждение на прошлой неделе чеченской ситуации в Государственной Думе, встречи Черномырдина-Лебедя с лидером чеченских сепаратистов Яндарбиевым в Москве и секретаря Совета безопасности с президентом Ельциным, отъезд генерала в Брюссель на встречу с руководством Североатлантического альянса создали в отечественных СМИ ажиотажный интерес к персоне генерала А.Лебедя. СМИ, соревнуясь друг с другом, стали выявлять потери и обретения генерала за последние несколько месяцев нахождения во властных структурах, рассуждать о его политическом будущем. Так как многие теле- и газетные комментаторы в анализе деятельности генерала исходили из интересов своих хозяев, которые сильно испугались возможности союза Лебедя с Коржаковым и, видимо, дали указание своим “солдатам” от журналистики “мочить” Лебедя, то, как и ожидалось, “анализ” некоторых теле- и газетных комментаторов оказался на уровне героев партийной публицистики времен застоя Жукова и Корионова, всю жизнь смело разоблачавших козни мирового империализма. Учитывая интерес к фигуре генерала и потребность в объективном анализе его действий, попытаемся и мы разобраться в потерях и обретениях Лебедя в современной российской политике.
Вопреки воплям псевдопатриотов и коммунистов о якобы предательстве Лебедем российских государственных интересов в Чечне, прекращение войны в этом регионе является колоссальным личным и очевидным для народа достижением генерала. Поддержка президентом и премьером действий Лебедя не только закрепили и официально освятили этот успех, но и фактически сняли с него всю ответственность за дальнейшие события в этой мятежной республике. В период предвыборной кампании он обещал прекратить войну и выполнил свое обещание. Таким образом, он реализовал как мандат избирателей, так и мандат президента. Дальнейшая судьба Чечни – это уже проблема не секретаря Совета безопасности, а российского государства, способности всех ветвей власти к согласованным действиям в этом субъекте Федерации.
Некоторые аналитики относят к потерям генерала создание Совета обороны, который в основном призван заниматься реформой армии, передачу руководства комиссией по высшим воинским званиям от А.Лебедя к Ю.Батурину, оперативного управления силовыми министрами – премьеру В.Черномырдину. На мой взгляд, только при очень поверхностном подходе к нынешней российской политике можно в этом усмотреть реальные потери для генерала. Если бы Лебедь был бюрократом-чиновником, то ему действительно нужно было бы горевать по поводу отнятой у него комиссии или же по поводу создания параллельной структуры, занимающейся армейскими проблемами. Возможно, недостаточно ясное понимание собственной роли побудило Лебедя поставить вопрос о своей отставке из-за этих мелочей. Очевидно, что политическое усиление Лебедя не является угрозой для президента Ельцина. Так же очевидно, что его усиление – угроза для конкурентов на следующих президентских выборах, и поэтому они не допустят, чтобы Лебедь, используя весьма ограниченные возможности такой государственной структуры, как Совет безопасности, наращивал свой административный, финансовый и информационный ресурс, подготавливая плацдарм для борьбы за высший пост в российском государстве. С этой точки зрения тактика отставок контрпродуктивна для генерала. Ему остается использовать свой высокий пост, лишенный реальных рычагов воздействия на принятие политических решений, для сохранения себя как публичного политика. Находясь в фокусе российской политики и в центре внимания СМИ, продолжать, собственно говоря, свою избирательную кампанию до тех пор, пока президент и конкуренты по политической борьбе готовы будут терпеть такое поведение. Вряд ли просьба об отставке может помочь генералу в его борьбе за президентское кресло. Опыт недавней нашей истории свидетельствует, что только скандальное изгнание из высших сфер власти может стать для масс веским основанием проголосовать за обиженного властями генерала. Таким образом, ограничивая властные полномочия генерала в сфере принятия и реализации решений совместно с другими политическими и властными институтами, тем самым не допуская его органичной интеграции во власть, близорукие конкуренты Лебедя и их обслуга в СМИ толкают генерала на публичный конфликт с властью. При этом то, что считается сегодня потерями для генерала-бюрократа станет приобретениями для генерала – публичного политика.
Основными предвыборными обещаниями А.Лебедя были: мир в Чечне, реформа армии, борьба с преступностью. Если генерал решится пойти на разрыв с властью, то реакция президента на его последние требования может быть просто подарком. У Лебедя есть возможность сказать, что, имея необходимые полномочия, он установил мир в Чечне, однако он не в состоянии эффективно бороться с преступностью и коррупцией, так как президент не уволил Куликова, как этого требовал Лебедь, и не подчинил ему силовые структуры. Что касается реформы армии, то ситуация там, по всей видимости, еще долго будет далека от идеальной, и это дает шанс Лебедю сказать, что, отобрав у него рычаги воздействия на институт, который он обещал привести в порядок, власти окончательно загубили его.
Таким образом, если подвести итог потерь и обретений генерала, следует констатировать, что в его активе один несомненный успех общенационального масштаба и ряд тактических поражений, которые могут обернуться крупным стратегическим выигрышем.
Андраник МИГРАНЯН