ОТЛОЖЕННЫЕ ВЫБОРЫ

Болезнь президента Б.Ельцина стала сигналом к началу “осенних полевых работ”. Первым в степь в родном Оренбуржье выехал премьер-министр В.Черномырдин. Намолотив лично на комбайне четыре тонны хлеба, он дал ясно понять, что начал подготовку ко все более возможным досрочным президентским выборам.

Мэр Москвы Ю.Лужков умело использовал проведение Дня города для того, чтобы культивировать дружбу с приглашенными на праздник влиятельными лидерами регионов. А.И.Лебедь также не терял время даром. Ряд его действий и заявлений недвусмысленно свидетельствует о том, что он не прочь заблаговременно удобрить будущее предвыборное поле.

Однако эти поля нужно не только вспахивать, удобрять и культивировать, но и выравнивать. И вот здесь самая крупная проблема нынешней российской политики.

В ходе подготовки к первым в истории ЮАР всеобщим выборам, состоявшимся в апреле 1994 года, возник термин “выравнивание политического игрового поля”. Речь шла о необходимости обеспечить равные возможности всем участникам избирательного процесса – и от правительственной стороны, и от оппозиции.

Что имелось в виду? Прежде всего беспристрастность средств массовой информации и создание системы независимого контроля за ними; недопустимость для правительства использовать свои полномочия для давления на избирателей и избирательные комиссии; недопустимость использования бюджетных средств на предвыборную кампанию.

Вот только при этих условиях, которые отрабатывались в течение года, а потом неукоснительно выполнялись под строгим международным наблюдением, в ЮАР прошли выборы, которые были действительно признаны мировым сообществом как честные и свободные.

Признание же международными наблюдателями честными и свободными выборов в России летом 1996 года иначе как насмешкой не назовешь. Слишком много свидетельствует об обратном.

Но дело не в эмоциях или досаде проигравшей стороны. В западных странах с коррупцией борются не из соображений высокой морали, а потому, что коррупция ведет к искажению рыночных сигналов, дезориентирует и, в конечном счете, разрушает экономику.

Точно так же манипуляции результатами народного волеизъявления приводят и к искажению сигналов, поступающих из общества. Но ведь социальный котел продолжает нагреваться, и делать вид, что температура не растет, опасно. Непрекращающееся падение производства и связанный с этим грядущий финансовый кризис означают, что охлаждающей денежной массы, которая сбила температуру в преддверии июньских выборов, больше не будет.

Но вернемся к проблеме выравнивания политического поля. Посмотрим на конечные результаты. Политической стабильности, обещанной как итог президентских выборов в России, нет и не предвидится. В верхах идет все тот же и даже усиливающийся раздрай, экономика продолжает падать, народ постепенно звереет. И неправедные выборы только усугубили эти проблемы.

Предлагал же проницательный Александр Коржаков отложить выборы – его не послушались, а в конечном счете так и получилось. Президентские выборы в России не по форме, а по сути оказались отложенными. А правящая группировка попала в более сложное положение: признанного лидера нет (тяжело болен), денег в казне на массовый выброс в регионы нет, заграница больше так много не даст, вновь избранные губернаторы будут более независимыми.

Очевидно, и в России правящей группировке надо начинать привыкать к мысли о том, что ресурс силовых методов, будь то военное насилие в октябре 1993 года или административно-пропагандистское насилие весны-лета 1996 года, исчерпывается. Надо привыкать к мысли о том, что рано или поздно придется играть по правилам. Сами по себе власти на отказ от “ценного опыта” выборов 1996 года не пойдут: уж больно приятна иллюзия тотального контроля над страной.

По мере разрушения страны выбор возможностей для выхода из кризиса будет все больше сужаться. Правительству все более сложно будет утверждать, что оно олицетворяет созидание, а оппозиция – разрушение. Сохранить власть будет все сложнее.

Однако это не значит, что оппозиция может опять (как это с ней случилось в феврале-марте с.г.) рассчитывать на то, чтобы добиться победы малыми силами. Да, оппозиция не раскололась, не начала сводить счеты, не начала искать нового лидера. Однако ей предстоит решить ряд задач, и прежде всего нужно переходить на новые политические технологии.

Оппозиция, по-видимому, исходила из того, что объективные факторы (ухудшение экономического положения, снижение жизненного уровня) сработают автоматически. Однако созданная властями административно-пропагандистская система давления на избирателей обеспечила перевес субъективных факторов над объективными.

Президентские выборы 1996 года, очевидно, завершают “романтический” цикл попыток оппозиции получить государственную власть. Он был основан на иллюзии, что люди, дескать, сами увидят пагубность политики президента Ельцина и поэтому поддержат силы, выражающие национальные интересы. Однако даже с учетом того, что административно-пропагандистское давление на избирателей и их прямой подкуп за счет бюджета и иностранных заемов существенно исказили результаты выборов, остается фактом, что десятки миллионов людей добровольно проголосовали за Ельцина.

Дело не в личности Ельцина. В ходе выборов возникла государственно-пропагандистская система, обеспечивающая голосование “против” кандидата от оппозиции. Таким образом, кандидатом от нынешнего истеблишмента может быть практически любой человек.

Правительственная сторона сработала более напористо, увлеченно, изобретательно. И дело не только в деньгах. Для многих СМИ сохранение нынешнего режима – вопрос политического выживания, и они боролись отчаянно, чего нельзя в полной мере сказать об оппозиции.

Основным полем борьбы за умы, сердца избирателей теперь будет патриотизм. Именно на эту богатую почву сейчас намереваются сеять свои семена не только те, кто издавна стоял на ней, но и те, кто раньше делал ее безжизненной. А поможет нам, как всегда, заграница. Запад, уже немало сделавший для возрождения коммунистической идеи, сейчас активно способствует усилению идеи народно-патриотической. Хорошо известно, что ничто не сплачивает нацию так, как внешняя угроза. Запад с его сколь неуемным, столь и бессмысленным стремлением к расширению НАТО оказывает немалую услугу патриотическим силам.

Осенне-полевые политические работы только начинаются. Но уже сейчас заметно их отличие от весенних. Будем надеяться, что и урожай будет другим…

Вячеслав ТЕТЕКИН,

кандидат исторических наук


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Проблема конституционной передачи президентской власти
Выигрывает каждый – кто тостер, кто холодильник, а кто и бесплатную жилплощадь…
ИЗ ЧУЖАКOB – В ВОЖАКИ…
ХОДИТЕ В БАНЮ С ПЕЙДЖЕРОМ!
ПРИВАТИЗАЦИЯ ПО-СОВЕТСКИ
РЕЦЕПТЫ БАНКОВСКОЙ КУХНИ
ПАРАЛИЧ ВЛАСТИ?
ИДЕЯ МАРТИНА ШАККУМА
МИХАИЛ ШЕСТОВ ПРИГЛАШАЕТ.
ДЕЛО АРТУРА БРУКА ЖИВЕТ И ПОБЕЖДАЕТ
С КЕМ НЕ ПО ПУТИ БЕЛОРУССИИ?
КОГО ВЫБИРАТЬ В ПРЕЗИДЕНТЫ?


««« »»»