1. Как Вы оцениваете процесс реализации Хасавюртовских соглашений по Чечне?
2. Насколько актуальна в современной ситуации проблема конституционной передачи президентской власти?
АМИЛЬ АСМАЕВ,
Председатель Палаты представителей Народного собрания Чеченской республики
0
10
КОНСТАНТИН ЗАТУЛИН,
директор Института нового зарубежья
3
10
ВЛАДИМИР СЕМАГО,
депутат Государственной Думы
10
10
ИРИНА ХАКАМАДА,
депутат Государственной Думы, председатель движения “Общее дело”
5
5
МАРТИН ШАККУМ,
первый вице-президент Фонда “Реформа”, доктор политологии
0
10
АМИЛЬ АСМАЕВ:
1. Я отрицательно оцениваю результат Хасавюртовских соглашений прежде всего потому, что они переводят внутренние отношения между субъектами федерации в область международных отношений. Но и это не самое страшное. Дело в том, что они не будут выполняться, потому что незаконные вооруженные формирования неоднократно подписывали различные соглашения и ни один пункт этих соглашений не выполнен. И Хасавюртовские соглашения они используют для усиления, укрепления своих позиций. Если прежние соглашения отдавали им только часть Чечни, то сейчас она отдана вся на откуп боевикам.
2. Чрезвычайно актуальна. В современной ситуации только на основе конституционной власти можно достигнуть любых целей в любом государстве, в том числе и у нас в России. Во всех других случаях каждая из политических сил всегда будет считать возможным любыми способами, включая вооруженный террор, добиваться своих целей.
КОНСТАНТИН ЗАТУЛИН:
1. Оценка реализации Хасавюртовских соглашений зависит от того, какой смысл, какая конечная цель в них заложена. Очевидно, что у Яндарбиева с Масхадовым одно понимание смысла соглашений, у Лебедя, Черномырдина, тем более у Лужкова – другое. Война приостановлена, а общественное мнение, пожалуй, впервые все более серьезно начинает интересовать судьба территориальной целостности России и оставленных ею в Чечне сторонников. Появилась потенциальная возможность навести порядок в армии, милиции, в бюджете Чечни. Все это пока плохо и слабо реализуется. Чеченская сторона, почувствовав вкус победы, проявляет себя гораздо энергичнее. Я желал бы, чтобы федеральные силы и наши сторонники в Чечне наконец увидели в Хасавюртовских соглашениях не почву для паники и отступления, а повод засучить рукава. Ничего еще не потеряно.
2. Ясно без слов.
ВЛАДИМИР СЕМАГО:
1. С точки зрения величайшей ценности на земле, Хасавюртовские соглашения – это благо. Они остановили ведение военных операций и именно это, с моей точки зрения, самое главное в них. С точки зрения политической, эти соглашения далеки от совершенства. Я считаю, что ни одна, ни другая сторона не дала легитимного представителя, имевшего бы право подписывать такой документ. Указ Президента о передаче части полномочий А.Лебедю не конституционен и не дает права подписывать подобный государственный документ. Сам процесс реализации скорее можно назвать положительным, хотя и тут уже появились сбои, что не дает возможности для однозначной оценки.
2. Неконституционная передача у нас существует де-факто. Есть А.Б.Чубайс, который от имени президента вещает на всю страну. Это и называется неконституционной передачей власти. Когда мы не знаем, где президент и что с ним, а очаровательный молодой человек, друг семьи, начинает рассказывать, что думает президент, что и как он собирается делать, то это оборачивается сурдопереводом “Герасим и Му-Му”. Поэтому конституционная передача власти была бы решением многих проблем. Если бы Черномырдин (а никто другой такого права не имеет) получил бы все полномочия на выполнение президентских функций на три месяца, а президент признал неспособность руководить страной в силу обстоятельств, связанных со здоровьем, то для России это было бы во благо.Те претензии, которые можно предъявлять к здоровому президенту, неэтично и негуманно предъявлять больному человеку.
ИРИНА ХАКАМАДА:
1. Для реализации Хасавюртовских соглашений необходима добрая воля двух сторон. Пока не будут освобождены все пленные, трудно будет надеяться на конечный успех. С другой стороны, отрадно то, что хотя бы сократилось количество жертв конфликта и появились надежды на его мирное разрешение.
2. В России основную роль играет не то, как передается власть, а то, кому по должности она передается и в руках какой личности окажется. Возможной нестабильностью, в случае временной передачи власти, из-за законодательной неурегулированности этого вопроса могут воспользоваться оппозиционные силы, заинтересованные в том, чтобы лишний раз “раскачать лодку”. Однако преувеличивать значение этого вопроса не стоит, потому что сформированы и длительное время функционируют демократические институты власти, обеспечивающие стабильность в государстве.
МАРТИН ШАККУМ:
1. Я оцениваю Хасавюртовские соглашения как договор, заключенный одним из замов Лужкова с лидером “солнцевской группировки” Михасем, о передаче Солнцева под юрисдикцию “солнцевской группировки” и о совместном патрулировании его улиц боевиками группировки и сотрудниками милиции. А если говорить серьезно, то урегулирование чеченского кризиса – это миф, в который хотят верить все – от А.Лебедя до простых граждан. Для чеченцев же это уловка, цель которой – удалить федеральные войска, одержать бескровную победу, расправиться с пророссийскими силами и де-факто получить независимость.
2. Характерно, что всех сейчас устраивает недееспособность нашего “монарха”. Пока кот спит, мыши веселятся. Отдельные чиновники уже включаются в новую президентскую гонку. Коррумпированные кланы себя прекрасно чувствуют и обделывают свои делишки. Все активно занимаются решением своих проблем, а для народа ничего не меняется. Вообще складывается впечатление, что власти просто делают попытку увести общественное мнение от углубляющегося системного кризиса, охватывающего все сферы российской государственности.