1. Как Вы оцениваете итоги второго тура президентских выборов?
2. Насколько вероятно, по Вашему мнению, формирование коалиционного правительства?
СЕРГЕЙ БАБУРИН,
депутат Государственной Думы
5
2
ВЛАДИМИР ЖИРИНОВСКИЙ,
депутат Государственной Думы
0
10
МИХАИЛ ЗАДОРНОВ,
председатель комитета по бюджету Государственной Думы
7
5
КОНСТАНТИН ЗАТУЛИН,
директор Института нового зарубежья
8
6
ИРИНА ХАКАМАДА,
депутат Государственной Думы
10
2
СЕРГЕЙ БАБУРИН:
1. Прошедшие президентские выборы подвели черту под целым историческим периодом конца 80-х – начала 90-х годов и открыли новую страницу в российской политической жизни. Они со всей очевидностью продемонстрировали, что, во-первых, отрицание коммунистической идеологии и нежелание возврата к прошлому оказались для российских граждан сильнее собственной жизненной неустроенности и нелюбви к существующей власти; во-вторых, полученные голоса на парламентских выборах 1995 года и президентских выборах 1996 года явились наивысшей точкой электоральных притязаний КПРФ. После чего неизбежен спад популярности этой партии среди российского населения и превращение ее в политическую силу, отражающую в лучшем случае интересы 10-15 процентов электората.
2. Оппозиция готова взять на себя свою долю ответственности за возрождение страны. Я сомневаюсь, что к этому готов президент.
ВЛАДИМИР ЖИРИНОВСКИЙ:
1. Без комментариев
2. Без комментариев
МИХАИЛ ЗАДОРНОВ:
1. Моя оценка явно не дотягивает до “глубокого удовлетворения”. Я, безусловно, доволен, что большинство населения не отдало предпочтения кандидату от коммунистов, чья предвыборная программа, в случае ее реализации, не принесла бы ничего хорошего российской экономике, да и обществу в целом. Но и победа Бориса Ельцина еще не означает, что удалось переломить негативные тенденции в политической системе и экономике. Курс реформ нуждается, на мой взгляд, в значительных коррективах, и я пока не могу с уверенностью сказать, что такие коррективы будут осуществлены.
2. Коалиционное правительство, сформированное по принципу партийного представительства, современной России, на мой взгляд, ни к чему. Оно, кстати, и не предусмотрено Конституцией. Иное дело, если речь идет о реорганизации правительства и его укреплении за счет привлечения профессионально грамотных и способных управленцев, вне зависимости от их политической ориентации. Создание такого кабинета, полагаю, не просто возможно, но и необходимо. Кстати, по персональному составу правительства можно будет судить о том, какие коррективы президент намерен (если, конечно, намерен) внести в курс реформ.
КОНСТАНТИН ЗАТУЛИН:
1. Как торжество управляемой демократии. После первого тура, принесшего победу Ельцину, президентской команде тяжелее было поддерживать в обществе апокалипсические ощущения. Скандал с коробкой и отставкой Коржакова, отбивший на время у части региональных администраций охоту усердствовать в поддержку президента, чуть было не поставил на грань риска окончательный исход. Союз с Лебедем, чудеса из телевизионного ящика, понятливость администраций “сомнительных” территорий выправили положение. Главное: оказалось, что Борису Ельцину некому проигрывать.
2. Власть уже представляет собой коалицию. Конечно, в окружении президента хватает людей, считающих, что Лебедь, как и мавр, уже сделал свое дело… Однако в ожидании неизбежной осени Виктору Степановичу Черномырдину не грех бы заручиться молчанием основных депутатских фракций. Поэтому вариант договоренностей с коммунистами не исключен. Все меньше оснований надеяться, что возможно вхождение в правительство сторонников Лебедя. Избавившись от Сосковца, премьер по своей воле вряд ли будет пускать в свой огород нового главного соперника в борьбе за наследство.
ИРИНА ХАКАМАДА:
1. Итоги второго тура показали:
– профессиональное ведение имиджевой кампании Б.Н.Ельцина;
– правильно выработанную тактику и стратегию переговоров с политическими противниками, находящимися в политической оппозиции (Лебедь, Явлинский). Самый сильный результат второго тура выборов – изменение итогов голосования в так называемых “красных регионах” (Краснодар, Ростов, Дагестан, Башкирия).
2. Именно достаточно внушительная победа во втором туре позволяет говорить не о политической коалиции в правительстве, а о профессиональной коалиции, в том числе с учетом 40 процентов населения, голосовавших в большинстве своем не за идеологию компартии, а выражавших протест против своей общественной невостребованности и социального обнищания в условиях реформы.