ДЕТСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ

По тому, как живут в обществе дети, принято судить о благополучии самого общества, о его состоятельности и жизнеспособности. Гордо звучавшая некогда фраза “Дети – наше будущее!” у большинства наших сограждан теперь не просто вызывает тревожное чувство, граничащее с отчаянием, а порождает вполне реальное ощущение неотвратимо надвигающейся катастрофы.

Неблагоприятные тенденции, которые рельефно и отчетливо проявились в последнее десятилетие в детской сфере, с каждым годом усиливаются и, что самое печальное – становятся уже привычными, не такими “страшными”, как казалось ранее. Внешнее проявление детской жестокости доходит порой до предела, границы которого несоразмерны с понятием “ребенок”. Неделю назад в “Комсомольской правде” была напечатана небольшая заметка о том, что в больнице одного из селений в Витебской области скончался от потери крови ученик 2-го класса местной школы. Ножевое ранение восьмилетнему школьнику нанес его пятилетний (!) приятель. Дети повздорили… Пятилетний преступник взял у одного из сверстников нож и ударил соперника в шею. Он сказал, что не раз видел в кино, как таким же образом мстят герои боевиков своим врагам.

Таковы суровые реалии нашей жизни. Кто-то, возможно, скажет: частный, единичный случай. Хотелось бы надеяться, что это так. Однако оценка общей ситуации в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей такова, что заставляет задуматься о многом. В последние годы резко сократилось производство детских и юношеских художественных и мультипликационных фильмов. Практически прекратила свое существование сеть специализированных детских кинотеатров. Сокращаются тиражи детских изданий. Не полностью удовлетворяется спрос на научно-художественные, познавательные книги, отечественную классику, литературу по школьной программе.

Растет безнадзорность среди детей и подростков. Несовершеннолетними или с их участием совершается ежегодно около 8 процентов от общего числа зарегистрированных преступлений. В течение 1991-1994 годов число тяжких правонарушений, совершенных подростками (убийства, грабежи, разбойные нападения), возросло в 2,9 раза. За этот же период количество несовершеннолетних, преступивших закон, увеличилось на 28 процентов. В общем объеме преступлений возрастает доля преступлений, совершаемых девочками. Особую тревогу вызывает тот факт, что рост числа несовершеннолетних преступников происходит гораздо быстрее (примерно в 6 раз), чем увеличение этой возрастной группы. Таким образом, подростки превратились в наиболее криминально активную часть населения России.

Сложная ситуация складывается не только в отношении социально-неблагополучных детей и подростков, попавших под дурное влияние и совершающих всевозможные противоправные действия. Общее снижение уровня жизни россиян, вызванное отставанием темпов роста доходов населения от темпов роста потребительских цен, существенно изменило структуру семейных бюджетов. При этом значительно ухудшилось качество питания детей, его состав постоянно смещается в сторону прогрессирующей углеводной модели потребления. Резко сократилось потребление ценных в биологическом отношении продуктов – овощей, фруктов, мясных, рыбных, молочных изделий.

Продолжается рост цен на детскую одежду, обувь, услуги детских дошкольных учреждений, возрастает оплата культурных и образовательных потребностей детей. При значительном росте цен на товары детского ассортимента в стране произошел спад их производства во всех республиках, краях и областях. В результате многие товары первой необходимости для детей в продаже отсутствуют. Имеющиеся в торговле импортные товары детского ассортимента значительно дороже отечественных и недоступны значительной части семей.

Общеизвестно, что благополучие детей неразрывно связано с созданием необходимых условий для их воспитания, образования, духовного развития. А если таких условий недостаточно, то, может быть, и не нужно стремиться к повышению рождаемости, то есть перестать воспроизводить бедность в расширяющихся масштабах и ущербность целого поколения? С одной стороны, действительно напрашивается вывод о недопустимости подобной ситуации, когда общество не в состоянии достойно выполнить свой долг перед уже родившимися детьми. Какое уж тут расширенное воспроизводство? С другой стороны, колоссально быстро развивающийся процесс старения населения России со всеми отсюда вытекающими последствиями (абсолютное и относительное сокращение трудоспособного населения, увеличение нагрузки на работающих и т.п.) влечет за собой целый шлейф самых нежелательных проявлений демографического дисбаланса.

В первую очередь это касается сокращения общей численности населения России в результате превышения на протяжении последних четырех лет показателя смертности над рождаемостью. Таким образом, естественный прирост населения превратился в естественную убыль.

ОБЩИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ РОЖДАЕМОСТИ, СМЕРТНОСТИ, ЕСТЕСТВЕННОГО ПРИРОСТА НАСЕЛЕНИЯ И МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ

        На 1000 чел. населения        Число детей, умерших в

Годы        Число        Число        Естественный        возрасте до

        родив        умер        прирост        1 года, на

        шихся        ших        (убыль)        1000 родив-

                                шихся

1970        14,6        8,7        5,9        23

1975        15,7        9,8        5,9        23,7

1980        15,9        11,0        4,9        22,1

1985        16,6        11,3        5,3        20,7

1990        13,4        11,2        2,2        17,4

1991        12,1        11,4        0,7        17,8

1992        10,7        11,2        -1,5        18,0

1993        9,4        14,5        - 5,1        19,9

1994        9,4        15,6        - 6,2        19,0

В этой связи особую озабоченность вызывает высокая младенческая и детская смертность. Несмотря на некоторое снижение ее размеров в последние годы (см. таблицу), уровень младенческой смертности остается высоким, более чем в 2 раза превышая соответствующие показатели в США, Франции, Англии. Коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет в 1994 году составил 22,4 в расчете на 1000 детей соответствующего года рождения. Не снижается материнская смертность, уровень которой в несколько раз превышает аналогичный показатель индустриально развитых стран.

Приведенные данные еще раз доказывают, что проблема улучшения положения детей – отнюдь не частная, а общенациональная проблема, требующая самой тщательной и скрупулезной проработки, не терпящая отлагательств и тем более попустительства со стороны тех, кто призван осуществлять контроль и обеспечивать условия для ее решения, прежде всего правительства Российской федерации.

В августе 1994 года Указом президента Российской Федерации была утверждена президентская программа “Дети России”. Она включает в себя шесть федеральных целевых программ: “Дети-инвалиды”, “Дети-сироты”, “Дети Севера”, “Дети Чернобыля”, “Планирование семьи”, “Развитие индустрии детского питания”. В феврале этого года вышел еще один Указ президента “О продлении действия президентской программы “Дети России”, который предусматривает расширение круга целевых программ. Среди них такие, как “Одаренные дети”, “Организация отдыха детей”, “Дети из семей беженцев и переселенцев”. Должны быть разработаны дополнительно целевые программы: “Профилактика безнадзорности и правонарушений детей”, “Развитие социального обслуживания семьи и детей”.

Сам факт существования таких программ весьма отраден. Однако состояние дел в этой сфере навевает грусть, если не сказать больше. В 1995 году программа “Дети России” профинансирована в целом на 73,6 процента, тогда как законодательными и нормативными актами было предусмотрено обязательное обеспечение ее финансирования в полном объеме. Бюджетные ассигнования выделяются с задержками. Кроме того, выявлены факты отвлечения средств, незаконного использования бюджетных ассигнований на мероприятия, не связанные с программой. Так, нецелевое и неэффективное использование бюджетных ассигнований составило 120,8 млрд рублей или 22,4% от всей суммы выделенных средств на реализацию мероприятий программы.

Неполное ассигнование бюджетных ассигнований и задержки в финансировании повлекли за собой существенные нарушения установленных сроков и объемов выполнения ряда важнейших мероприятий президентской программы “Дети России”. Так, в результате недостаточного и несвоевременного финансирования целевой программы “Развитие индустрии детского питания” сорван ввод мощностей по выработке адаптированных и лечебных молочных смесей, сухого молока и сухих продуктов детского питания на зерномолочной основе. Срыв выполнения задания по вводу мощностей по производству продуктов детского питания стал одной из причин невыполнения задания программы по производству этих продуктов и необеспечения необходимого ассортимента продуктов специального и лечебного назначения для детей раннего возраста. Учитывая масштабы заболеваемости и смертности детей именно в раннем возрасте, эти результаты выполнения, а точнее – невыполнения федеральной целевой программы усиливаются многократно.

Установлены факты осуществления государственными заказчиками незаконных посреднических операций с коммерческими структурами, то есть скрытой формы кредитования коммерческих структур за счет средств федерального бюджета. Вскрыты и случаи незаконных действий коммерческих банков при осуществлении операций со средствами федерального бюджета, предназначенными на реализацию мероприятий программы “Дети России”. Выявлены факты искажения отчетности об использовании средств федерального бюджета, в том числе на выполнение программы “Дети-инвалиды”. Так, остатки нераспределенных средств программы “Дети-инвалиды” оставлялись Министерством соцзащиты для использования на другие, в том числе и собственные нужды. Всего было выявлено нецелевое использование Минсоцзащиты средств за счет программы “Дети-инвалиды” на сумму около 20 млрд рублей.

Таким образом, реальность такова, что бесконтрольность и безответственность, царящие в обществе, так же как и во всех сферах, нарушают нормальный ход вещей и здесь – в самой болезненной точке “организма”. Тем более что переход к рынку и так оказывает слишком сильное воздействие на детей – материальное, моральное, психологическое. В вихре рыночной стихии дети не только становятся продавцами и покупателями, но и сами превращаются в товар. Это самое страшное последствие наших опасных “игр” с рынком.

Чтобы рынок повернулся к детям своей позитивной стороной, нужна продуманная, последовательная и четкая государственная политика. Особое внимание должно быть уделено образованию. Школа должна выпускать нравственно здоровых, экономически и юридически грамотных граждан. Практика показывает, что позитивных результатов можно добиться, изначально формируя у детей правильное экономическое мышление, обучая их “правилам игры” на рынке.

Исходя из того, что экономическое мышление формируется постепенно и не только за счет получения специальных знаний, можно с уверенностью утверждать – остро назрела необходимость серьезных, продуманных действий в области целенаправленной работы по экономической ориентации детей, начиная с самого раннего возраста, включая дошкольный период.

Кстати, вопросы, связанные с экономическими представлениями у детей, широко изучаются западными психологами, которые все чаще приходят к выводу о необходимости обязательного школьного обучения по экономической тематике, несмотря на то, что на Западе дети с самого раннего возраста получают достаточно серьезное экономическое образование в семье (на личном примере родителей, а также с помощью раннего приобщения детей к расходованию денег). Самое поверхностное ознакомление с уровнем подготовленности наших подростков к восприятию экономических знаний, предпринятое нами с помощью анкетирования московских школьников, показало поистине необъятное поле деятельности в данной области. Достаточно привести один пример: более четверти опрошенных продемонстрировали полное отсутствие даже общих представлений по этому поводу. На вопрос: “Интересуетесь ли Вы экономикой?” – большинством опрашиваемых был дан отрицательный ответ. В то же время строчкой ниже спрашивалось: “Хотелось бы Вам лучше разбираться в таких понятиях, как рынок, бизнес, коммерция и т.п.?” На этот вопрос от тех же респондентов получен утвердительный ответ.

Налицо чисто визуальный характер экономических представлений: то, что “на слуху”, вызывает определенный интерес и побуждает к получению знаний об этих явлениях. А то, что не фигурирует на поверхности, либо ассоциируется с какими-то консервативными понятиями, останется еще долго невостребованным, если вовремя не скорректировать систему интересов.

В настоящее время идея экономического образования детей уже не является новаторской. Несмотря на то, что ее решение, на наш взгляд, пока еще находится в зачаточном состоянии, появилось достаточно много энтузиастов, пропагандирующих эту идею и пытающихся реализовать ее на практике. Подтверждением тому является возникновение бизнес-классов, бизнес-школ, бизнес-колледжей, программы обучения в которых основаны на использовании главным образом зарубежных, и прежде всего американских, технологий.

Следует, однако, заметить,что не всегда прямой перенос на нашу почву зарубежного опыта показывает хорошие результаты. Тем более что все зарубежные методики экономического обучения рассчитаны на детей, выросших и сформировавшихся в совершенно иной среде, где многие экономические понятия усваиваются так же естественно, как, например, осознание необходимости ежедневно чистить зубы. В наших же условиях, когда начальная стадия экономического образования (семейное воспитание) пока еще не обеспечивается должным образом в силу объективных обстоятельств, очень большое значение имеет качество школьного экономического образования, необходимость которого теперь уже общепризнана. Весь вопрос в том, каким образом будет реализована эта идея на практике.

И в заключение следует напомнить: дети – наш главный капитал. Средства, вложенные в развитие жизнеобеспечения детей в самом широком смысле этого слова, окупятся сторицей. И пока не поздно, пора вплотную браться за решение “детского” вопроса не только в России, но и на всем пространстве бывшего Союза. И самое главное – нужно понять, что это вовсе не “детский” вопрос, это – вопрос жизни всего общества, это вопрос не только настоящего, но и будущего.

СРЕЗ

Ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных детей в России. По некоторым оценкам, они составляют не менее полумиллиона.

До 1990 года количество государственных детских домов из года в год сокращалось. С 1991 года, несмотря на рост количества детских домов семейного типа, увеличивается также и количество обычных детских домов. Однако ситуация такова, что необходимо открывать новые детские дома еще более интенсивно. Мест нет.

Для 60 тысяч беспризорников в Москве создано только 6 приютов. От 10 до 50 койко-мест каждый. В целом по России ситуация гораздо хуже.

Летом 1995 года в оздоровительных лагерях различных типов отдохнуло 5,2 млн. человек. Впервые за последние 5 лет произошел прирост сети оздоровительных детских учреждений и отдохнувших в них детей.

По сведениям, полученным из субъектов Российской Федерации, в 1995 году был организован отдых свыше 1,2 млн. детей из многодетных и неполных семей, 46,3 тыс. детей-инвалидов, 132,4 тыс. детей-сирот, свыше 28 тыс. детей безработных, 9,5 тыс. детей беженцев и вынужденных переселенцев, 146 тыс. детей из регионов Крайнего Севера, 107 тыс. детей из районов, подвергшихся радиационному заражению.

В 1996 году затраты на цели оздоровления детей, по предварительным подсчетам, составят свыше 8 трлн.рублей.При средней стоимости путевки 0,8-1,5 млн. рублей в загородные и профильные лагеря и 0,5-1,2 млн. рублей в лагеря дневного пребывания на их оплату потребуется 4,5 трлн. рублей. Остальные средства необходимы для покрытия хозяйственных расходов. За счет местных ресурсов и платы родителей (10-30% стоимости путевок) предполагается покрыть около 65% всех необходимых затрат. Недостающую часть средств, как считает Минсоцзащиты, необходимо изыскать за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

ЧИСЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ВОЗРАСТЕ ДО 16 ЛЕТ, ПОЛУЧАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ

        1981        1986        1991        1992        1993        1994

Всего, тыс.        53        91        155        212        285        345

На 10000 детей        16,5        26,2        43,1        59,4        80,9        99,9

МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ ПО ОСНОВНЫМ КЛАССАМ ПРИЧИН СМЕРТИ

        Число детей, умерших в возрасте до 1 года,

        на 10000 родившихся.

        1970        1975        1980        1985        1990        1991        1992        1993

Всего умерших от        230,4        237,2        220,7?207,2        174,0        178,2        180,5        198,8        

всех причин

в том числе от:

инфекционных и па-

разитарных болезней        11,4        22,3        31,2        24,0        13,4        12,4        11,7        14,2

болезней нервной

системы и органов

чувств        3,2        3,7        4,0        3,6         3,2        3,3        4,2        3,9

болезней органов

дыхания        93,5        94,4        78,3        48,2        24,7        27,1        26,6        30,9

болезней органов

пищеварения        12,0        8,7        4,4        2,1        1,1        1,3        1,4        1,5

врожденых аномалий,        30,8        33,6        34,5        36,7        37,0        38,8        38,6        40,7

состояний, возника-

ющих в перинаталь-

ном периоде*        61,8        58,1        52,0        77,7        80,1        79,8        80,5        88,0

несчастных случаев,

отравлений и травм        10,6        10,7        10,5        9,0        7,1        7,8        8,5        9,8

* Перинатальный – относящийся к рождению, т.е. относящийся к периоду непосредственно после родов (или к родам).

Ольга МЕНЬШИКОВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ГУД БАЙ, ИЧКЕРИЯ?
ИСХОД ВТОРОГО ТУРА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ ДАЛЕКО НЕ ПРЕДРЕШЕН
В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ – ТАНГО
ИСПЫТАНИЕ ВЫБОРАМИ
Политические итоги выборов
РАДИ МИЛЛИОНОВ
КТО ОСТАНОВИТ КПРФ
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 ИЮНЯ 1996 г.
АКУЛИЙ ХРЯЩ – ЭКСТРА!
ПРОИЗВОДСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
НЕТ ОТБОЯ ОТ ЗАКАЗЧИКОВ
Популярность г-на Зюганова заставляет задумываться…
ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК. К ЧЕМУ?
ПОЧЕМ ФУНТ ЛИХА В ПРИБАЛТИКЕ?
“УЖО ВАМ, СТУКАЧИ !”
ОТДЫХ НА ЛЮБОЙ ВКУС


««« »»»