В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ – ТАНГО

В Большом театре России прошла премьера – “Вечер современных балетов”. Постановку спектакля осуществил художественный руководитель балетной труппы Большого театра, выдающийся танцор и балетмейстер Вячеслав Гордеев.

Необычность вечера заключалась в том, что в спектакль Гордеев включил работу другого русского хореографа – Дмитрия Брянцева.

Спектакль состоял из двух отделений – “Дивертисмента”, объединяющего три номера, и “Последнего танго”, имел сюитное строение и поражал серьезностью, глубиной и редкой тематической выстроенностью.

Основная идея “Вечера современных балетов” – логическая незавершенность прекрасного в современном мире – оказывается настолько хореографной, что позволяет показывать ступени ее развития от едва наметившейся коллизии первого номера до трагического разрешения в “Последнем танго”.

Открывает “Дивертисмент” лирический дуэт из балета “Призрачный бал” на музыку Ф.Шопена в постановке Д.Брянцева. Дуэт очень красив и исполнен с безупречным академизмом. И все же за лирическими, мягкими линиями пластики проступает тревожное мироощущение современного человека.

Затем следует “Паганини” Вячеслава Гордеева на музыку “Пасакальи” Георга Генделя. Здесь идея становления раскрывается через взаимодействие двух сюжетных линий маленького балета.

Первая, глубинная, представленная музыкальными образами “Пасакальи” Генделя, образует тему преемственности в развитии искусства и ответственности художника.

Вторая, внешняя, исполняемая двумя танцорами, вырастает из двойственного характера центральной темы “Пасакальи” – становления жизни – прекрасной и трагичной одновременно. Она трактуется как тема подвига художника и цены, которую ему приходится платить за совершенство.

Перед нами Паганини, великий скрипач, для которого скрипка – инструмент преобразования Вселенной, его творчество – преодоление смерти, его подвиг, показанный как аллегорический символ распятия, – метафора возрождения прекрасного в жизни.

Выразительность и осмысленность танцевальных и пластических форм, умелое использование изобразительных аллегорий позволяет Вячеславу Гордееву создать жизненно точный образ художника. Основным выразительным средством становится современный классический танец, то есть система классического танца, получившая современное развитие и звучание.

Третьим в “Дивертисменте” показан “Мираж” на музыку Моцарта в постановке В.Гордеева. “Мираж” исполняется двумя солистами и десятью артистами кордебалета.

Эстетика постановки прекрасна! На переднем плане нежная и хрупкая девушка в белой тунике и сильный, мужественный юноша в белом трико. Сцена, окутанная голубоватой дымкой, заставляет вначале воспринять “Мираж” впрямую, как изображение зыбких, неопределенных состояний. Однако музыкальная основа балета и хореографический текст выводят из этого заблуждения. Музыкальный гений Моцарта не был склонен к иллюзиям и миражам.

Тема этого произведения – иллюзорность гармонии современных отношений между мужчиной и женщиной. Эта тема подчеркивается гениальной по завершенности и логике музыкой Моцарта и разрабатывается в серии хореографических композиций. С удивительным мастерством Вячеслав Гордеев показывает, как чистые и отточенные формы танцевальной пластики разрываются ломкими линиями “формальных” построений. Как раз за разом возобновляется безуспешная попытка логического их завершения.

В режиссуре этого номера, в многоплановом использовании возможностей кордебалета Вячеслав Гордеев развивает лучшие традиции симфонического танца, заложенные на русской сцене Ж.Перро, М.Петипа, М.Фокиным.

И второе отделение – “Последнее танго”. Еще до поднятия занавеса возникает ряд вопросов! Почему в Большом театре танго? Почему танец, которому более ста лет, современен?

Известный американский критик Мартин Готфрид писал: “Танго – это не просто музыка, ритм и танец, а прежде всего состояние души”. Блес Матаморо утверждал: “Первоначальным назначением аргентинского танго было хореографически изобразить сексуальные отношения между сутенером и его подопечной, и первыми исполнителями танго были завсегдатаи публичных домов”.

В постановке Гордеева возникает сложная субстанциональная структура танго, основой которой являются: индивидуализм, сексуальное влечение, извращение мотивов страсти, чувственность, притягательная сила прекрасного, беспринципность, темперамент, контраст и унификация мужского и женского начал, закрытость и продажность.

“Состояние души”, зародившееся на рубеже ХХ века, при внимательном рассмотрении оказывается очень точной и емкой характеристикой психологии широкого круга людей нашего времени. И этим определяется его современность.

Родившееся на окраинах Буэнос-Айреса, в среде, которая получила название “орилья”, танго как явление искусства вбирает в себя ряд характерных черт музыкальной и танцевальной культуры различных наций и рас.

В своей музыкальной и танцевальной формах танго опирается на сплав испанской хабанеры, андалузского фондаяго, креольской милонги и негритянского кондомбе. Двудольный размер и мелодико-ритмические характеристики музыкальной основы позволяют осуществлять различные ритмические и тематические модификации движений. Содержание танго облекается в страстную, манящую и прекрасную форму того “состояния души”, о котором говорил Мартин Готфрид.

Поэтому как в содержании, так и в форме танго заложена возможность восприятия его международной аудиторией. Этот классический танец выступает на уровне международной системы, готовой к синтезу с системой, лежащей в основе “Большого балета”.

Балет Вячеслава Гордеева “Последнее танго” отображает, к каким разрушительным последствиям приводят ценностные установки и “состояние души” тангистов, перенесенные из искусства в реальность. Балет длится пятьдесят минут. Однако по своей художественной цельности и драматическому накалу он равен полнометражному балетному спектаклю.

В основу спектакля положена музыка классика аргентинского танго А.Пяцоллы. Это придает постановке этнографическую и историческую достоверность. Вместе с тем хореограф избегает вариативной разработки базовых форм танго и сосредоточивает внимание на психологических характеристиках персонажей, приобретающих общечеловеческое масштабное звучание.

Главный герой – Поль вместе со смертью жены теряет нравственные ориентиры. При встрече с прекрасной и страстной Жанной он насилует ее, разрушая тем самым любовь, нарождавшуюся между Жанной и другим героем. Состояние раздвоенности между идеалом и бездуховным сексуальным влечением приводит Поля к опустошенности и гибели.

Хореография этого балета представлена синтезом классического танца и танцевальных форм современности с незначительными включениями па и пластики танго.

Помимо того что работа Вячеслава Гордеева является новым шагом в развитии современного искусства балета, она дает возможность блестяще проявить свое мастерство артистам Большого театра. Необходимость исполнения современного репертуара очевидна. Об этом красноречиво говорит артистическая судьба Майи Плисецкой. Достаточно было ей остаться в рамках “классики”, и она стала бы для нашего поколения только воспоминанием.

К сожалению, рождение нового спектакля Большого театра было отмечено рядом критических статей, авторы которых не захотели или не смогли увидеть то значительное и ценное, что заключено в этой хореографии.

Вячеслав Гордеев проявил себя как балетмейстер, владеющий сложными приемами хореографической режиссуры, способный одновременно создавать адекватные нашему времени танцевальные формы. Несмотря на сложный, концептуальный характер его постановок, их философскую глубину, они поражают изысканностью и психологической выразительностью. То есть теми качествами, которые свойственны только отшлифованным веками народным танцам или танцам, созданным подлинно талантливыми хореографами.

К сожалению, танец невозможно описать словами, так же как и невозможно передать словом содержание живописи. Их надо смотреть.

Мы все помним “черные годы” балетных кризисов. Этот спектакль доказал, что современность таит в себе неисчерпаемый материал для хореографии. Поэтому вполне уместно уже говорить не просто о постановочной манере Вячеслава Гордеева, а об академическом стиле его постановок, открывающих новую страницу в жизни прославленного театра.

Андрей Сидоров

премьера


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ДЕТСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ
РАДИ МИЛЛИОНОВ
ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК. К ЧЕМУ?
“УЖО ВАМ, СТУКАЧИ !”
ГУД БАЙ, ИЧКЕРИЯ?
Политические итоги выборов
КТО ОСТАНОВИТ КПРФ
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 ИЮНЯ 1996 г.
АКУЛИЙ ХРЯЩ – ЭКСТРА!
ПРОИЗВОДСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
НЕТ ОТБОЯ ОТ ЗАКАЗЧИКОВ
Популярность г-на Зюганова заставляет задумываться…
ПОЧЕМ ФУНТ ЛИХА В ПРИБАЛТИКЕ?
ОТДЫХ НА ЛЮБОЙ ВКУС
ИСХОД ВТОРОГО ТУРА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ ДАЛЕКО НЕ ПРЕДРЕШЕН
ИСПЫТАНИЕ ВЫБОРАМИ


««« »»»