Театр на Большой Дмитровке

Московскому музыкальному театру исполняется 90 лет. У этого творческого коллектива поистине уникальная история. Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко был создан при слиянии трех художественных коллективов – Оперного театра имени К.С.Станиславского, музыкального театра имени Вл.И.Немировича-Данченко и Московского художественного балета под руководством Викторины Кригер.

В своей творческой деятельности два оперных коллектива ставили целью осуществление реформы оперного искусства. В основу работы были положены творческие принципы МХАТа, которые позволили создать высокохудожественные спектакли. В разные годы оперной труппой руководили П.Марков, И.Туманов, Л.Михайлов, а балет около тридцати лет возглавлял выдающийся балетмейстер Владимир Бурмейстер. Сам блестящий танцовщик, Владимир Павлович как никто другой знал природу танцовщиков и очень грамотно подбирал артистов.

При Бурмейстере балетная труппа украсила афишу театра такими блестящими постановками, как “Жанна д’Арк”, “Снегурочка”, “Лола”, “Эсмеральда”, а его версия “Лебединого озера” до сих пор считается совершенной и остается в репертуаре театра вот уже пятьдесят пять лет. Мало того, этот балет с огромным успехом шел много лет на сцене парижской “Гранд-опера”.

Украшением балетной труппы при Бурмейстере стали В.Бовт, С.Виноградова, Э.Власова, С.Виноградова, Ю.Григорьев, А.Домашов, М.Дроздова, В.Кириллов, М.Крапивин, Г.Крапивина, Г.Ледях, М.Лиепа, В.Тедеев, А.Чичинадзе. Особая страница в истории балета этого театра – творчество выдающейся балерины, обладательницы премии имени Анны Павловой Парижской академии танца Элеоноры Власовой. Все, что станцевала на сцене Музыкального театра эта блестящая актриса, золотыми буквами вписано в историю отечественной хореографии. Но особенно хочется сказать о таких ее созданиях, как Купава в “Снегурочке” (на снимке – Э.Власова и Г.Ледях -– Мизгирь), Жанна д’Арк, ОдеттаОдиллия (“Лебединое озеро”), Актриса (“Штраусиана”), Эсмеральда. Последняя партия имела грандиозный успех во время парижских гастролей балетной труппы. А какой пленительно прекрасной была сначала Медора, а затем обольстительная Гульнар в “Корсаре”.

После смерти В.Бурмейстера пост главного балетмейстера занял партнер Власовой Алексей Чичинадзе. Балерина украсила его спектакли “Франческа да Римини” (Франческа), “Степан Разин” (Марья), “Дочь Кастилии” (Лауренсия). Оставаясь высококлассной балериной, чья танцевальная техника достигла совершенства, Власова в этих партиях демонстрировала незаурядный талант драматической актрисы. Обидно, что в театре не оценили педагогический дар Элеоноры Евгеньевны и не предложили ей заниматься с молодыми балеринами. Увы, великих балерин прошлого как в Большом, так и в Музыкальном театре сменили высокотехничные танцовщицы. Вот только “душой исполненный полет” исчез из балетных спектаклей.

Свой юбилей театр встречает в отреставрированном здании на Большой Дмитровке. Несколько лет назад здание пострадало от пожара. Правительство столицы помогло восстановлению театра. Помимо основной сцены оперные спектакли идут на Малой сцене: “Так поступают все женщины”, “Несчастье от кареты”, “Остров любви” и оперетта Д.Шостаковича “Москва, Черемушки”.

Оперный репертуар театра достаточно интересен. Здесь в основном классика: “Травиата”, “Любовный напиток”, “Пиковая дама”, “Тоска”, “Мадам Баттерфляй” и другие оперы. В репертуаре и премьеры прошлого сезона – “Демон”, “Майская ночь” (музыкальный руководитель и дирижер Вольф Горелик и режиссер-постановщик Александр Титель).

Балетный репертуар также состоит из классических произведений – “Жизель”, “Золушка”, “Щелкунчик”, “Тщетная предосторожность”, “Дон Кихот” и трехактный “балетный триллер” – “Баядерка” (картина “Тени”), “Пахита” (гран-па из балета) и “Вальпургиева ночь”, а из современной хореографии – “Чайка” знаменитого балетмейстера Джона Ноймайера.

Отметит театр в юбилейном сезоне и 80-летие оперного режиссера, народного артиста РСФСР Льва Михайлова. В тридцать два года Лев Дмитриевич стал главным режиссером Московского музыкального театра. Среди наиболее значительных его постановок – “Катерина Измайлова”, “Порги и Бесс” Гершвина, “Любовь к трем апельсинам” Прокофьева, а также идущая до сих пор на сцене “Пиковая дама”. К сожалению, Лев Михайлов ушел из жизни слишком рано – в 1980 году. Ему было только пятьдесят два года.

Разумеется, в юбилейном сезоне будут премьеры новых оперных и балетных спектаклей. О наиболее интересных “МП” обязательно расскажет читателям на своих страницах. А откроет юбилейный сезон опера “Евгений Онегин” (26 и 27 сентября) и балет “Лебединое озеро” (28, 29 сентября).

Владимир ВАХРАМОВ.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Закон чехарды
Музей Сахарова
Лучезарная Ингрид


««« »»»