Лучезарная Ингрид

Прошедший август – хороший повод вспомнить легендарную личность – трехкратную обладательницу премии “Оскар” Ингрид БЕРГМАН. 29 августа 1915 года она появилась на свет. А спустя всего 67 лет, в день своего рождения, 29 августа, Бергман навсегда покинула этот мир.

Бергман – одна из тех блистательных европейских актрис, без которых Голливуд представлял бы заурядную кинофабрику. Вот эти небожительницы: Грета Гарбо (Грета Густавсон), Марлен Дитрих (Маргарета фон Лош), Вивьен Ли (Вивиан Хартли), Одри Хепберн (Одри Орделхайт)… Бергман не надо было менять фамилию, чтобы ее запомнили миллионы американцев. Она стала любимицей янки. Но до этого Ингрид прославилась как звезда шведского кино.

Впервые многообещающая молодая актриса Ингрид Бергман появилась в шведском фильме “Граф из Мункбро”. Платье, в котором она играла свою роль, хранится теперь в Музее шведского кино, как и платье, в котором завоевала известность Грета Гарбо. В это же время Бергман обручается с симпатичным дантистом Петером Линдстромом, а 10 июля 1937 года они венчаются в лютеранской церкви. Это был счастливый союз прелестной девушки двадцати одного года и красивого молодого человека тридцати лет.

Ингрид много снималась. И не только в Швеции, но и на крупнейшей студии Германии “УФА”. Окружавшие актрису друзья боялись, что она может (и как они считали, должна была обязательно) получить приглашение “на чаепитие” к доктору Геббельсу. Все боялись, что взрывной характер Ингрид навлечет гнев всесильного министра. К счастью, Бергман не была во вкусе Геббельса. Она покинула Берлин без сожаления. Вместе с Петером на своем маленьком автомобиле они отправились в поездку по Европе. Это было последнее мирное лето.

Фильм “Интермеццо” (шведский вариант) стал основным трамплином к успеху для Ингрид. “Мисс Бергман не только красива, – писала лос-анджелесская “Дейли ньюс”, – она наделена силой огромного эмоционального воздействия, что встречается чрезвычайно редко. Голливудским продюсерам нужно подумать, как переманить ее в Америку, хотя бы для того, чтобы держать ее подальше от шведского кино, которое становится все лучше и лучше”.

Всесильный Дэвид Селзник (ко времени их знакомства снимал “Унесенных ветром”) заинтересовался Ингрид и, несмотря на то, что актриса недавно (осень 1938) родила дочь, добился, чтобы мисс Бергман 6 мая 1939 года прибыла на океанском лайнере “Куин Мэри” в Нью-Йорк, а затем поездом отправилась в Лос-Анджелес. При первой встрече с Ингрид Селзнику она не понравилась. Не понравилось все: высокий рост, брови, губы, имя и фамилия. Но на следующий день умница Дэвид заявил:

У меня родилась настолько простая идея, что никому раньше в Голливуде она просто не могла прийти в голову. Ничего тебе не нужно менять. Оставайся как есть. Ты будешь первой “естественной актрисой”.

Первым фильмом Бергман в США тоже была лента “Интермеццо”, но на американский манер. Закончив съемки этой картины, актриса вернулась в Стокгольм. Началась Вторая мировая война. Муж Ингрид настоял, чтобы она с дочерью Пиа уехала из Швеции в Америку. Тем более, что Селзник решил вновь снимать Бергман. Но до этого она дебютировала на Бродвее в пьесе “Лилиом”. Грандиозный успех. Так как Селзник отменил съемки фильма о Жанне д’Арк, то одолжил Бергман студии “Коламбиа пикчерс”, где она сыграла в мелодраме “У Адама было четыре сына”. Затем отправил ее сниматься в “Метро-Голдвин-Майер” (“МГМ”) в ленте “Лихорадка в раю”, где ее партнерами были звезды Голливуда Роберт Монтгомери и Джордж Сандерс.

Дэвид Селзник понимал, что, отдавая Ингрид другим студиям, может потерять ее, поэтому предложил ей роль в “Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда”. А Эрнест Хемингуэй выбрал ее на роль Марии в экранизации своего романа “По ком звонит колокол”.

Слава ее растет. Причем Ингрид не шокирует публику сногсшибательными нарядами, любовными скандалами. Она – сама простота, но гениальна как актриса, что подтвердил спектакль “Анна Кристи”, где она сыграла главную роль. Потом была легендарная “Касабланка”. И партнер у нее был замечательный – Хэмфри Богарт. А до этого успех с ней делили Спенсер Трейси и Гари Купер – суперзвезды Голливуда. С последним она снимется в следующем фильме – “Саратогская железнодорожная ветка”. А параллельно актриса ездит по военным госпиталям, где выступает перед ранеными солдатами. Закончив один фильм, она начинала сниматься в другом. На этот раз был “Газовый свет” с партнером Шарлем Буайе – Ингрид получила своего первого “Оскара”.

Закончилась война, и Бергман отправилась в Европу с концертами для солдат союзников. Но долго эти “командировки” продолжаться не могли. Ингрид ждали на киностудиях. Она стала сниматься у Альфреда Хичкока в “Завороженном” с Грегори Пеком и в “Дурной славе” с Кэри Грантом.

Бергман никогда не работала ради денег. Поэтому после ошеломительного успеха у Хичкока она подписала контракт для участия в пьесе о Жанне д’Арк, а параллельно снялась в экранизации “Триумфальной арки” Э.М.Ремарка. А потом Виктор Флеминг перенес историю Жанны д’Арк на экран, где Бергман блеснула вновь. И снова Хичкок – Ингрид сыграла главную роль в фильме “Под знаком Козерога”.

Как-то Ингрид увидела фильм неизвестного ей итальянского режиссера Роберто Росселлини “Рим – открытый город”. Он поразил ее. А просмотр его картины “Пайза” убедил Бергман послать ему телеграмму. Роберто и Ингрид встретились в Париже. Эта встреча стала началом самого громкого романа тех лет. И самого скандального. Невероятным сегодня кажется то, что произошло в 1949 году. Актриса выразила желание сыграть главную роль в картине Росселлини “Стромболи, земля божья”. Между режиссером и актрисой возникло серьезное чувство. По сегодняшним меркам – не более чем романтическая история. Но тогда кинозвезда не имела права на личную жизнь, не освященную благосклонным расположением публики и прессы. И та, и другая сочли, что Бергман бросила им вызов. Как сказал по этому поводу классик мирового кино Жан Ренуар: “Она настолько честна, что предпочитает скандал лжи”.

“Желтая пресса” вылила на актрису столько грязи, что другой человек просто бы не отмылся за всю жизнь. Ингрид Бергман с достоинством перенесла годы замужества с Росселлини. Мало того, в феврале 1950 года она родила сына Робертино, а потом еще близняшек – Изабеллу (она станет актрисой и дебютирует в фильме “Вопрос времени” в роли сестры милосердия, а Ингрид сыграет старую графиню) и Изотту Ингрид.

В течение шести лет Ингрид снималась только у мужа, хотя получила ряд предложений от ведущих режиссеров Италии – Висконти, Феллини, Де Сики. Но Росселлини не разрешал жене сниматься у них, считая ее своей собственностью. Но как ни странно, позволил ей сняться у Жана Ренуара в картине “Елена и мужчины”. Фильм имел огромный успех во Франции, но когда он вышел в США под названием “Странные дела в Париже”, американская пресса назвала ленту катастрофой – Голливуд продолжал мстить “изменнице”.

К лету 1956 года Бергман потихоньку стала возвращаться к активной театральной работе. С бешеным успехом в Париже прошел спектакль “Чай и сострадание” с Ингрид в главной роли. В Лондоне она вместе с Юлом Бриннером снялась в фильме “Анастасия” (премия “Оскар”). На свой страх и риск актриса полетела в Нью-Йорк. И – о Боже! – американцы простили свою “заблудшую дочь”.

Произошли перемены и в личной жизни. Бергман развелась с Росселлини, снялась с Кэри Грантом в картине “Нескромный”. А перед Рождеством 1958 года состоялось бракосочетание с Ларсом Шмидтом, известным продюсером. Актриса вновь востребована кинематографом – “Снова прощай” (“Любите ли вы Брамса?”), “Желтый роллс-ройс”, “Цветок кактуса”, однако, больше предпочитает работать в театре. Но от интересных предложений в кино не отказывалась никогда. Так появились на экране фильмы: “Убийство в восточном экспрессе” (премия “Оскар” за роль второго плана), “Осенняя соната”, “Стимуляторы”.

В 1973 году Ингрид Бергман узнала, что неизлечимо больна. И на протяжении девяти лет она мужественно боролась со своей болезнью. Для всех она продолжала оставаться энергичной, наполненной жизнью и радостью “лучезарной Ингрид”. Она оставила после себя сорок пять фильмов, благодарную память о десятках ролей, созданных в театре, и автобиографическую книгу “Моя жизнь”, в которой “лучезарная Ингрид” поведала о том, что жизнь кинозвезды не может быть безмятежно лучезарной.

Владимир ВАХРАМОВ.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Театр на Большой Дмитровке
Музей Сахарова
Закон чехарды


««« »»»