“СФИНКС, НЕ РАЗГАДАННЫЙ ДО ГРОБА”

Так называли современники российского самодержца, императора Александра I – государственного деятеля, законодателя, реформатора, дипломата и политика, на долю которого выпала тяжелейшая историческая роль в борьбе с таким мировым завоевателем, как Наполеон Бонапарт. На чем же основывалось столь неординарное определение личности Александра I?

Александр, сын Павла I и немецкой принцессы Софьи Доротеи Августы, принявшей имя и титул великой княгини Марии Федоровны, родился в 1777 году и буквально с первых же дней своего существования покорил сердце бабки – императрицы Екатерины II. “Он будет наследством, которое я завещаю России”, – воскликнула однажды Екатерина. Слова оказались пророческими. Завещанное “наследство” не было скудным. 25 лет царствования Александра I, коронованного 15 апреля 1801 года, ознаменовались не только так называемыми “наполеоновскими войнам” (1805-1815), но и другими важными событиями: задумывались государственные реформы, составлялся проект российской конституции, делались попытки отменить крепостное право.

Унаследовав от бабки шарм и придворную ловкость, любовь к фразе, которая могла бы обольщать, и стремление вечно казаться чем-то большим, чем был на самом деле, Александр всегда производил впечатление на людей. Самолюбование, пристрастие к внешней красивости и порядку (в делах приводившая к мелочной придирчивости), неистребимое стремление нравиться соединились в нем с романовским упрямством и двуличием. Многие чувствовали это. Шведский посол Лагербиелке писал, что “в политике Александр I тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, и фальшив, как пена морская”. Наполеон говорил, что русский император “обладает умом, изяществом, образованием; он обольстителен; но ему нельзя доверять, он неискренен, это византиец эпохи упадка империи, тонкий, притворчивый, хитрый…”

Желание быть великим в Александре было громадным. И тем не менее известно, что путь к российскому императорскому трону был у Александра I не так прям и прост. Кроме того, он был полит кровью. В юности царевич называл нелепым наследование престола и высказывался за выборность верховной власти. Царствование бабки ему представлялось “неимоверным беспорядком и грабежом со всех сторон”. Своему другу Виктору Кочубею великий князь в 1796 году сообщал о своем твердом намерении отказаться от престола, а своему воспитателю швейцарцу Фридриху Лагарпу писал:”Я охотно уступлю свое звание за ферму подле Вашей”.

Позже, наблюдая царствование своего отца Павла I, Александр меняет свои воззрения:”… если когда-либо придет и мой черед царствовать, то вместо добровольного изгнания я сделаю несравненно лучше, посвятив себя задаче даровать стране свободу и тем не допустить ее сделаться в будущем игрушкою в руках каких-либо безумцев… Даровать России свободу и предохранить ее от поползновений деспотизма и тирании – вот мое единственное желание”.

Наследник престола – республиканец, мечтавший о революции и конституции… Забавно, не правда ли? Едва ли был другой такой случай в мировой истории. Однако перипетии российской истории не способствовали тому, чтобы эти мечты стали реальностью. Решающим, переломным моментом во взглядах Александра на свое предназначение стала роковая ночь с 11 на 12 марта 1801 года, когда фактически был совершен дворцовый переворот, в результате которого через вырванное заговорщиками соучастие в убийстве отца Александр оказался на троне. Тяжело пережив случившееся, он испугался, так как понял свою незащищенность и зависимость от дворянской элиты. Страх этот не оставлял его до конца жизни, предостерегая от непродуманных шагов. Александр стал осторожным и предпочитал действовать только наверняка – так начался переход от великого – в замыслах – реформатора к “великому монарху”, не только не ослабившему, но и еще более укрепившему прежний абсолютизм.

Тем не менее начало правления было в определенной степени революционным. Либеральные тенденции во внутренней политике Александра I наиболее ярко проявились в его первых указах при восшествии на престол. Указом от 15 марта 1801 года царем была объявлена полная амнистия политическим ссыльным, заключенным в тюрьмах и эмигрантам. В указе было перечислено 156 амнистированных лиц, в том числе и известный автор “Путешествия из Петербурга в Москву” А.Н.Радищев. Всего же было освобождено 536 человек из 700, числившихся по спискам Тайной экспедиции и сосланных в монастыри, крепости и в Сибирь. На дверях Петропавловской крепости бывшие арестанты написали: “Свободна от постоя”. Александр, узнав об этом, добавил: “Желательно, чтобы навсегда”.

Одна за другой следуют отмены всевозможных ограничений Павла I на ввоз и вывоз товаров, поездки за границу. Отменяется запрещение ввозить из-за границы книги и ноты, разрешаются вновь частные типографии. 28 мая выходит указ о запрещении печатать объявления о продаже крепостных крестьян без земли. 2 апреля Александр издал указ об уничтожении Тайной экспедиции, одно название которой приводило людей в трепет. Текст указа гласил: “Рассуждая, что в благоустроенном государстве все преступления должны быть объемлемы, судимы и наказуемы общею силою закона, мы признали за благо не только название, но и самое действие Тайной экспедиции навсегда упразднить и уничтожить, повелевая все дела в оной бывшие отдать в государственный архив к вечному забвению”.

При императоре складывается Негласный комитет, так называемый кружок молодых друзей царя – выходцев из аристократических семей, хорошо знакомых с западными идеями. Они считали необходимым реформировать Россию. В этом кружке за чашкой чая велись беседы, в которых принимал участие и Александр, о перестройке “безобразного здания империи” и увенчании его конституцией, “соответствующей истинному духу нации”. Все эти события достаточно точно можно охарактеризовать следующими пушкинскими строками: “Дней Александровых прекрасное начало”.

Каким же было продолжение этих памятных дней? Царь не торопился с преобразованиями. Пока кружок молодых друзей, в шутку названный царем Комитетом общественного спасения, разрабатывает тайные проекты конституции, Александр I проводит серию ограниченных изменений в администрации. Вместо петровских коллегий вводятся министерства, усиливается бюрократический централизм. Вводятся в практику печатные отчеты о деятельности министерств, а также статистические отчеты, разрабатывается теория статистики, начинает издаваться Статистический журнал. Таким образом, в скрытую от общественного внимания деятельность многих правительственных и общественных учреждений вводились элементы гласности, дававшие возможность в какой-то степени контролировать ранее замкнутую государственную структуру. В 1803 году был издан указ “О вольных хлебопашцах”, по которому помещикам разрешалось освобождать крестьян с землей за выкуп (за годы правления Александра I освобождены 47153 души мужского пола). На высшие посты выдвигаются молодые: 30-40-летние генералы, министры, дипломаты при Александре I не исключение, а правило.

Значительных успехов, особенно в первое десятилетие царствования Александра I, достигло в России народное просвещение. При Александре были открыты новые русские университеты: Харьковский, Казанский, Дерптский и в Вильно. Были также организованы: Институт путей сообщения, Училище правоведения, Земледельческое училище, Медико-хирургическая академия, Коммерческое училище и коммерческие гимназии в Одессе и Таганроге, Горный кадетский корпус, знаменитый Царскосельский лицей.

Издается множество всякого рода указов, уставов, инструкций, призванных регламентировать устройство и функционирование учебных заведений, государственных учреждений, добровольных обществ, например, устав Вольного экономического общества, Общества любителей российской словесности и др. Издаются также учебники по русской и всеобщей истории и переводные труды западноевропейских экономистов и философов, знакомящие россиян с развитием зарубежной общественно-политической мысли. В это же время Александр поручает Карамзину составить “Историю Государства Российского”, а позднее ассигновал ему крупные суммы денег для ее издания.

При Александре I создавались необходимые условия для более быстрого, чем раньше, развития отечественного предпринимательства, и начало им положил манифест царя 1807 года “О даровании купечеству новых выгод”, стимулирующий развитие национальной торговли. Купечество получило ряд существенных социальных привилегий, и в частности освобождалось за денежные взносы от рекрутской повинности, ему позволялось создавать акционерные общества, а в то же время иностранные торговцы лишались былых преимуществ по сравнению с российскими. Согласно этому манифесту, отечественные купцы 1-й и 2-й гильдии во многом уравнивались в правах с дворянством, им разрешалось иметь отдельные собрания, собственные выборные органы, торговые суды и прочее.

Вместе с тем в главных реформаторских намерениях, связанных с отменой крепостного права и введением в России конституционного правления, Александр проявил крайнюю осторожность и нерешительность. Царь, формально располагавший неограниченной властью, в реальных условиях не смог или не захотел ее употребить и заставить дворян-помещиков освободить своих крестьян. Александр I исходил из убеждения, что в любой проект отмены крепостного права “должен быть положен принцип добровольности”. А социальная база сторонников реформ была еще очень слабой. По той же причине и важный исторический документ под названием “Государственная уставная грамота Российской империи” (российская конституция) так и не был принят. Хотя это был уже 1818 год, когда можно было воспользоваться благоприятной политической ситуацией, сложившейся после окончания наполеоновских войн. Национальный подъем, охвативший страну, не нашел отклика в его душе. Когда в 1820 году несколько видных сановников намекнули царю на необходимость реформ, Александр мрачно ответил: “Некем взять”. Совсем рядом молодые офицеры уже приступили к созданию тайных обществ с целью преобразования России, а царь не хотел их замечать. За годы своего царствования он слишком привык прислушиваться к мнению консервативного дворянства. Это не дало возможности решиться в тот момент, когда появилась возможность осуществить давно лелеемые реформаторские замыслы.

Не будем выносить свой приговор. История расставит все на свои места.

С некоторыми моментами из жизни монарха,

мечтавшего о революции,

познакомила вас Ольга ГОЛИЦЫНСКАЯ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ВИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА
ПРИОРИТЕТ – КЛИЕНТЫ “МОСТ-БАНКА”
ЧТО БУДЕТ В 2005 ГОДУ?
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА. ТЕНДЕНЦИИ И УГРОЗЫ
Назад в СССР или вперед в ССР?
1916 ГОД. РАЗЛИВ. ЛЕНИН В ШАЛАШЕ. В 16-М ЕЩЕ НЕ БЫЛО “НОРЫ”…
Видео-63
НЕ УСТАВАЙТЕ ОТДЫХАТЬ
НАША “СЛАДКАЯ ПАРОЧКА” – ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ
“ЗВЕЗДЫ”, “ЗВЕЗДОЧКИ” И “ЗВЕЗДА”
ЗАГАДКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Президентский план урегулирования чеченского кризиса
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОЛЯРНИК АРТУР ЧИЛИНГАРОВ
СТРАТЕГИИ И ЦЕЛИ
ГЕНЕРАЛ ЛЕБЕДЬ: СОЛДАТ ПЕРЕБОРОЛ ПОЛИТИКА
ЧЕСТНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ
ДЕМОКРАТЫ В ОБНИМКУ С ЛЕБЕДЕМ?
ЧЕМ ПОЕТ БОРИС МОИСЕЕВ
ЗВЕЗДНЫЙ ПРИНЦ ЭСТРАДЫ
ЗДОРОВЫЕ ПОЧКИ, ЖЕЛЕЗНЫЕ НЕРВЫ
ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ПОЕТ. ПО ТЕЛЕФОНУ
СМЫСЛ СОЦИАЛИЗМА ДЛЯ РОССИИ


««« »»»