СТРАТЕГИИ И ЦЕЛИ

Парламентские слушания, посвященные проблемам социально-экономического положения Российской Федерации, проводятся в третий раз и становятся доброй традицией Государственной Думы как представительного органа государственной власти. Их регулярное проведение с участием представителей всех ветвей государственной власти, партий и общественных движений, объединений профсоюзов, товаропроизводителей и предпринимателей, деловых кругов и научной общественности должно способствовать выработке таких согласованных решений, которые бы содействовали консолидации общества. Я думаю, что такую практику нужно приветствовать, ибо всякая келейная, закрытая от общества система разработки целей социально-экономического развития страны и принятия решений по их реализации усиливает конфронтацию в обществе. Мы же ищем пути к социальному партнерству.

Принятый Государственной Думой и введенный в июле прошлого года Федеральный закон “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации” является первой попыткой, может быть, и не во всем удачной, как-то структурировать процесс выработки и принятия решений по жизненно важным для всей страны вопросам социально-экономического развития. Мы пытаемся сделать этот процесс открытым для общества на всех стадиях, привлечь к нему все заинтересованные слои и, таким образом, сделать его гласным и осознанным для общества.

Актуальность сегодняшних парламентских слушаний диктуется сложным социально-экономическим положением страны. Более глубокий анализ экономической ситуации показывает, что положение во всех сферах – финансовой, инвестиционной, институциональных преобразований, аграрной и, что особенно опасно, социальной – не столь оптимистично, как это пытаются представить президент и правительство Российской Федерации.

Особую озабоченность вызывает отсутствие ясных и согласованных долгосрочных целей правительственного курса реформ и непоследовательность в текущей социальной и экономической политике. Фактически сегодня социально-экономические процессы в стране вышли из-под контроля, и все ветви государственной власти вынуждены бессистемно и беспомощно реагировать на постоянно возникающие чрезвычайные ситуации: задолженность бюджета поставщикам продукции для государственных нужд, рост взаимных неплатежей предприятий и организаций, просроченные задолженности предприятий и организаций по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе и в Пенсионный фонд, задержки с выплатой заработной платы и пенсий. Такая бессистемность в социально-экономической политике губительна и не может не вызывать протест в обществе. В кризисные моменты истории страны существует настоятельная необходимость предпринять совместные усилия для поиска выхода из сложившегося положения.

Актуальность сегодняшних парламентских слушаний вызывается еще и приближающимися президентскими выборами. В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации, именно президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики нашего государства на среднесрочную перспективу. Поэтому президентские выборы являются тем рубежом, на котором мы обязаны проанализировать все, что сделано за прошедший период. На этом рубеже общество ждет ясной и понятной формулировки целей дальнейшего развития и путей их реализации.

Парламентские слушания сосредоточены из следующих основных вопросах:

Краткосрочная перспектива. Сегодня мы практически уже не имеем ни времени, ни больших возможностей для маневрирования. Экстренные меры должны быть приняты прежде всего в бюджетной, налоговой и кредитно-денежной сферах. Проводимая в 1992-1995 годах бюджетная политика привела бюджетную систему фактически к состоянию, близкому к коллапсу. Настоятельно необходимы такие сценарии действий, чтобы в 1996-1997 годах проводимая макроэкономическая политика, с одной стороны, не допускала дальнейшего снижения жизненного уровня населения и, с другой – позволяла бы создать условия для постепенного оживления инвестиционной активности и подъема в реальных секторах экономики.

В среднесрочной перспективе нужны варианты структурной и инвестиционной политики, с тем чтобы в условиях острого дефицита финансовых ресурсов выбрать наиболее приемлемые в российских условиях направления инвестиционной и промышленной политики, вывести экономику из депрессии.

В долгосрочной перспективе требуются концепции социально-экономического развития Российской Федерации, с тем чтобы в последующем можно было бы предложить обществу четкие и реально достижимые стратегические цели.

Есть еще один вопрос, заслуживающий особого внимания. Если отвлечься от крайне левых и крайне правых направлений в нашей политической жизни, то основные программные цели социально-экономического развития страны, сформулированные в документах различных партий и движений, в силу специфики таких документов, неизбежно будут пересекаться. Поэтому кроме продекларированных основных программных целей должен быть предложен четкий механизм их реализации, позволяющий контролировать ход событий и вносить вовремя необходимые корректировки.

Анализ показывает, что весь комплекс целей, намеченных к реализации в 1995-1997 годах в Программе правительства или не реализуется вовсе, или реализуется крайне медленно, противоречиво. Сложившаяся ситуация свидетельствует о наличии серьезных проблем в системе государственного управления, не позволяющих реализовать намеченные цели. Поэтому кроме разработки концепции социально-экономического развития страны, приемлемой для широких слоев общества, необходимо разработать механизмы, в том числе и законодательные, которые гарантировали бы ее безусловное исполнение.

Юрий МАСЛЮКОВ, председатель комитета Государственной Думы по экономической политике


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЗВЕЗДНЫЙ ПРИНЦ ЭСТРАДЫ
“СФИНКС, НЕ РАЗГАДАННЫЙ ДО ГРОБА”
ЧТО БУДЕТ В 2005 ГОДУ?
ЗДОРОВЫЕ ПОЧКИ, ЖЕЛЕЗНЫЕ НЕРВЫ
НАЗАД В СССР ИЛИ ВПЕРЕД В ССР?
ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ПОЕТ. ПО ТЕЛЕФОНУ
Видео-63
СМЫСЛ СОЦИАЛИЗМА ДЛЯ РОССИИ
НАША “СЛАДКАЯ ПАРОЧКА” – ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ
ВИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА
ЗАГАДКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ПРИОРИТЕТ – КЛИЕНТЫ “МОСТ-БАНКА”
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОЛЯРНИК АРТУР ЧИЛИНГАРОВ
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА. ТЕНДЕНЦИИ И УГРОЗЫ
ГЕНЕРАЛ ЛЕБЕДЬ: СОЛДАТ ПЕРЕБОРОЛ ПОЛИТИКА
1916 ГОД. РАЗЛИВ. ЛЕНИН В ШАЛАШЕ. В 16-М ЕЩЕ НЕ БЫЛО “НОРЫ”…
ЧЕСТНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ
НЕ УСТАВАЙТЕ ОТДЫХАТЬ
ДЕМОКРАТЫ В ОБНИМКУ С ЛЕБЕДЕМ?
“ЗВЕЗДЫ”, “ЗВЕЗДОЧКИ” И “ЗВЕЗДА”
ЧЕМ ПОЕТ БОРИС МОИСЕЕВ
Президентский план урегулирования чеченского кризиса


««« »»»