Назад в СССР или вперед в ССР?

От СССР – Союза Советских Социалистических Республик, до ССР – Союза Суверенных Республик, всего пять с небольшим лет. 22 декабря 1991 года три президента – Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич создали Содружество Независимых Государств, и это одновременно означало конец СССР. 2 апреля 1996 года Борис Ельцин и Александр Лукашенко поставили автографы под семистраничным документом, который определяет принципиально новые взаимоотношения между двумя странами. А незадолго до этого лидерами четырех стран – России, Казастана, Белоруссии, Киргизии – был подписан договор, углубляющий интеграционные процессы. Факт подписания этих договоров, вполне возможно, означает закат СНГ. Но можно ли рассматривать ССР как этап возрождения Советского Союза?

За время, как перестало существовать СССР, народы, которые жили в нем, пережили все – и радость, что наконец-то свободны и независимы, и горечь, что действительность оказалась намного хуже, чем грезилось. Часть граждан впала в запойную тоску по великой советской державе от Бреста до Владивостока и от Мурманска до Кушки. Коммунисты решили сыграть на этой ностальгии, чтобы заполучить политические дивиденды. Они обещали перед парламентскими выборами предпринять усилия по восстановлению великого и могучего Советского Союза. И сделали нервный шаг к этому: Государственная Дума приняла 15 марта постановление, в котором говорится: “Признать утратившим силу Постановление ВС РСФСР от 12 декабря 1991 года “О денонсации Договора об образовании СССР””. Стоя, нескончаемыми овациями встретила коммунистическая часть парламента это решение. Демократы криво ухмылялись.

Со всех сторон выгоднее, когда существует обширное экономическое пространство. Но на территории бывшего СССР оно не состоялось. Слишком много причин накопилось для развода всех со всеми. Развелись и получили, что хотели: каждый стал безгранично самостоятельным. Жизнь стала много трудней. Были перерезаны артерии экономики. И одна из целей создания Содружества Независимых Государств как раз и состояла в том, чтобы удержать на плаву экономики новых независимых стран. Но не получилось. Было немало объятий и поцелуев глав государств – членов Содружества, собирались премьеры, слетались на многочисленные встречи чиновники всех рангов и уровней. Однако принимаемые документы носили преимущественно декларативный характер, они не работали, решения не выполнялись. По некоторым подсчетам, потенциал СНГ реализуется лишь на 5 процентов. Тому много причин – недоверие друг к другу, жажда сиюминутной выгоды, противоречия между членами сообщества.

Что для СНГ является желанной целью, уже давно реализовано Европейским Союзом. Интеграционные процессы в ЕС вот уже около 40 лет идут неуклонно и несокрушимо. В принципе предполагалось, что и СНГ станет аналогом ЕС. Однако чем дальше, тем больше противоречий и несогласованностей между членами Содружества. Да и само слово “содружество” при тех напряженных отношениях, не говоря уж о необъявленной войне между Азербайджаном и Арменией, звучало как издевательство.

Потому постепенно созрела идея более узкого экономического союза, который объединил бы государства, между которыми минимум противоречий, и есть взаимопонимание между их лидерами. Таких стран среди членов Содружества четыре – Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия. Создан “Союз четырех”, как назвал новое образование Нурсултан Назарбаев. Главная цель договора между ними – формирование единого экономического пространства. А это значит – функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем. Участники договора обязуются проводить согласованную политику ценообразования. Будет единой политика в сфере социальной защиты и образования. Многого можно ожидать от создания бестаможенного пространства, предусмотренного договором.

Российские коммунисты, едва только просочились сведения о создании “Союза четырех”, едва было объявлено о планах Москвы и Минска подписать союзнический договор между Россией и Белоруссией, тут же торжествующе закричали: видите, видите, все идет по нашим предначертаниям, стоило нам принять принципиальное постановление Госдумы, восстанавливающее Советский Союз, как это начало реализовываться. Однако тут есть некоторая нестыковка в датах. Как пояснил Назарбаев, впервые идея более плотных связей между нашими странами возникла 14 ноября прошлого года на встрече Ельцина и казахстанского президента в Барвихе. Сначала предполагалось, что договор подпишут три страны – Россия, Белоруссия, Казахстан. Была намечена дата подписания – 14 марта. Потом желание присоединиться выразила Киргизия, из-за чего дата отодвинулась на 29 марта. Тут и подсуетились коммунисты со своим постановлением о денонсации беловежских соглашений, которое приняли с энтузиазмом 15 марта. Так что скорее коммунисты пристроились в хвост интеграционным процессам, которые проводят четыре президента.

Коммунисты вообще оказались в незавидной ситуации. После принятия постановления раструбили что они совершили перелом истории. Но поднялась волна критики, как внутри страны, так и за ее пределами. И постепенно на лицах Зюганова, Селезнева торжествующая мина сменилась растерянностью, переходящей в раздражение. Они попытались обвинить прессу в нагнетании страстей. Инициаторы денонсации начали разъяснять публике, что принятый документ не имеет юридического значения, его надо понимать как политическое заявление. Но если политическое, то при чем здесь Дума? Подобные заявления уместно делать на партийном собрании “первички” или на пленуме партии, но не в парламенте, у него другие функции – законодательные.

Итак, сложился новый союз России и Белоруссии. Хотя в слово “союз” Борис Ельцин и Александр Лукашенко вкладывают разные понятия. Ельцин предполагает, что новое образование не нарушает сложившихся политических реалий и на карте мира по-прежнему существуют два отдельных, независимых государства – Россия и Белоруссия. А буйный Лукашенко имеет страсть безгранично расширять значение этого обоюдоострого слова, он высказывался с том смысле, что возникает единое государство с одной конституцией, единым правовым пространством и единым кошельком. Скорее, все-таки Ельцин ближе к точному толкованию понятия “союз”. Мы уже начали привыкать жить в России. А подписанный договор – лишь усилит, ускорит процессы интеграции между двумя странами.

Николай АНДРЕЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПРИОРИТЕТ – КЛИЕНТЫ “МОСТ-БАНКА”
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА. ТЕНДЕНЦИИ И УГРОЗЫ
ЧТО БУДЕТ В 2005 ГОДУ?
1916 ГОД. РАЗЛИВ. ЛЕНИН В ШАЛАШЕ. В 16-М ЕЩЕ НЕ БЫЛО “НОРЫ”…
Видео-63
НЕ УСТАВАЙТЕ ОТДЫХАТЬ
НАША “СЛАДКАЯ ПАРОЧКА” – ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ
“ЗВЕЗДЫ”, “ЗВЕЗДОЧКИ” И “ЗВЕЗДА”
ЗАГАДКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Президентский план урегулирования чеченского кризиса
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОЛЯРНИК АРТУР ЧИЛИНГАРОВ
СТРАТЕГИИ И ЦЕЛИ
ГЕНЕРАЛ ЛЕБЕДЬ: СОЛДАТ ПЕРЕБОРОЛ ПОЛИТИКА
“СФИНКС, НЕ РАЗГАДАННЫЙ ДО ГРОБА”
ЧЕСТНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ
ДЕМОКРАТЫ В ОБНИМКУ С ЛЕБЕДЕМ?
ЧЕМ ПОЕТ БОРИС МОИСЕЕВ
ЗВЕЗДНЫЙ ПРИНЦ ЭСТРАДЫ
ЗДОРОВЫЕ ПОЧКИ, ЖЕЛЕЗНЫЕ НЕРВЫ
ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ПОЕТ. ПО ТЕЛЕФОНУ
СМЫСЛ СОЦИАЛИЗМА ДЛЯ РОССИИ
ВИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА


««« »»»