КРИМИНАЛЬНЫЙ МОНСТР НЕ СДАЕТСЯ

КОММЕНТАРИЙ К КРИМИНАЛЬНОЙ СТАТИСТИКЕ 1995 ГОДА

По данным органов милиции, криминальная обстановка в России за прошлый год не претерпела резких изменений. Между тем пресса, общественные организации, да и простые обыватели настойчиво твердят о разгуле преступности. Кто прав?

ОДИН ПИШЕМ, ДВА В УМЕ

Согласно сухим цифрам официальной статистики, в 1995 году совершено 2 755 669 преступлений – с ростом к уровню 1994 года на 4,7 процента. Это значит, что на 100 тысяч населения приходится 1862 преступления. При этом статистика фиксирует сокращение числа умышленных убийств, разбойных нападений и грабежей. Тяжкие телесные повреждения – а это люди, изувеченные пулевыми, ножевыми ранениями, – хотя и составляют 62 тысячи случаев, но тоже меньше уровня прошлого года почти на 9 процентов. Более чем на 10 процентов сократились изнасилования и даже квартирные кражи – на одну пятую. И хотя обворовано более 300 тысяч квартир, сокращение все равно впечатляет.

Удивительно, но факт: преступления, связанные с использованием огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, сократились в истекшем году почти на 30 процентов. Пожаров было меньше на 10 процентов, хотя убытки от них выросли в три раза – сгорело добра на 850 млрд рублей. Тревожный симптом: горит не мелочевка, а солидные, дорогостоящие объекты. Меньше стало несовершеннолетних преступников и взяточников. Почти на 5 процентов сократились преступления на улицах, в том числе и такие опасные, как разбои, грабежи, хулиганские проявления. Несмотря на бурный рост автомобилизации населения, оказывается, реже происходили дорожно-транспортные происшествия.

У людей доверчивых такая статистика преступности может вызвать благостное настроение. Значит, начинаем “побеждать” ее, злодейку, значит, наметилась, как говорят в милиции, “тенденция сокращения”? Хочу взглянуть на ту же статистику с несколько иного угла зрения. Ряд цифр вызывает глубокие сомнения. Я далек от мысли обвинять кого-то в недостоверности, обмане, фальсификации. Данные о преступлениях стекаются в Информационный центр МВД РФ со всех, в том числе самых отдаленных, уголков России. Здесь все систематизируется, обобщается, суммируется и выдаются итоги, по которым затем делаются прогнозы, намечаются планы и вырабатывается стратегия борьбы с преступностью. И все же…

“ГДЕ МОЙ ЧЕРНЫЙ ПИСТОЛЕТ?”

Трудно, например, поверить, что за год в России хищения оружия, боеприпасов, боевой техники и взрывчатых веществ составили всего 1336 случаев. Это при том, что продолжается чеченская война и на южных базарах можно купить любое оружие – от пистолета до гранатомета. Зато появился в статистическом сборнике, на мой взгляд, странный раздел – “утрачено” огнестрельного оружия. И если к похищенному вооружению прибавить 28 792 “утраченного”, полученные цифры намного превысят прошлогодние.

Здравомыслящему человеку непонятно, как можно “утратить” десятки тысяч гранатометов, пистолетов и автоматов. В соответствии со статьей 250 Уголовного кодекса: “Промотание или утрата военного имущества … наказываются лишением свободы на срок от 1 года до 3 лет”, но при условии, что на предварительном следствии будет доказан преступный умысел обвиняемого. Видимо, именно этим создаются правовые основы для парадоксального соотношения объемов похищенного и “утраченного” оружия. И если срочно не внести в Уголовный кодекс жесткие карающие санкции, то подобных “утрат” в 1996 году будет еще больше.

На 1 января 1992 года в картотеке МВД СССР числилось в розыске 123 тысячи стволов. Тогда не было еще чеченской войны и оружие на базарах не продавали. На начало текущего года в МВД РФ числится всего 28 тысяч стволов. Куда же делись почти 100 тысяч остальных? Может быть, их нашли, изъяли у преступников, произвели контрольные отстрелы, сверили по нумерации и определили, не из них ли стреляли нераскрытые убийцы?

Нет, чудес не бывает. Все гораздо проще: в связи с развалом СССР в новом государстве, видимо, завели новую картотеку, а старую, вместе с неразысканным оружием, сдали в архив. Неудивительно, когда киллеры на месте преступлений бросают номерное автоматическое оружие – не беспокоясь, что по нему детективы смогут выйти на источник приобретения.

ВЗЯТКА В ЗАКОНЕ

Экономические и имущественные преступления, как и прежде, составляют основную долю в структуре преступности. Продолжается активная криминализация потребительского рынка: повседневным стало необоснованное повышение цен, незаконное предпринимательство, обман покупателей, торговля фальшивками.

Безлицензионная деятельность многочисленных финансовых компаний, как правило, заканчивается их фиктивным банкротством и присвоением чужих средств. Благоприятные условия для крупных мошеннических операций создает правовая неурегулированность фондового рынка. За прошлый год только незаконные сделки с валютными ценностями выросли на 43 процента, а контрабанда и нарушение таможенных правил – в 2 раза. Эти цифры – только верхняя часть криминального айсберга. Не случайно президент недавно открыто заявил по телевидению, что в высших правительственных структурах и конкретно в Министерстве экономики завелись саботажники. На этом фоне цифры уголовной статистики вызывают некоторое смущение. Например, взяточников выявлено меньше, чем в предыдущем году, хотя бизнесмены уже в открытую говорят – без взятки не решить даже пустячного вопроса. При этом из 4900 задержанных взяточников осуждено к лишению свободы всего 67 человек, то есть чуть больше процента. Убедительные цифры для вывода: брать взятку не опасно, даже если поймают за руку.

ПРЕСТУПНАЯ НЕСТЫКОВКА

В России все давно ждали Закона “О борьбе с организованной преступностью”. В конце прошлого года наконец Государственная Дума приняла такой закон. В его подготовке принимали участие уважаемые опытные профессионалы Генеральной прокуратуры, МВД РФ, Верховного суда, Минюста, ФСБ, Департамента налоговой полиции, Государственного таможенного комитета, Службы внешней разведки, Министерства финансов, ученые, депутаты Госдумы. Сейчас, засучив рукава, браться бы за его практическую реализацию. Но если внимательно изучить последний проект нового Уголовного кодекса России, который старая Дума благословила, то возникает странное чувство: Закон “Об организованной преступности” практически пойдет под откос, если новый Уголовный кодекс будет принят без изменений.

В Уголовном кодексе нет главного, а именно правоприменительных норм, дающих понятие о преступной организации, преступном сообществе. Полностью исключено понятие об особо опасном рецидивисте. Несколько ранее потеряли статью о бродяжничестве и попрошайничестве. К чему это привело, мы ежедневно наблюдаем на вокзалах и в подземных переходах. Предварительное следствие и суды будут руководствоваться Уголовным кодексом, а не думским законом. Преступная нестыковка – иначе это не назовешь.

РЕКРУТЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА

В России с 1988 года устойчиво растет количество лиц, совершивших уголовные преступления. В 1988 году их было 835 тысяч, в 1995 – более 1,5 миллиона человек. Кто эти люди? Групповая преступность? Нет, по статистике она сократилась. Наркоманы и несовершеннолетние тоже совершили преступлений меньше, чем в предыдущем году. Так кем же были пополнены ряды преступников?

Прежде всего это лица, не имеющие постоянного дохода, – 721 тысяча человек. Это не бродяги и не тунеядцы, а люди, имеющие жилье и прописку, но добывающие, или вынужденные добывать, пропитание воровством и мошенничеством. Почти половина всех преступлений совершается именно ими. Это значит, в государстве, которое переходит к рыночной экономике и новым видам собственности, реально появилась новая, криминальная общность людей. Еще одна категория преступников – безработные, их привлечено к уголовной ответственности 83 тысячи человек. Эти две социальных группы стали сегодня основной питательной средой преступности в России.

Другая тревожная тенденция – за последние 3 года стабильно по 1 миллиону человек в год совершают преступления впервые. Приобретаемый новичками преступный опыт к добру, естественно, не приводит. А профилактика преступности, пропаганда неотвратимости наказания практически не ведутся.

НЕ ХОДИТЕ, ГРАЖДАНЕ, ВЕЧЕРОМ ГУЛЯТЬ

Много сетований по поводу того, что на улицах и во дворах неспокойно. Не только дети, но и взрослые стараются реже выходить по вечерам, чтобы не быть ограбленными, обворованными, беспричинно не попасть под пьяную руку хулиганов.

Куда исчезли с улиц пешие милицейские патрули? Милиция отговаривается большой нехваткой кадров, только в Москве недостает более 8 тысяч сотрудников, а уволилось из органов за истекший год 6 тысяч человек. Отряды милиции особого назначения, подразделения быстрого реагирования, которые создавались для борьбы с бандитскими группировками, вместо этого воюют в Чечне и других “горячих точках”. Муниципальная милиция, на спонсорских автомашинах, патрулирует в основном вокруг рынков и толкучек, гоняет уличных торговцев.

Вас ударили, забрали шапку, сумку с продуктами… В дежурной части в таких случаях нередко заявляют: что вы с этой мелочевкой обращаетесь, мы с убийствами справиться не можем. Люди просто перестают верить в правосудие, обращаться в милицию. В итоге – “достигнуто” сокращение статистики уличной преступности.

Реально, не на цифрах ожидать снижения преступности – это глубокое заблуждение. Жаль, что высокие милицейские чины не понимают этого, а докладывают о “стабилизации” и “сокращении”. В сегодняшней обстановке “сокращение” хулиганства, уличной, рецидивной, вооруженной преступности должно вызывать у генералов не самоуспокоенность, а наоборот, тревогу. Значит, с цифрами что-то не то.

Леонид ПОПОВ,

генерал-лейтенант милиции в отставке


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МОЛОДЫМ ВЕЗДЕ У НАС ДОРОГА…
А СУДИТ КТО?
НА ЛАВКЕ С КЛАВОЙ
СТРАННОЕ СУЩЕСТВО – РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК
ЗА ЧТО БЬЮТСЯ ДУМЦЫ?
ГОСПОДА, ЕШЬТЕ БАНАНЫ!..
ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ ГЕННАДИЯ СЕЛЕЗНЕВА
В этой рукописи – 500 пожелтевших машинописных страниц…
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ Г-НА ЛИ ФЭНЛИНЬ
Отмена июньских выборов
ВО ИМЯ МИРА И РАЗВИТИЯ
СВЕТ С ВОСТОКА?
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА В ПОИСКАХ НОВОГО ЛИЦА
ТАК БЫЛИ ЛИ РЕФОРМЫ?
В ТИСКАХ ПРЕДВЫБОРНЫХ ОБЕЩАНИЙ
ЭТО НЕ СКАЗКА, А СКАЗОЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Москва златоглавая как магнит всегда притягивала…
“УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ” ВО ВРЕМЯ РАЗВАЛА?
НАСМЕШКИ БОЯТЬСЯ – ВО ВЛАСТЬ НЕ ХОДИТЬ
ХУДОЖНИК САРУХАНОВ КАК Я


««« »»»