РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА В ПОИСКАХ НОВОГО ЛИЦА

Лицо российской политической элиты меняется. И эти изменения происходят под определяющим воздействием итогов декабрьских выборов.

Удивляться нечему. Лидерство оппозиции в большинстве субъектов Федерации (78 из 89) воспринимается властью как мощный сигнал того, что назрела необходимость в ее обновлении.

В КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕЗИДЕНТА

Действия президента, как ключевого элемента российской политической системы и ее элиты, думается, вполне отвечали этой потребности.

Расставание с лидерами “радикально-реформаторского” лагеря было неизбежно. Причем независимо от того, симпатичны они или нет лично Б.Ельцину (мне думается, что, скорее всего, симпатичны, но по контрасту, а не по сходству того “теста”, из которого слеплен Ельцин, с “тестом”, из которого слеплены наши “либералы”).

Ельцин прекрасно понимает, что политика – не междусобойчик, а своеобразное “ухо”, которое должно улавливать малейшие колебания массовых настроений и реагировать на них.

При президентской же системе, весьма близкой монархической, особенно велика опасность разрыва между настроениями, которые внушает королю свита, и настроениями “толпы”. Выборы в Думу позволяют безошибочно определить, кто в этой жесткой “мужской” игре за право повелевать пан, а кто пропал.

И из элиты, из “избранных” вполне уместно потеснить тех политиков, которые не сумели получить поддержки, достаточной для формирования крупных и самостоятельных фракций в Госдуме, тех, кто не “избран” и к элите не имеет уже реально никакого отношения, “бывших”. С этой точки зрения вполне понятно, почему в первую очередь и в самом большом количестве “президентская метла” вымела из властных структур деятелей, так или иначе связанных с “радикально-демократическим” кланом российской политики.

Отставки А.Козырева, С.Филатова, А.Чубайса, а также представителей президента в Думе и Конституционном суде А.Яковлева и В.Савицкого относятся именно к этой группе отставок, прямо связаны с линией на сброс “демократического балласта”. Выиграй Гайдар “билетик” в Думу, личная политическая судьба этих деятелей была бы, наверное, иной. Так же, например, как и А.Назарчука, который должен сказать спасибо за свою отставку не Ельцину, а лидеру АПР М.Лапшину, сумевшему в компании с И.Рыбкиным вызвать к себе неприязнь даже у крестьянства. Тихо перекочевавший с поста министра без портфеля на депутатское место Герой социалистического труда, делегат XXVI и XXVII cъездов КПСС, один из “отцов русской демократии” (основатель Демократической партии России) Н.Травкин может предъявлять претензии только самому себе – sic transit gloria mundi!

“НОВЫЕ РУССКИЕ” РЕШАЮТ КРОССВОРД…

Несколько иное положение у тех, кто, находясь у власти, сумел-таки пройти электоральное чистилище, и пусть с потерями, но все же пробился в парламент. В.Черномырдин, рискнувший выйти в качестве “играющего тренера” общественно-политического движения “Наш дом – Россия” и не добившийся серьезного успеха на выборах, так же как в свое время и Е.Гайдар на выборах 1993 года, оказался в непростой ситуации.

Его 10 процентов – это и есть “партия власти” – весь социальный слой, выигравший в результате реформ, не разочаровавшийся в них и готовый поддерживать нынешнюю политику и дальше. Количественно эти 10 процентов, конечно, не впечатляют, но главное здесь – качество. Это наши российские “селфмэйдмены”, наши деловые и руководящие мозги.

К сожалению, “страшно далеки они от народа”, так же как и их лидер. Выборы показали, что эта социально-политическая группа изолирована, эгоистична и скупа, работает на себя и только на себя. Причем настолько увлеклась этим, что даже к выборам поленилась (или пожадничала) и не удосужилась ничего сделать, чтобы “снизить” высокую социальную цену реформ и исправить “ошибки” в экономической политике. Даже зарплаты и пенсии остались невыплаченными (естественно, кое-где и кое-кем). Мало того, но и в бюджете, принятом на “президентский”, 1996 год, не пожелали предусмотреть средства для индексации зарплаты, пособий и т.д.

И то понятно: “дорвались”-таки. В кои-то веки в России бывает “свобода рук”!

Президентская линия в отношении этой политической группировки, возглавляемой премьером, исходит, по-видимому, из достаточно простой ситуации – “заелись”, пора бы и поработать на общее дело. Монетаристские симпатии премьера, которыми прикрывают свои разыгравшиеся аппетиты наши “лучшие люди”, плохо стыкуются с электоральной линией Ельцина – “положить в основу политики самую важную задачу России и ее регионов – защиту социально-экономических прав людей”.

Фактически сегодня в их лице президент имеет главных (причем умных и осторожных) оппонентов своего предвыборного, откровенно популистского курса, находящих ощутимую поддержку в контролируемых “радикальными реформаторами” СМИ. Несмотря на то что под давлением Б.Ельцина премьер вынужден идти на такие проинфляционные меры, как зачет взаимных долгов предприятий, оплату “чеченских триллионов”, выплату долгов по зарплате шахтерам (к этим долгам бюджет не имеет никакого отношения), отмена налога на сверхнормативную часть фонда оплаты труда, восстановление сбережений и вкладов так называемых “обманутых вкладчиков” (это планируется) и т.д., все эти шаги премьер неустанно сопровождает рассчитанными на понимание в определенных кругах заявлениями о приверженности правительства к жесткому курсу финансовой и денежной политики.

Президент же настаивает еще и на поэтапном увеличении пенсий, стипендий, других выплат, а также на повышении минимальной зарплаты, на мерах, рассчитанных на резкое снижение (в два раза) численности тех, кто находится за чертой бедности.

Очевидно, что в такой ситуации возникает ощутимый зазор между планами президента и ресурсами, которые способен выделить на общие нужды наш “имущий класс”. Образуется пропасть, которую уже нельзя преодолеть прежними методами работы с правительством, когда Б.Ельцин пытался контролировать главу правительства, организуя вокруг премьера систему “сдержек и противовесов”, просто укрепляя свои отношения с противниками А.Чубайса и В.Черномырдина (например, с лидером “московской группировки” Ю.Лужковым, а также с губернатором Свердловской области Э.Росселем, с первым вице-премьером О.Сосковцом, близким к начальнику Службы безопасности президента А.Коржакову). Или, например, пытаясь противопоставить Чубайса и Черномырдина, поставив первого вице-премьера во главе Федеральной энергетической комиссии.

После декабрьских выборов, учитывая понизившийся политический вес премьер-министра, президент предпринял решительные шаги, направленные на более полную изоляцию премьера. К числу таких шагов можно отнести достаточно скандальный выход из правительства С.Шахрая (которого президент затем поставил “на общественных началах” во главе комиссии по подготовке договоров по распределению полномочий между центром и регионами); кампанию против Чубайса, завершившуюся отставкой последнего и передачей контроля над ГКИ от “петербургского клана” Чубайса-Беляева-Коха другой группировке деловых людей, выражающей охоту поддержать Ельцина в его борьбе за признание своего права руководить страной.

“НОВЫЕ” И “СТАРЫЕ” МАРГИНАЛЫ ГОТОВЫ “МАХНУТЬСЯ” РОЛЯМИ

Дальнейшие шаги российской “демократуры”, выставленной или ушедшей из Кремля, показали, что на нынешнем этапе политического процесса она ищет замену Ельцину в Черномырдине. Однако думается, что наша олигархия понимает, что ее дело при таком раскладе будет проиграно – даже если она обопрется на 10-15 процентов голосов российской челночно-лавочной “буржуазии”, которая сама не прочь залезть в карман к “большим людям”.

Сам премьер публично уже высказал негативное отношение к затее по выдвижению своей кандидатуры.

Наконец, еще одна важная тенденция в формировании нынешнего облика российской федеральной элиты. Успех КПРФ вынес ее руководство из рядов оппозиционной элиты (“контр-элиты”) в элитное пространство современной российской политики. Помимо того, что КПРФ не без успеха овладевает аппаратом Думы, многие меры, предпринимаемые ныне президентом, а также его кадровая политика показывают, что партия Зюганова, пусть и косвенно, признана в качестве серьезной силы, мнение которой играет немаловажную роль в процессе принятия политических решений.

Это может весьма радикально повлиять на систему союзов и цели лидеров исполнительной власти. Ничего страшного в этом нет – главное, чтобы была польза для страны и народа.

ОПЕРАЦИЯ “ЩИТ”

Линия президента, пытающегося расшевелить “общественное чувство” российской олигархии, вполне логично сочетается с дальнейшим повышением роли спецслужб и силовых структур, координируемых, как признает большинство экспертов, начальником Службы безопасности президента. Резко пошел в гору и заменивший Филатова на посту главы Администрации президента “строгий” Н.Егоров, взгляды которого “конгруэнтны” позициям и взглядам руководства СБ, а также выдвиженцы Егорова на ключевые посты в Администрации президента.

Вполне естественно, что, вынуждая и понуждая российских “нуворишей” отдать к выборам “кесарю кесарево”, Б.Ельцин пытается делать заметный акцент на задаче преодоления традиционных трений между силовыми ведомствами. Характерно, что из альянса силовиков был исключен генерал-полковник А.Николаев, командующий погранвойсками, слывущий сторонником “демократов”.

Еще один ход в новой многоходовке Б.Ельцина делает фигура московского мэра Ю.Лужкова, который в последнее время стал весьма близок президенту, оставшись победителем в схватке с “железным Толиком” и бросив тут же перчатку премьеру. Президент показывает, что он весьма внимательно относится к словам и делам мэра (так, Ельцин дословно повторил слова Лужкова, сказанные во время лекции в Московском гуманитарном университете, о том, что если бы Чубайса не было в правительстве, то НДР получил бы еще 10 процентов голосов).

Глядя на знаки внимания, оказываемые президентом московскому мэру, некоторые эксперты предполагают, что президент рассматривает Лужкова в качестве возможной замены В.Черномырдина. Большую вероятность имеет, однако, предположение, что с помощью Лужкова президент, судя по всему, намеревается не вытеснить В.Черномырдина из своей обоймы (это и так в воле Ельцина), а вынудить изолированного премьера к более активной социальной политике. Возможно, что сближение с московским мэром должно сыграть и роль балансира в отношении резко усилившегося влияния некоторых других группировок, помочь президенту более четко ориентироваться в реальной обстановке.

Так, по мнению некоторых аналитиков, усиление влияния группы Лужкова связывается с тем, что после ухода А.Чубайса он способен держать в напряжении как пропремьерскую, так и еще одну группу банков, разделившую на прошлогодних залоговых аукционах сферы влияния и достигшую компромисса за счет закона (в этой связи стоит напомнить, что банки, контролируемые “московской группировкой”, были тогда оттеснены от участия в переделе акций и подняли по этому поводу немалый шум). Очевидно, что прозвучавшие недавно призывы Лужкова к пересмотру через московскую прокуратуру итогов последних конкурсов и аукционов будут лишь на руку президенту – пора сдавать доллары в одну “большую шляпу”, господа!

Не исключено, что в своей игре против эгоизма “имущих” президент готов опереться и на российский “третий мир”, на провинции, чему может способствовать весьма авторитетный регионал Е.Строев, “продвинутый” Б.Ельциным на пост спикера нашей палаты лордов.

Алексей ЕЛЫМАНОВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

А СУДИТ КТО?
СТРАННОЕ СУЩЕСТВО – РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК
НА ЛАВКЕ С КЛАВОЙ
КРИМИНАЛЬНЫЙ МОНСТР НЕ СДАЕТСЯ
ЗА ЧТО БЬЮТСЯ ДУМЦЫ?
ГОСПОДА, ЕШЬТЕ БАНАНЫ!..
ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ ГЕННАДИЯ СЕЛЕЗНЕВА
В этой рукописи – 500 пожелтевших машинописных страниц…
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ Г-НА ЛИ ФЭНЛИНЬ
Отмена июньских выборов
ВО ИМЯ МИРА И РАЗВИТИЯ
СВЕТ С ВОСТОКА?
ТАК БЫЛИ ЛИ РЕФОРМЫ?
В ТИСКАХ ПРЕДВЫБОРНЫХ ОБЕЩАНИЙ
ЭТО НЕ СКАЗКА, А СКАЗОЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Москва златоглавая как магнит всегда притягивала…
“УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ” ВО ВРЕМЯ РАЗВАЛА?
НАСМЕШКИ БОЯТЬСЯ – ВО ВЛАСТЬ НЕ ХОДИТЬ
ХУДОЖНИК САРУХАНОВ КАК Я
МОЛОДЫМ ВЕЗДЕ У НАС ДОРОГА…


««« »»»