ЗА ЧТО БЬЮТСЯ ДУМЦЫ?

Прошел месяц как начала работать 6-я Государственная Дума. Прошел на удивление мирно. Если помните, Дума прошлого созыва с первых же заседаний проявила агрессивный характер, встала в боевую стойку по отношению к власти исполнительной и особенно – к президенту Ельцину. Правда, повод для подобного поведения у той Думы был обжигающий – в темнице томились политические деятели, потерпевшие поражение в ходе горячих событий октября. 5-я Государственная Дума приняла решение об амнистии. Это как бы задало тон во взаимоотношениях Думы и правительства, Думы и Ельцина. Два года между представительной и исполнительной властями тлела “холодная война”.

Возможно, конфронтационная страсть думцев не воспламенилась потому, что на первых порах они были увлечены дележом думских портфелей, борьбой за пост спикера. Поделили посты и портфели, принялись обустраиваться, рассаживаться по кабинетам – и масса обид. Дело это оказалось совсем непростым, как может показаться человеку непосвященному. Председатель комитета по организации работы Думы Дмитрий Красников был поражен: “Никогда не думал, что это так важно для депутатов”. Оказалось, важно и даже очень. Имеет значение, в каком здании сидеть и на каком этаже. Дума размещается в двух зданиях – новом и старом. Старое – монументальное серое здание, в котором в сталинские времена располагался Совет труда и обороны, а позже – Госплан СССР, – считается более престижным, чем новое. Здесь и потолки в полтора раза выше, да и Кремль из окон как на ладони. А из нового здания видны крыши центра столицы.

Битвы за кабинеты развернулись великие. И победа зависела от того, на какой ступеньке парламентской иерархии стоит депутат. Ведь депутат депутату рознь, один, так сказать, рядовой, он может рассчитывать на 7,5 квадратных метров, то есть довольно скромный кабинет, в котором к тому же размещается еще пара помощников. Тесно, я сам убедился. Но если депутат занимает пост заместителя председателя парламентского комитета, то его помощники уже имеют право на отдельный кабинет. Про председателей комитетов и заместителей спикера говорить не будем, они располагаются в обширных апартаментах.

К тому еще одна головная боль для Дмитрия Красникова: кабинетов катастрофически не хватает. Причина проста – число комитетов увеличилось на пять, число заместителей спикера возросло до семи, а это означает, что аппарат сразу увеличивается на 85 служивых людей. Им нужна площадь.

О зарплате думцев можно не беспокоиться, она приличная – свыше полутора миллионов рублей плюс различные выплаты за трудные условия деятельности, передвижной характер работы и прочее. Депутату предоставляется широкий набор социальных услуг – квартиры, дачи, медосблуживание для себя и членов семьи в элитной поликлинике, отдых в бывших цековских санаториях. И никто теперь не вспоминает ту борьбу с привилегиями, которая велась в 1989-1990 годах еще советским Верховным Советом первого демократического набора. Тогда была создана даже специальная комиссия по привилегиям, которую возглавлял нынешний глава МИДа Евгений Примаков. Подними кто из депутатов вопрос о создании подобной комиссии сейчас, коллеги его ногами затоптали бы: на святое покушаешься, злодей!

Позаботились нынешние думцы и об экс-парламентариях из предыдущего созыва Думы. Выхлопотали у президента, чтобы им дали возможность выкупить казенные квартиры, да по сниженной цене: вместо, скажем, 1 миллиарда рублей за двухкомантуню квартиру – 250 миллионов. Для рядового гражданина эта сумма представляется умопомрачительной. И непонятно, откуда у депутатов такие денежки, на зарплату в полтора миллиона рублей четверть миллиарда не накопишь.

Члены Совета Федерации тоже себя не забыли. Они властвуют на широкую ногу – зарплата на уровне министров и соответствующи й набор благ и услуг. Уже в прошлом году труд сенаторов стал обходиться казне дороже в 2 раза. Сенаторы закрепили за собой в постоянное пользование гостиничные номера на все время срока, хотя проживать они будут там редко, лишь во время кратких сессий.

Обустроившись, депутаты приступили к своим прямым обязаннос тям. Очнулся Григорий Явлинский, вспомнил, что он и его фракция стоят в крутой оппозиции к правительству, – начали собирать подписи, чтобы выразить ему недоверие. Вотум – любимая игрушка у “яблочников”, они с ней самозабвенно возились еще в 5-й Государственной Думе. Но в чем политический смысл вотума недоверия сегодня – не совсем ясно. Ведь до выборов президента не имеет никакого значения, это ли правительство или другое, главный вопрос иной – как победить на президентских выборах?

И другое странно: почему Явлинский не может сообразить, что если он уберет это правительство, то кого он будет громить с думской трибуны?

Николай АНДРЕЕВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

А СУДИТ КТО?
СТРАННОЕ СУЩЕСТВО – РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК
НА ЛАВКЕ С КЛАВОЙ
КРИМИНАЛЬНЫЙ МОНСТР НЕ СДАЕТСЯ
ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ ГЕННАДИЯ СЕЛЕЗНЕВА
ГОСПОДА, ЕШЬТЕ БАНАНЫ!..
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ Г-НА ЛИ ФЭНЛИНЬ
В этой рукописи – 500 пожелтевших машинописных страниц…
ВО ИМЯ МИРА И РАЗВИТИЯ
Отмена июньских выборов
СВЕТ С ВОСТОКА?
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА В ПОИСКАХ НОВОГО ЛИЦА
ТАК БЫЛИ ЛИ РЕФОРМЫ?
В ТИСКАХ ПРЕДВЫБОРНЫХ ОБЕЩАНИЙ
ЭТО НЕ СКАЗКА, А СКАЗОЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Москва златоглавая как магнит всегда притягивала…
“УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ” ВО ВРЕМЯ РАЗВАЛА?
НАСМЕШКИ БОЯТЬСЯ – ВО ВЛАСТЬ НЕ ХОДИТЬ
ХУДОЖНИК САРУХАНОВ КАК Я
МОЛОДЫМ ВЕЗДЕ У НАС ДОРОГА…


««« »»»