НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ЛОЖКА ДЕГТЯ В ОБЕЩАЕМОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ БОЧКЕ МЕДА

Жизнь в России опровергает все прогнозы. Впрочем, это никого особенно не смущает – если прогноз не сбудется, то виноваты в этом не прогнозисты, а “загадочная русская душа”. Поэтому у тех, кто пожелает вместе с нами проанализировать прогнозы специалистов, выбор огромен. И анализ будет интересен еще тем, как “место” автора в системе общественных отношений влияет на степень его оптимизма.

Прогноз социально-экономического развития РФ на 1996 год подготовлен Минэкономики в двух вариантах: первый – при условии успешной реализации программы правительства по финансовой и экономической стабилизации, второй – при условии неблагоприятного хода реформ. По мнению прогнозистов, определяющими факторами в производстве будут сохранение низкого уровня внутреннего спроса и относительной конкурентоспособности сырьевых секторов на внешнем рынке, а также возрастание зависимости экономики от дальнейшего ухудшения сельскохозяйственного потенциала и нехватки внутренних доходов и накоплений.

Согласно первому варианту, ожидается успешная реализация мер в бюджетной и денежно-кредитной сферах по достижению финансовой стабилизации в 1996 году, снижение инфляции до 25 процентов в год, оживление производственной и инвестиционной деятельности, приток прямых иностранных инвестиций, прекращение падения ВВП, продукции промышленности, рост продукции строительства. По второму варианту экономический спад или депрессивная стабилизация при снижающихся (по сравнению с 1995 годом) темпах инфляции может сочетаться с сокращением динамики наращивания экспорта и сближением ее с темпами роста производства в первичных секторах, продолжением инвестиционного спада, дальнейшим сокращением сельскохозяйственного потенциала, продолжением оттягивания значительных свободных денежных ресурсов федеральным бюджетом на рынке государственных ценных бумаг, сокращением реальной покупательной способности населения. По второму варианту среднемесячные темпы инфляции составят 3,5 процента, падение ВВП – 3 процента (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели производства ВВП

(в % к предыдущему году)

        1994 г.        1995 г.        1996 г.         Прогноз

        отчет        оценка        1-й вар.        2-й вар.

ВВП         87        96         100         97

В том числе:

продукция промышленности        79        97        100        97

продукция сельского хозяйства        91        90        99        93

продукция строительства        83        87        105        94

производство услуг        97        98        100        99

Конечное потребление материальных благ и услуг сократится примерно на 1 процент. Сократится также доля ресурсов, направляемых на конечное потребление, в общем объеме ВВП (доля расходов на науку, управление, оборону, финансируемых в основном за счет федерального бюджета, сократилась с 12 процентов в 1994 году до 10 процентов в 1995 году и сохранится на этом уровне в 1996 году).

Интересны прогнозы экспертов Минтруда РФ, основанные на расчетах Минэкономики РФ, согласно которым с учетом темпов роста потребительских цен на 1996 год общая сумма денежных доходов населения увеличится по сравнению с 1995 годом в 1,48 раза (при невысоких темпах инфляции) или в 1,82 раза (при темпах инфляции 2,5-3 процента в среднем) за месяц. Темпы роста доходов от предпринимательской деятельности будут существенно ниже, чем в предыдущие годы (наиболее вероятно, что их увеличение будет пропорционально темпу инфляции). Прожиточный минимум к концу 1996 года составит 440-540 тысяч рублей.

В 1996 году темпы роста заработной платы с учетом отмены налога на оплату труда будут несколько превышать рост потребительских цен. В среднем за год она составит при невысоких темпах инфляции примерно 800-850 тысяч рублей, т.е. увеличится по сравнению с 1995 годом в 1,6 раза. Если темпы инфляции составят 2,5-3 процента в месяц, то средний размер зарплаты будет примерно 950-1000 тысяч рублей, или на 80 процентов больше, чем в 1995 году.

Численность населения в 1996 году составит 147,6 миллиона человек и уменьшится по сравнению с прошедшим годом на 0,2 миллиона. Экономически активное население составит 72,7 миллиона человек, что на 0,1 миллиона меньше нынешнего. В 1996 году будет занято 66,3 миллиона человек или на 0,7 миллиона человек меньше, чем в 1995 году. Численность лиц, имеющих статус безработного, не превысит 3,2-3,5 миллиона человек.

Теперь от прогнозов официальных перейдем к прогнозам независимых экспертов. Прогноз директора Института экономического анализа Андрея Илларионова можно считать достаточно пессимистичным, но и достаточно реалистичным. По его оценкам, инфляция к концу года будет удерживаться в пределах 3-10 процентов, за год цены вырастут на 60-80 процентов (с учетом некоторого снижения темпов инфляции в середине года). Производство будет по-прежнему стагнировать, причем в лучшем случае оно не будет падать, а в худшем – упадет еще на несколько пунктов. В России не будет гиперинфляции, не будет катастрофического падения производства и уровня жизни, не будет “черных вторников”, но не будет и экономического роста, финансовой и макроэкономической стабилизации.

Свой прогноз на 1996 год подготовил и Экспертный институт. Доклад на эту тему представляли бывший директор института (ныне – первый зампред ЦБ) Сергей Алексашенко и нынешний директор Андрей Нещадин. Прогноз также весьма скептический: предрекается опасность в 1996 году крупномасштабного бюджетного кризиса, предотвратить который могут лишь серьезные изменения налогового законодательства. С.Алексашенко полагает, что если правительству не удастся в этом году увеличить налоговые поступления, оно будет не в состоянии поддерживать даже финансирование текущих расходов. Сценариев развития ситуации в 1996 году предлагается три: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. Первый предполагает переход экономики в стадию устойчивого роста к середине 1996 года, подавление инфляции. По пессимистическому сценарию предполагается выжидательная политика правительства, большие диспропорции в уровне жизни населения, политическая дестабилизация. Наиболее же вероятно ослабление финансовой политики, повышение уровня текущей инфляции.

Поскольку ключевым моментом в преодолении опасности бюджетного кризиса специалисты Экспертного института считают изменение налоговой политики, интересно проанализировать возможность этих изменения. Как известно, новый Налоговый кодекс может вступить в действие не ранее 1997 года. В 1996 году реальным изменением (причем со знаком минус по отношению к бюджетным проблемам) станет отмена с 1 января взимания спецналога и налога на сверхнормативную оплату труда, а также введение некоторых льгот по налогам на прибыль и добавленную стоимость. Ожидаемые изменения в бюджете представлены в табл.2.

Таблица 2

Основные доходные и расходные статьи государственного бюджета (трлн рублей)

Показатель        1995 г.        1996 г.

Доходы

Неналоговые доходы        45,5        66,8

Платежи за природные

ресурсы и прочие налоговые

поступления        3,7        9,1

Таможенные пошлины        25,5        37,1

Спецналоги и акцизы        23,0        48,8

Подоходный        3,6        5,0

На прибыль        45,2        55,5

НДС        74,2        126,9

Расходы

Гос.управление        5.2        6.7

Международная деятельность        21.0        28,0

Оборона        59,4        80,2

Правоохран. и судебн.

деятельность        20,8        37,4

Научно-технический прогресс        7,5        11,6

Промышленность        32,4        49,5

Сельское хозяйство        10,2        14,5

Охрана окружающей среды        1,7        2,1

Предупреждение и

ликвидация ЧС        2,8        5,9

Образование, культура и СМИ        14,6        20,3

Здравоохранение и социальная        16,9        20,1

политика

Обслуживание гос.долга        33,1        68,1

Прочие        46,3        64,6

Поскольку мнениям и Илларионова, и Алексашенко можно доверять, список анализируемых прогнозов, в принципе, можно было бы закрыть. Но следует подчеркнуть, что все эти прогнозы – или, если хотите, сценарии – не учитывают (или почти не учитывают) появления неприятного для многих героя спектакля, а именно черта, имеющего обыкновение в самый неподходящий момент выскакивать из табакерки.

К сожалению, в 1996 году выбор варианта опять будет в наибольшей степени зависеть не от экономических, а от политических факторов. Причем часть этих факторов уже определена итогами выборов в Госдуму, а часть будет определяться итогами президентских выборов. С учетом уже действующих факторов эксперты (журнал “Эксперт”), с мнением которых можно согласиться, с большей степенью вероятности ожидают:

– переориентации финансовых потоков в депрессивные секторы экономики и от труда к капиталу;

– пересмотра итогов ваучерной приватизации, значительной коррекции существующего положения с приватизированной собственностью на основе судебных решений;

– усиления госконтроля за банковской сферой за счет укрепления банков, частично находящихся в госсобственности и контролируемых на уровне менеджмента,и ослабления прочих банков;

– краха фондового рынка;

– усиления фискального характера налоговой системы, особенно в части налогообложения высоких доходов физических лиц.

Что же касается влияния на экономическую ситуацию пока еще не реализованных политических факторов (в частности, президентских выборов), то при попытке их учета мы из области научного прогнозирования рискуем скатиться к гаданию на кофейной гуще. Подводя итог нашего блиц-анализа, напомним о мудрости, которую любили военные летчики: “Надейтесь на лучшее, но готовьтесь к худшему”.

Татьяна ПОПОВА,

кандидат экономических наук


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ДЕПУТАТЫ РАССАЖИВАЮТСЯ…
“ОБЛОЖИЛИ МЕНЯ, ОБЛОЖИЛИ…”
ОСЕНЬ ПАТРИАРХА. ПОСЛЕЮБИЛЕЙНЫЕ ЗАМЕТКИ
Закончится ли когда-нибудь дело “Елены из ящика”?
Интересы регионов
КИТАЙ – НЕ РОССИЯ, НО ВСЕ ЖЕ …
И ГДЕ-ТО Я ВАС ВИДЕЛ
ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ – НАЙДЕТЕ МУЖЧИНУ!
ХРАНИТЕ ДЕНЬГИ В “ПЛАСТИКОВЫХ КАРТОЧКАХ”
БЕЗЫМЕНСКИЙ ОСТАЕТСЯ В КОМСОМОЛЕ
ПРОДАТТЕСТАТ МАЙОРА СВЕТЛОВА
ГОСУДАРСТВЕННИК ШАККУМ
ЖУЛЬЕ ДЛЯ РЫКЛИНА
ЭКСПРОМТ МИХАИЛА ДУДИНА
КТО ИДЕТ ПОСЛЕ МОСКВЫ?


««« »»»