1. Насколько, по вашему мнению, новая Государственная Дума способна изменить политическую жизнь России?
2. Как вы оцениваете возможности совместной работы действующего правительства и нового парламента?
АЛЕКСАНДР ВЕНГЕРОВСКИЙ,
депутат Государственной Думы
–
–
МИХАИЛ ЗАДОРНОВ,
председатель Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы
3
3
ГАЛИНА СТАРОВОЙТОВА,
депутат Государственной Думы
6
–
ИРИНА ХАКАМАДА,
депутат Государственной Думы
5
3
ВИКТОР ШЕЙНИС,
депутат Государственной Думы
5
5
ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО…
После организационных заседаний, посвященных выборам руководства и дележу портфелей, новая Государственная Дума приступает к плодотворному законотворчеству. Еще не успев оправдать себя реальными делами, парламент уже попал под критику Президента (“Если бы не “Яблоко”, Селезнева бы не выбрали”) и получил изрядное количество колких шпилек от прессы. Аналитики, говоря о новой Думе, колеблются между ожиданиями и опасениями. Поэтому, не мудрствуя лукаво с вопросами о возможностях российского парламента, мы обратились к самим парламентариям.
АЛЕКСАНДР ВЕНГЕРОВСКИЙ:
1. Новая Дума по составу двухпартийная: выборы выиграли КПРФ И ЛДПР. Остальные – НДР и “Яблоко” – движения, образованные для проведения избирательной кампании в Думу. Наш парламент теперь напоминает британский, и ярко выраженная оппозиционность коммунистов и либерал-демократов может или сблизить их (британская модель предполагает появление единого лидера оппозиции), или приведет к острой борьбе, естественной в период президентской гонки.
Новая Дума более политизирована, но менее структурирована, чем прошлая, она более озабочена и менее обеспечена. По сравнению с юной девушкой Пятой Думой, Шестая резко превратилась в пожилую женщину. Новая Дума постарается максимально влиять на политическую ситуацию, особенно оппозиционные фракции.
2. Исполнительная власть в новом составе Думы не представлена влиятельными людьми: здесь нет, как прежде, министров и обладающих реальной властью лиц.
Многое в отношениях с правительством зависит от спикера: известно, что все болезни можно решить на уровне головного мозга. Если Селезнев хорошо сработает, то Шестая Дума сохранится в том же составе и спустя год после начала работы. Хотя многое зависит и от того, кого изберут Президентом. Если снова Ельцина – вряд ли ему нужна будет такая Дума. Она не отражает того, что ему хотелось бы видеть из-за кремлевской стены.
Оппозиционный парламент – “Красная Вандея” – уже был в истории, и нам известно, чем все закончилось. В Думе вскоре может всплыть вопрос об отставке правительства, потому что “левые” обещали избирателям радикальные перемены. Но ведь пряник хорош к чаю, а импичмент Президенту, например, – пряник давно засохший.
МИХАИЛ ЗАДОРНОВ:
1. Полномочия Государственной Думы невелики. Основные изменения в 1996 году будут связаны с выборами Президента. В то же время парламент постепенно заполняет “белые пятна” в российском законодательстве, влияя на ситуацию в стране. Новая Государственная Дума способна принять поправки в Конституцию РФ, которые, на мой взгляд, необходимы для создания баланса властей.
2. Подтверждение этому – череда январских отставок в правительстве. Большинство в Государственной Думе у оппозиции. Выражение недоверия правительству сдерживается только нежеланием резких изменений в преддверии президентских выборов. Правительство многими (в том числе – и работающими в нем) рассматривается как временное. Однако текущая работа парламента и правительства продолжается.
ГАЛИНА СТАРОВОЙТОВА:
1. Дума имеет возможность принимать новые законы и отменять старые. У парламента есть рычаги воздействия на внутриполитическую обстановку. На внешней арене Дума тоже будет оказывать свое влияние: свидетельство тому – успех в Страсбурге. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что этот успех инициирован Козыревым, продолжен Лукиным, а на лавры претендуют господа Зюганов и Жириновский.
Вообще говоря, в ближайшие полгода деятельность крупнейших фракций (прежде всего КПРФ) в Думе будет подчинена задаче набора дополнительных очков на президентских выборах.
2. Правительство целиком подотчетно и подвластно Президенту. А если президент находится в конфронтации с Думой, то вряд ли можно ожидать плодотворного взаимодействия “депутаты – правительство”. Хотя кампания по выборам Президента – тот самый фактор, который может сблизить многие точки зрения. Например, в пересмотре бюджета в сторону больших расходов на социальную сферу заинтересованы и коммунисты, и жириновцы, и Ельцин.
Что до “правительства в Думе”, то, на мой взгляд, проправительственная фракция НДР не имеет в своих рядах опытных парламентариев.
ИРИНА ХАКАМАДА:
1. Новая Дума может изменить политическую жизнь России в двух случаях (они зависят от результатов выборов в июне 1996 года): а) в случае победы Зюганова Дума напрямую будет участвовать в изменении политической ситуации; б) в случае победы на выборах Ельцина основное назначение Думы будет в выполнении рекомендаций Совета Европы.
2. Это только до президентских выборов – на троечку, а после – до бесконечности…
ВИКТОР ШЕЙНИС:
1. Я думаю, что Дума станет площадкой для президентской предвыборной кампании лидеров фракций. Этим фактором во многом будет определяться поведение Государственной Думы. В ближайшие полгода парламент станет своеобразным ристалищем. Поскольку Государственная Дума находится в центре внимания СМИ, то это оказывает опосредованное влияние на ее поведение. Едва ли в ближайшее время будут конкретные плоды законотворчества.
2. Правительство в известной мере обновлено. Оно сделалось, по сути, более приемлемым, и прежде всего для тех сил, кто требовал таких перемен. Но учитывая близость президентских выборов, этот фактор незначителен.
НДР, как представители исполнительной власти в парламенте, слишком малочисленны. Скорее всего, по многим вопросам их поддержит группа “Российские регионы”. Но и тогда – у “лобби исполнительной власти” не более “ста штыков” в Думе.
Что касается “пируэтов” ЛДПР, то либерал-демократы превратились, по существу, в правительственную партию. Это видно, например, по их взаимодействию с фракцией НДР при избрании спикера.
* * *
Как видим, депутаты спокойно относятся к тому, что до июня Дума будет играть роль предвыборной трибуны. На полгода вперед жизнь просматривается, а вот дальше? Буква Конституции предусматривает различные варианты, вплоть до расформирования Государственной Думы после избрания нового Президента. Неспроста оговорился Александр Венгеровский, что если спикер хорош – то и депутаты сохранят свои кресла.
Кстати, его же напоминание о “Красной Вандее” – корень нашего второго вопроса. Противостояние ветвей власти – постоянная тема новейшей российской истории. 1993-й, как ни крути, еще долго будет памятен. Часто поднимаемый вопрос о недоверии правительству, нескрываемое настороженное отношение Президента к Шестой Думе – не здесь ли затягивается новый узел внутренней российской политики?