О ВЫСШИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТАХ

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

Прежде чем перейти непосредственно к теме сегодняшней статьи, хочу ответить на вопрос, почему же сегодня идет такая отчаянная борьба за места в Государственной Думе? Ясно, что декабрьские выборы – прелюдия выборов президентских. Вполне вероятно, что именно из числа депутатов будут выдвинуты кандидаты на пост главы государства. Поэтому партии, блоки и движения торопятся завоевать сегодня выгодный плацдарм, с которого удобнее было бы штурмовать в июне следующего года политический Олимп.

Говоря о претендентах на место президента, я, разумеется, имею в виду серьезные фигуры, а не тех шутов гороховых вроде неизвестно откуда всплывшего господина Воронина, которые и не помышляют реально бороться за власть, а лишь хотят поднять шумиху вокруг своего имени. Мы сейчас ведем речь о серьезной политике. Поэтому, вчитываясь в программы кандидатов в Думу, вглядываясь в лица претендующих на народное доверие людей, я постоянно меряю претендентов на власть, так сказать, президентским аршином: а смогут ли, потянут ли тот воз проблем, с которым им неизбежно придется столкнуться? Я спрашиваю сам себя: знают ли эти кандидаты, каковы наши национальные приоритеты сегодня? Знают ли, как управлять государством?

ВОПРОС ВОПРОСОВ

По сути, именно те люди, которых мы изберем 17 декабря, и будут решать судьбу России. Я уже имел возможность при помощи неопровержимых фактов убедительно доказать справедливость своего тезиса о том, что запас прочности, отпущенный России свыше, практически проеден, что нынешняя власть не в силах изменить ситуацию, став фактической заложницей политики, проводимой на протяжении четырех последних лет. Поэтому от новых депутатов будет зависеть, сумеем ли мы сохранить хотя бы то, что еще можно сохранить.

Перед 450 депутатами, которые придут в Думу, будут стоять конкретные задачи, среди которых важнейшая – скорейшее решение социальных вопросов, создание системы защиты населения от последствий рынка.

Да, как это не покажется парадоксальным, нет ничего главнее реализации программы комплексной социальной защиты населения. Почему я акцентирую внимание именно на этой проблеме? По той простой причине, что из этой проблемы растут многие другие. За эти годы варварских реформ по Гайдару мы вырастили целое поколение граждан с низким уровнем нравственности. В то же время стремительно уходят из жизни люди, обладающие здоровым моральным духом, те, кто может служить образцом нравственности. Речь о наших пенсионерах. Именно они должны воспитывать подрастающее поколение, передавать свой нравственный потенциал детям и внукам. Этого, увы, не происходит. В результате на глазах падает культура нации, мы превращаемся в безликую серую массу, которая не способна ни на какие подвиги. А без подвигов страну нам уже не поднять, слишком много грубейших ошибок было допущено в последние годы.

Главными воспитателями подростков оказываются улица, рынок, а наши дорогие старики в буквальном смысле слова отброшены за черту бедности, голодают, нищенствуют. Они медленно, но верно вымирают, а вместе с ними умирает и нравственный потенциал нации. Двумя важнейшими параметрами определяется будущее нации: образованностью и нравственностью. Если этих двух основных компонентов нет в системе, то страна обречена на развал, она не сможет выжить. Можно возродить экономику, отстроить заново заводы, но для того, чтобы повысить уровень образованности нации, требуются десятилетия. Еще более сложно заложить в генотип народа нравственную культуру. Эта задача может решаться на протяжении столетий. Мы же сейчас с непозволительной роскошью транжирим богатство, нажитое предыдущими поколениями. Этот процесс уничтожения нравственных и интеллектуальных резервов народа необходимо немедленно остановить. Если мы этого не сделаем, то крах России неминуем.

КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ

Что же нужно делать? Первой задачей будущей Государственной Думы должно явиться несомненное повышение уровня социальной защищенности людей. Вопрос необходимо перевести на качественно иной уровень, ни индексацией, ни каким-либо повышением минимальной заработной платы или минимальной пенсии проблему не решить. Ради спасения русского народа как нации придется, пожалуй, на время пожертвовать иными статьями бюджета, пренебречь диктатом Международного валютного фонда и ввести нормальный уровень инфляции. Надо идти на все что угодно, лишь бы сохранить главное наше богатство, которым, по моему глубокому убеждению, является великий российский народ, носитель высокой культуры и нравственности.

Известно, что при развале промышленности и экономики существует критическая черта, после которой идет цепная реакция распада, так и в нравственности, и в образованности народа есть порог, за которым бездна.

Повторяю: нужна немедленная реорганизация системы социальной защиты. Необходимо повысить статус людей, которые сегодня занимаются этими вопросами. Это задача государственного масштаба.

ЧТО ИМЕЕМ, НЕ ХРАНИМ?

Что мы имеем на сегодня? Проблемами социальной защиты в нашей стране занимаются три внебюджетных фонда – занятости, медицинского страхования и пенсионный фонд. У каждого из этих фондов существует масса объективных трудностей в работе. Есть и проблема субъективная: недостаточное внимание со стороны государства.

Одна из причин, по которой фонды не в состоянии обеспечить социальную защиту населения в полном объеме, заключается в том, что средства, поступающие в фонды для выплаты пособий, пенсий и так далее, определяются нормативно от совокупного объема заработной платы. В то же время правительство вместе с Госдумой установило минимальные размеры пенсии, пособий и заработной платы на уровне в несколько раз меньшем, чем прожиточный минимум. Тем самым стимулируется процесс так называемой “конвертной” выдачи заработной платы, то есть фактически подсказывается путь, как предприятиям уйти от налогообложения. На рынке появляется потребность в обналичивающих фирмах, в которые под видом накладных расходов, скажем на капитальное строительство или иные нужды, переводятся огромные суммы денег. Эти деньги превращаются в наличные миллионы и миллиарды, выплачиваемые затем в конвертах. Тем же самым видом “бизнеса” занимаются страховые компании и негосударственные пенсионные фонды, которые быстро смекнули, как легко и просто заработать из воздуха кучу денег.

Вторая причина бессилия внебюджетных фондов, несвоевременности поступления средств на их счета обусловлена тем, что государство в лице правительства не оплачивает вовремя госзаказы, тем самым вызывая задержку платежей во всех отраслях народного хозяйства на срок от одного до трех месяцев. Это же относится и к выдаче зарплаты многомиллионной армии работников бюджетной сферы. Итог один: снова недополучение средств внебюджетными фондами, которые вынуждены закрывать образующиеся бреши кредитами для выплаты пенсий и пособий. К примеру, пенсионный фонд еще с 1992 года начал брать кредиты под весьма высокий процент. А погашать долги чем? Вал просроченных кредитов накапливается, а ситуация проще не становится. В результате для выплаты пенсий в период с сентября по декабрь нынешнего года уже необходима сумма в четыре с половиной триллиона рублей. Полтора триллиона из этих средств выплатили согласно принятому Думой и подписанному Президентом закону фонд занятости и фонд социального страхования. Для этого фондам пришлось вновь брать кредиты, еще глубже залезать в долговые ямы. Совершенно очевидно, что система социальной защиты населения в нынешнем ее виде зашла в тупик. Претензии же надо предъявлять правительству, которое подает пример необязательности. Глядя на поведение Кабинета Черномырдина, многие хозяйственники, руководители задумываются: а стоит ли нам торопиться отчислять деньги во внебюджетные фонды? Мол, если правительство не выполняет обязательств, то что требовать от остальных? Именно правительство стимулирует вал необязательности.

Опаснейшая тенденция! Парадоксально, но именно правительство сегодня является тем государственным институтом, который постоянно вносит дезорганизацию в и без того малоуправляемую систему, порождает правовой нигилизм. Необходимо поставить ребром вопрос о дееспособности правительства и ввести такую систему отношений в государстве, при которой правительство несло бы конкретную ответственность перед обществом за невыполнение своих прямых обязанностей.

Повторяю: сам факт необязательнности правительства – нонсенс. Зато государство в лице Кабинета министров и Президента с легкостью выдает сегодня векселя на будущее, по которым придется расплачиваться тем, кто придет на смену нынешним правителям. Президент, к примеру, без колебаний подписывает принятый нынешней Государственной Думой популистский закон об индексации вкладов граждан в Сбербанке. Из каких, интересно, денег это будет оплачиваться? Ведь не предусмотрен, не разработан механизм выплаты подобных компенсаций, не рассчитаны масштабы этой компенсации, для нее нет и быть не может статей в госбюджете. Бюджет не может превращаться в декларацию о благих намерениях. Правительство договорилось до того, что уже собирается компенсировать вклады людям, решившим поиграть в рулетку с трастовыми компаниями – МММ, “Тибетом”, “Чарой” и прочими. Разумеется, компенсировать это предполагается за счет тех, кто в азартные игры с сомнительными конторами не играл и не играет. Если действовать по такой логике, то правительству стоит, наверное, возмещать убытки и проигравшимся в казино. Чем они хуже?

Кстати, именно российское правительство является крупнейшим строителем финансовых пирамид, собственными руками громоздя одну на другую. Пример с внебюджетными фондами, которые вынуждены работать в долг, я уже приводил. Еще одна пирамида – продажа правительством ГКО. Чем обеспечены эти казначейские билеты? Следующая пирамида – внешние кредиты России, которые столь любит брать наш премьер. Растет внешняя задолженность страны, а деньги, полученные на Западе, вкладываются не в экономику, а самым банальным образом проедаются. Все пирамиды рано или поздно неизбежно рухнут. А кто будет рассчитываться за чужие долги? Уж, наверное, не нынешнее правительство, не нынешний Президент. Бремя снова ляжет на плечи рядовых налогоплательщиков. Можно посочувствовать и тем законодателям, которым достанется наследство сегодняшних правителей. Думе придется начинать работу с разбора чужих завалов. Такова объективная реальность: именно российское правительство является основным дестабилизирующим фактором в нашей экономической и политической жизни. Необходимо немедленно остановить шквал пустых обещаний от имени государства, эту бесконтрольную выдачу векселей.

Не сомневаюсь, что крупномасштабная деструктивная деятельность правительства обязательно аукнется в ближайшем будущем, она дестабилизирует не только сегодняшнюю ситуацию в стране, но и на годы вперед. Если не остановить цепную реакцию беззаконий, то не стоит рассчитывать на какие-либо позитивные, созидательные процессы и в будущем.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА

Сегодня всем уже совершенно очевидно, что реформы, которые были затеяны в России в 1992 году, наивны и порочны по определению, что команда, которую Борис Ельцин подобрал для реформирования великой державы, “не оправдала надежд”, что избранный курс ведет в тупик. Ясно и то, что сегодня степень свободы – разумеется, в словах и поступках! – у Бориса Николаевича ограничена избранной им по подсказке придворных политикой экономических и социальных преобразований в стране. Президент в определенной степени является заложником той ситуации, которую создала набранная им команда так называемых реформаторов.

Заезд уже пошел, ставки сделаны, а их, как известно, назад не возвращают. Лошади уже выходят на финишную прямую, и хотя понятно, что проигрыш неизбежен, остановить бег нельзя, надо идти до конца, иначе тебя сомнут набегающие сзади. Да, команда ГайдараЧубайса – Черномырдина терпит поражение, карта Президента бита. Впрочем, у Б.Н. есть еще козырь, есть сильный ход, который позволит ему хотя бы частично реабилитироваться в глазах народа, в глазах соотечественников. Речь идет о единственном реальном шансе сохранить человеческое лицо. Только в этом случае остается шанс летом будущего года побороться за кресло президента.

Ельцину самое время во всеуслышание заявить, что ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, НРАВСТВЕННОСТЬ НАШИХ ГРАЖДАН ЕСТЬ ВЫСШИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ.

Далее Президенту необходимо немедленно поднять статус лица, ответственного в правительстве за социальную защиту, до уровня первого вице-премьера правительства. Бюджет системы социальной защиты нужно консолидировать воедино, однако упаси Господи консолидировать эти средства в госбюджете. Именно этого на протяжении ряда лет и добивается правительство. Стоит деньгам на социальные нужды раствориться в бездонном госбюджете, как на этих средствах можно будет поставить жирный крест: их никогда больше не увидеть тем, кому эти деньги, собственно, и предназначены. Что-что, а делить за четыре года “реформ” у нас научились здорово. Разумеется, делить по большей части чужое, а не свое. Киньте правительству лакомую косточку, а потом долго будете искать пропавшие миллиарды на личных счетах в западных банках…

Управление всеми тремя внебюджетными фондами, Министерством социальной защиты и Министерством труда должно быть реально сосредоточено в одних руках с тем, чтобы наладить наконец координацию при выполнении федеральных социальных программ, комплексно подходить к решению вопросов по социальной защите отдельных категорий граждан – детей-инвалидов, пенсионеров, ветеранов войны и так далее. Общенациональная программа социальной защиты населения должна быть немедленно принята Государственной Думой, так же как, к примеру, программа борьбы с организованной преступностью. Впрочем, и этого мало. Необходимо разработать четкий и ясный механизм компенсации из госбюджета недостающих средств на социальную защиту. Размер отчисляемых во внебюджетные фонды средств не может определяться нормативно, а должен строиться только на основании реальных потребностей нуждающихся граждан.

Только выполнение всех перечисленных требований позволит реально провести реорганизацию системы социальной защиты и рассчитывать на то, что эти изменения, вся эта программа не будут носить декларативный характер.

Если бы Борис Николаевич всерьез занялся защитой населения от последствий рыночного беспредела, он бы, наверное, понял все варварство экономической политики Гайдара – Чубайса. А далее нынешнему главе России, возможно, стало бы понятно, что экономическую концепцию необходимо поменять в корне. Достаточно только взяться за решение социальных вопросов, как с глаз спадет пелена, все станет очевидным.

Пора, наконец, поменять местами лошадь и телегу. Вспомним классическое: государство для человека, а не человек для государства. Все вопросы следует решать только через призму интересов граждан. И это единственный путь политической реабилитации Президента перед его народом.

Мартин ШАККУМ,

кандидат в депутаты Государственной Думы

по 105-му (Истринскому) избирательному округу


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

НАС СВЯЗЫВАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДРУЖБА
РЕЦЕПТЫ ПО ПЕТРОВУ
Бюджете доходы от приватизации
Письмо Громову
НАВСТРЕЧУ ВЫБОРАМ


««« »»»