ИНВЕСТИЦИИ В ПОЛИТИКУ: ЧТО, ГДЕ, ПОЧЕМ?

СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ

Долгое время все мы являлись свидетелями различных манипуляций на финансовом рынке, часто заканчивающихся настоящими драмами. Достаточно вспомнить о “черном вторнике” и “черном четверге”, навсегда вошедших в историю “финансовой стабилизации”. Интерес к тому или иному сегменту финансового рынка в основном зависит от изменения предпочтений потенциальных инвесторов. Первоначально фаворитом финансовых вложений был валютный рынок. После введения “валютного коридора” главные события сместились на рынок межбанковских кредитов. Августовский кризис вывел рынок МБК из игры, уступив место рынку государственных ценных бумаг. В настоящее время в государственные ценные бумаги вкладываются значительные государственные финансовые ресурсы, поскольку доходность подобных вложений наиболее высока.

Государственные финансовые структуры активизируют регулирующее воздействие в финансовой сфере, пытаясь направить свободные денежные средства на инвестиции в производство. Но существует весьма заманчивая альтернатива – инвестиции в политику. Вопрос о подобного рода инвестициях тем более актуален при усилении предвыборной борьбы. Ни для кого не секрет, что субъекты политической системы (различные партии, блоки, объединения) поглощают гигантские денежные средства при проведении своей предвыборной кампании. Одним из источников этих средств и являются инвестиции в политику. Они отличаются от традиционных благотворительных взносов коммерческим характером вложений.

До сих пор вне внимания экономических аналитиков остается инвестиционный процесс, обслуживающий политическую сферу. Из мировой практики известны громкие скандалы, непосредственно связанные с коммерциализацией политики. Нам уже известны такие понятия, как лоббирование экономических интересов во властных структурах, коррупция государственных чиновников и т.д. Как обстоят дела с инвестициями в политику?

Актуальность и реальность постановки данного вопроса очевидны. Интерес к инвестициям в политику в настоящее время может только усилиться. Это не случайно. Из спекулятивной сферы выведены валютный и кредитный рынки. Стабильная доходность на рынке государственных ценных бумаг недостижима из-за значительных бюджетных сложностей. Действующая система принятия решений в структурах государственной власти только создает базу для лоббирования. Действительно, вместо общеэкономических условий хозяйствования, единых для всех экономических субъектов, мы имеем сплошные исключения из правил и так называемый индивидуальный подход.

Поддержание ликвидности коммерческих банков, инвестиционные проекты, льготы и санкции, приватизация – везде имеет место выборочное индивидуальное принятие решений. Чем не поле для развития лоббирования: чтобы мое частное дело было удачно решено, желательно, чтобы мои интересы кто-то представлял.

Вот мы и подошли к необходимости инвестиций в политику. Сама экономическая система толкает к этому в силу неразвитости законодательной базы и регулирующей системы.

С другой стороны, политическая система требует значительных финансовых средств для своего развития. Финансирование предвыборных кампаний различных политических субъектов предпринимателями осуществляется далеко не на благотворительной основе. Это еще одно основание говорить об инвестициях в политику как о специфической форме экономических отношений. В связи с этим встает вопрос о партнерстве между инвесторами и политическими субъектами.

Несмотря на имеющийся российский опыт инвестиций в политику, экономические обозреватели обходят стороной вопрос о доходности такого инвестирования. Правда, газета “Московский комсомолец” периодически будоражит умы крупными финансовыми разоблачениями. Но инвестиции в политику – это далеко не скандальная тема, а тонкая экономическая система отношений партнерства. Для борьбы с ней в первую очередь необходима развитая система конкуренции между хозяйственными объектами, каждый из которых проводит самостоятельные разоблачения в коррупции. Это связано с тем, что методы окупаемости инвестиций в политику предполагают установление внерыночных условий хозяйствования для инвесторов и режим наибольшего благоприятствования, что ущемляет экономические интересы конкурентов.

Можно предположить, что исключительные показатели доходности инвестиций в политику являются следствием сложившейся в стране экономической ситуации. В первую очередь это касается восприимчивости экономики к кризисным явлениям. Например, если в “черный вторник” отдельные коммерческие структуры были бы информированы о возможном развертывании событий на валютной бирже и текущих действиях правительства и Центробанка, то доходы их были бы просто неисчислимы.

Развитие политической системы в стране создает ряд трудностей для инвесторов. Распыление средств по множеству политических субъектов только усиливает рисковость вложения капитала. Отсутствие развитой конкурентной среды как условия сдерживания коммерциализации политики создает угрозу экономической стабильности в будущем.

Все разоблачения в лоббировании и коррупции в основном инициируются конкурентами, чьи интересы нарушаются. Политические аппетиты инвесторов неограниченны в силу монополизации экономики и неразвитости конкурентной среды. В этом опасность для общества инвестиций в политику. Неизвестно, как далеко могут зайти политики в достижении окупаемости своих инвестиционных обязательств и перераспределении прибыли в пользу своих партнеров. Только конкуренты заинтересованы в отслеживании объективности действий властных структур и установлении общеэкономических, а не индивидуальных норм хозяйствования. Рассмотрим более подробно экономическую суть инвестиций в политику. Представленные в статье тезисы строятся исходя из предположений, а не реальных фактов. В то же время существование проблемы объективно как в силу наличия у коммерческих структур интереса во вхождении во власть, так и в силу коммерческого характера большинства вопросов, решаемых во властных структурах.

ЗРЕЛОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА КАК СПОСОБНОСТЬ ПРИВЛЕКАТЬ ИНВЕСТИЦИИ

Зрелость любого политического субъекта во многом определяется теми финансовыми средствами, которые он может привлекать в свою избирательную кампанию. Конкурентная борьба в политической сфере только увеличивает потребность в деньгах. Действительно, на одни командировочные расходы требуется уйма денег. Источники финансовых средств могут быть самыми различными: частные пожертвования единомышленников, благотворительные взносы поклонников и инвестиции партнеров.

Конкурентная борьба между различными политическими субъектами предполагает в том числе и борьбу за инвестиции. Политическим субъектам необходимо показать товар лицом и быть привлекательными не только для избирателей, но и для инвесторов. Это значит – продемонстрировать свой потенциал, свое политическое влияние и надежность. Конкуренция, ограниченность финансовых ресурсов, множественность как политических субъектов, так и потенциальных инвесторов, заинтересованных во вхождении во власть, требуют структуризации инвестиций в политику. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Например, известно, что отдельные политические субъекты предложили конкретные прейскуранты услуг в зависимости от величины финансовой поддержки их избирательной кампании.

Отличительной чертой современной политической ситуации в стране является объединение деловых людей вокруг того или иного политического субъекта. Вхождение во власть имеет конкретные коммерческие очертания, первая из которых – изыскание нового источника дохода через инвестиции в политику. На каких принципах будут складываться отношения партнерства и что это принесет обществу в целом, покажет жизнь. Но суть инвестиций не меняется, когда речь идет о политике. Здесь присутствуют все рыночные элементы: спрос, предложение, цена, доходность, факторы риска.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Участие в политических играх для деловых людей имеет конкретные формы окупаемости. Вот часть из них: доступ к оперативной информации, касающейся макроэкономического регулирования и имеющей коммерческую значимость, влияние на принятие решений в коридорах власти, инициирование личных интересов в рамках государственной контрактной системы, налогового и таможенного регулирования, приватизации и т.п. Движущей силой инвестиций в политику на современном этапе является несовершенство законодательной базы с точки зрения “новых русских”, в частности отсутствие законов о частной собственности на землю. Это тормозит процесс дальнейшего накопления капитала.

Выбор объекта инвестирования определяется исходя из его потенциальных возможностей победить на выборах. Конечно, присутствуют и личные симпатии. Важно точно определить, какой из политических субъектов способен освоить инвестиции, т.е. использовать их для достижения цели – завоевания реальной политической власти.

До последнего времени инвестиционные предпочтения в целом связывались с возможностью осуществления высокодоходных вложений капитала, преимущественно спекулятивного характера. Плата за инвестиции в политику заключалась в предоставлении широкого поля деятельности для финансовых спекулянтов и мошенников. Сейчас ситуация в финансовой сфере изменилась. Стабилизация ряда рынков уже не дает возможности получения быстрых и легких доходов. Правда, имеются отдельные группировки, пытающиеся лоббировать свои интересы в направлении возврата к прежним временам. По определению г-на Лившица, среди них выделяется “партия падающего рубля”.

Одной из особенностей этого этапа являлась особая роль центра в обслуживании любых коммерческих отношений. Именно в Москве происходило формирование основных капиталов, и обязательства по инвестициям в политику легко удовлетворялись через доступ к оперативной информации ЦБР, обслуживание государственных кредитных линий, получение квот, лицензий, государственных заказов, участие в аукционах и биржевых торгах, спекуляции на фондовом рынке с корпоративными бумагами и ваучерами и т.д.

В настоящее время макроэкономическая информация коммерческого характера расширилась за счет рынка государственных ценных бумаг и перспектив его развития. Государственные финансовые институты становятся полноправными игроками на этом рынке, и информация об их ближайших действиях весьма важна. Интерес представляет и изменение валютной политики с учетом новых подходов к регулированию курсовых соотношений. Г-н Лившиц уже предупредил о наличии у правительства десятка способов изменения ситуации на валютном рынке. И информация о том, как власти намерены ее изменять в предстоящем году, дорогого стоит.

Наряду с финансовой политикой не менее важна структурно-инвестиционная политика при лоббировании коммерческих интересов. Здесь уже начали, по заявлению г-на Лившица, формироваться свои лоббистские группировки – партия “отдай федеральный пакет”, фракция “не желающих иностранных инвестиций”. В структурно-инвестиционных приоритетах государственной политики главное место отводится вопросам перераспределения собственности, как находящейся у государства, так и попадающей под законодательство о несостоятельности и банкротстве. Коммерческий интерес к регулированию этих вопросов очевиден – имеется возможность приобрести немалые материальные ценности по дешевке.

Расширение практики банкротства позволит перераспределить капитал, преобразованный в рамках программ народной приватизации в коллективную собственность. Это обеспечит дальнейший процесс концентрации капитала у потенциальных инвесторов.

С последним понятием также стоит разобраться. Классификация инвесторов как потенциальных довольно условна. Как показывает практика, в большинстве случаев отсутствует четкая регламентация выполнения инвестиционных обязательств, например, при проведении залоговых аукционов для кредитования правительства. Под данную категорию может попасть кто угодно, или, точнее, кто нужно.

Лоббирование интересов в рамках подобных процессов может быть привлекательно для предпринимательских структур, занимающихся комплектованием финансово-промышленных групп. Как уже не раз отмечалась, стоимость пакетов акций, выставляемых на залоговые аукционы, в несколько раз ниже ее рыночного эквивалента.

В рамках структурно-инвестиционных процессов в промышленности усиливается роль регионов и, соответственно, представительство политических субъектов в региональных ветвях власти. Действительно, инвестиционные процессы в экономику преимущественно проходят на местах, на производственных объектах. Здесь перераспределение инициативы в Центр (как это было с финансовыми ресурсами) уже невозможно. Регионы вышли из спячки и активно “тянут одеяло” на себя. Основные вопросы приватизации, использования земли, освоения недр переносятся на региональный уровень. Туда же, скорее всего, двинутся лоббистские устремления коммерческих структур. Поэтому политическим субъектам необходимо в первую очередь закрепиться на региональном уровне с точки зрения не только получения голосов избирателей, но и инвестиций.

Региональные возможности окупаемости инвестиций в политику огромные. Сюда относится доступ к местным бюджетам как в плане их освоения, так и в плане решения текущих проблем ликвидности и наличия оборотных средств через получение льготных кредитов из местной казны. Нельзя обойти вниманием вопросы доступа к перераспределению муниципальной собственности, получения заказов на развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммунального и жилищного хозяйства. Немаловажное значение имеют вопросы частной собственности на землю и разработку недр, которые во многом будут решаться на местах.

Р.S. Разнообразие политических субъектов в нашей стране с экономической точки зрения невыгодно. Действительно, в большинстве стран мира их число ограничивается единицами. Это целесообразно с позиции окупаемости инвестиций в политику. При многочисленном представительстве различных политических субъектов во властных структурах усложняется процедура принятия решений. Множественность политических субъектов эквивалентна и множественности обязательств коммерческого характера. Отсутствие решающего голоса для принятия решения может привести к развитию системы торговли голосами в силу различных конъюнктурных соображений. До дела можно так и не дойти.

Экономическая целесообразность рано или поздно приведет к необходимости объединения политических субъектов и устранению распыления ресурсов, обслуживающих политический процесс. Это касается и инвестиций в политику.

Елена МАТРОСОВА,

кандидат экономических наук


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

…НО СТОИТ ЛИ ИХ СБРАСЫВАТЬ СО СЧЕТОВ?
ПОТЕРЯЛИ “ЗДОРОВЬЕ” – ЧТО ПРИОБРЕЛИ?
ЕВРЕЙ ПРИ ГУБЕРНАТОРЕ НИКОЛАЙ ШМЕЛЕВ
“Я ВЗГЛЯНУЛ ОКРЕСТ СЕБЯ..”.
ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ, А НЕ…
ЗАЧЕМ КУХАРКЕ ДУМА?
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ХИТ-ПАРАД ЛИЦЕНЗИОННЫХ ВИДЕОФИЛЬМОВ (НОЯБРЬ 1995 г)
КНЯЖЕСКИЙ УРОК РЕФОРМАТОРАМ
НА РУИНАХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ДЕМДВИЖЕНИЯ
Появление нового руководителя Центрального банка
ОХРАНА ЦЕННОСТЕЙ – НЕ ИГРА В “ОХРАННИКИ”
СПУТАННЫЕ КАРТЫ. ПОСТИШЕМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ
КОММУНИСТЫ НИКОГДА БОЛЬШЕ НЕ ВЕРНУТСЯ К ВЛАСТИ…
СПРАВКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ “ОСТАНКИНО”
“ПРАВДА”?


««« »»»