ОХРАНА ЦЕННОСТЕЙ – НЕ ИГРА В “ОХРАННИКИ”

Давно собирался высказать свои соображения о роли и предназначении различных охранных структур. Они расплодились как грибы после теплого дождичка, о них пишут, говорят, и не всегда эта информация бесспорна.

Читаем “Правду”. В статье Анатолия Баранова “Взяты под “колпак” говорится, что охранными структурами ряда ведущих банков и концернов взяты в “оперативную разработку” журналисты ряда газет и журналов: Жанна Касьяненко, Александр Баранов, Кирилл Дыбский, Александр Проханов, Александр Ляско и другие. Выходит, они не только охраняют банки, но и выполняют функции политической полиции? Совершенно неподконтрольны связи охранных структур банков с криминальным миром”.

Развивая эту тему в газете “Век” (“Секьюрити на Лубянке”), Владимир Цеханов – начальник Управления экономической контрразведки ФСБ России, как обворовали “Тори-банк”. Преступник устроился на работу охранником банка, изучил систему безопасности денежных хранилищ и работу сигнализации и передал эти ценные сведения коллегам по преступному бизнесу. В день “Х” грабители подъехали к банку, наводчик отомкнул двери, вскрыл оба хранилища, и налетчики без помех вынесли валюту почти на 2 млрд рублей.

Я довольно долго возглавлял главк вневедомственной охраны МВД СССР. Главк по прямым договорам с полной материальной ответственностью охранял около 2 млн объектов, в том числе 4800 учреждений Госбанка СССР, 12,5 тыс. сбербанков, 162 тыс. денежных касс предприятий и организаций, 35 тыс. помещений с оружием, 9 тыс. помещений с драгоценными металлами и ювелирными изделиями, 20 тыс. с наркотиками и ядами и т.д. Так вот, с полной ответственностью заявляю – не смог бы “внедренный охранник” со товарищи обокрасть банк, если там была сигнализация, подключенная к пульту централизованной охраны милиции.

Так что же такое сегодняшние “охранные структуры”? В чем их задача – охранять ценности и имущество, или осуществлять личную охрану банкиров и бизнесменов, заниматься экономической разведкой и получать информацию о конкурентах или охранять собственную коммерческую тайну, или получать задания от руководства банков и разбираться с недобросовестными клиентами и злостными неплательщиками по кредитам, или осуществлять пропускной режим, выполняя вахтерские функции? Если все эти обязанности выполняет так называемая “служба безопасности” банка или коммерческой фирмы, то толку не будет ни в одной из перечисленных выше сфер. Остановлюсь на одной функции, на мой взгляд, главной – охране ценностей.

За 9 месяцев этого года в России их совершено 1 млн 241,4 тыс. имущественных преступлений. Снова наблюдается устойчивый рост более чем на 4 процента. В этих условиях возрастает роль технических средств охраны как активного фактора сдерживания преступных посягательств на ценности и имущество.

Главное управление вневедомственной охраны МВД РФ и его подразделения на местах по поручению правительства выполняют функции генерального заказчика всей отечественной охранно-пожарной сигнализации, несут всю полноту ответственности за проведение единой технической политики не только в области создания охранной сигнализации, но и тактики их применения.

Наконец, охрана берет на себя функции страховой компании: она гарантирует возмещение ущерба от допущенных по вине ее сотрудников краж. В этом ее принципиальное отличие от ведомственной охраны, различных охранных кооперативов и служб, берущихся за выполнение подобных задач. Даже американцы, производители охранной сигнализации, побывавшие в гостях в Главном управлении вневедомственной охраны, вынуждены были согласиться, что подобной структуры нет ни в одном государстве.

Специалисты вневедомственной охраны убеждены, что разработка и производство аппаратуры должны осуществляться централизованно, на республиканском уровне. В последнее время стало модным, поддавшись рекламе и присмотрев на международных выставках внешне эффектные образцы аппаратуры зарубежной охранной сигнализации, закупать ее и монтировать в своих банках, ТОО, офисах и т.д. И многие коммерсанты “подрываются” на этом в прямом и переносном смысле.

Чтобы избежать этого, необходим жесткий контроль, который оградил бы наш рынок от продукции сомнительного качества. Вся охранная аппаратура, производимая отечественной промышленностью или завезенная из-за рубежа, должна проходить испытания и получать сертификат качества в Центре сертификации аппаратуры охранной и пожарной сигнализации Главного управления вневедомственной охраны МВД РФ. Это положение зафиксировано в постановлении Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589. Испытательный центр – независимая хозрасчетная структура, главная цель которой состоит в том, чтобы выданный сертификат на прибор или охранную систему стал бы в нашей стране высшей гарантией качества средств сигнализации.

Случаются ли кражи на охраняемых объектах? Да, случаются. Чаще всего это кражи “на рывок”: разбивается витрина, магнитофон в сумку и за угол – группа захвата иногда просто. Случаются квартирные кражи по наводке, когда известная ворам вещь похищается за считанные минуты после проникновения в помещение. В этих случаях вневедомственная охрана возмещает ущерб.

За 1994 год по всей системе вневедомственной охраны в России совершено 1150 краж. Из охраняемых объектов – 930, из квартир – 220.

За первое полугодие 1995 года допущено 342 кражи, но еще раз подчеркиваю, это почти на 2 млн охраняемых объектов и квартир.

Надежность охраны характеризуется еще одним показателем: сколько преступников задержано при попытке кражи, то есть на месте преступления. В 1993 году было задержано 33461 человек, в 1994 году – 29074, за первое полугодие 1995 года – 15229 человек.

А на таких объектах, как банки, крупные магазины, объекты с драгоценными металлами, оружием, наркотиками и т.п., краж практически нет. Я не помню случая, чтобы была допущена кража из подразделений Госбанка, из 12,5 тыс. сбербанков, охраняемых вневедомственной охраной, на моей памяти три незначительные кражи, но надо учитывать, что ни в сбербанках, ни в кассах предприятий, ни в ломбардах, ни в магазинах у нас не было никакой физической охраны.

Теперь несколько строк о “группах захвата”. Это хорошо вооруженные и обученные группы со служебной розыскной собакой, выезжающие на объект по сигналу “тревога”. Служба опасная – каждый сигнал может вылиться в бой с опасными и вооруженными преступниками, и исход этого боя непредсказуем. Поэтому группы захвата, обслуживающие объекты, тщательно изучают их, заранее прикидывают варианты блокирования преступников.

Могу уверенно сказать, что “охранники” различных охранных ведомств и кооперативов не имеют такой фундаментальной подготовки, как милицейские “группы захвата”, а главное, опыта ежедневной работы по задержанию преступников. Пора понять: борьба с преступностью – не для дилетантов с амбициями. Эта задача по плечу только настоящим профессионалам.

Леонид ПОПОВ,

генерал-лейтенант милиции в отставке,

заслуженный работник МВД


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

…НО СТОИТ ЛИ ИХ СБРАСЫВАТЬ СО СЧЕТОВ?
ПОТЕРЯЛИ “ЗДОРОВЬЕ” – ЧТО ПРИОБРЕЛИ?
ЕВРЕЙ ПРИ ГУБЕРНАТОРЕ НИКОЛАЙ ШМЕЛЕВ
“Я ВЗГЛЯНУЛ ОКРЕСТ СЕБЯ..”.
ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ, А НЕ…
ЗАЧЕМ КУХАРКЕ ДУМА?
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ХИТ-ПАРАД ЛИЦЕНЗИОННЫХ ВИДЕОФИЛЬМОВ (НОЯБРЬ 1995 г)
КНЯЖЕСКИЙ УРОК РЕФОРМАТОРАМ
НА РУИНАХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ДЕМДВИЖЕНИЯ
Появление нового руководителя Центрального банка
СПУТАННЫЕ КАРТЫ. ПОСТИШЕМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ
КОММУНИСТЫ НИКОГДА БОЛЬШЕ НЕ ВЕРНУТСЯ К ВЛАСТИ…
СПРАВКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ “ОСТАНКИНО”
“ПРАВДА”?
ИНВЕСТИЦИИ В ПОЛИТИКУ: ЧТО, ГДЕ, ПОЧЕМ?


««« »»»