СПРАВКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ “ОСТАНКИНО”

Российская государственная телерадиокомпания (РГТРК) “Останкино” образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 331 на базе упраздненной Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании.

Как показала проверка, финансово-хозяйственная политика, проводимая руководством РГТРК “Останкино” не в полной мере осуществлялась в Государственных интересах, а заявление бывшего Председателя Компании Яковлева А.Н. на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 10 марта 1995 года “О катастрофической нехватке бюджетных средств на производство и распространение программ” сделано без учета возможностей, предоставленных Компании законом “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. В соответствии с Положением о Российской государственной телерадиокомпании “Останкино”, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 1993 года № 421, последняя функционирует в соответствии с указанным законом.

За 1994 год численность сотрудников компании (5218 чел. на 01.04.94) сократилась на 922 человека, из них административно-управленческого персонала – на 51 человек, творческих работников – на 655 и обслуживающего персонала – на 216 человек. То есть на конец 1994 года из общей численности сотрудников Компании доля административно-управленческого персонала увеличилась на 6%, творческих работников уменьшилась на 1,6% и обслуживающего персонала на 3,8%.

В прошлом году основная деятельность Компании в области телевидения была направлена в основном не на создание телевизионных программ собственными силами, как прежде, а на их закупку у коммерческих структур. Приказом от 8 июня 1994 года № 198 была образована комиссия по закупкам телепередач, кино- и видеофильмов. Председателем этой комиссии назначен первый заместитель Председателя Компании Шевелев Г.А., а заместителем – Дмитриев А.А. – заместитель Председателя Компании. Этим же приказом образованы две рабочие группы: по закупкам литературно-художественных, научно-популярных, музыкально-развлекательных, спортивных, детских и юношеских телепередач, кино- и видеофильмов под руководством Разбаша А.А. – зам. Председателя Компании и по закупкам информационно-документальных телепередач, кино- и видеофильмов под руководством Шипитько Г.И. – зам. Председателя Компании.

Положение об этой комиссии не разработано. Протоколы заседаний рабочих групп не велись, хотя закупочная деятельность активизировалась.

Из общей стоимости телепередач IV квартала в сумме 42,8 млрд рублей на покупные затрачено 28,1 млрд рублей и 1638 тыс долларов США (приблизительно 5,2 млрд рублей) или 78%, при 24% вещания этих программ в общем объеме оригинального вещания (1160, 2 часа)!!!

В 1994 году средняя стоимость одного часа оригинального вещания на телевидении собственных передач составляла 9,3 млн рублей, совместных – 45,7 млн рублей, покупных – 125,8 млн рублей и 2,2 тыс долларов США.

Стоимость одной собственной программы, например по студии “Эксперимент” в 1994 году, составляла от 9,5 до 24 млн рублей, а стоимость покупной от 49 млн рублей до 54,2 тыс долларов США.

Необходимо отметить, что основная часть телепродукции закупалась у сравнительно ограниченного круга частных телекомпаний: “ВИД”, “РЕН-TV”, “АТВ”, “АМиК”, “Ассоциация содействия развитию детского телевидения Компании ЛТД”, “ИнтерВИД”, “Видео АРТ” и другие, в состав учредителей которых входят лица, занимавшие ранее или в настоящее время руководящие должности в подразделениях и самой РГТРК “Останкино”.

Как правило закупка телепрограмм производилась у учрежденных же ими коммерческих структур. Причем цены за программы устанавливались без анализа и оценки фактических затрат на их производство.

Например ТО “Эксперимент” закупало программы в основном у АОЗТ “Телекомпания ВИД” (учредители: директор бывшей студии международных программ и видеобмена Любимов А.М., Политковский А.В., Листьев В.Н., бывший директор ТО “Эксперимент” Разбаш А.Л.), а также у корпорации “Интервид”, в состав учредителей которой входят АОЗТ “Телекомпания ВИД”, Любимов А.М., Листьев В.Н.

Как правило программы у этих частных телекомпаний закупались по самым высоким ценам. Например, в январе 1995 года программа “Белый попугай”, закуплена по стоимости 35 тыс долларов США за одну штуку, “Капитал Шоу “Поле чудес” – 60 тыс долларов США, “Политбюро” и “Час Пик” по 17,5 тыс долларов США!!!

Сравнение фактических затрат (их обоснованность не проверялась) АОЗТ “Телекомпания ВИД” на производство программы “Час Пик” по договору от 18.10.94 № 2588 с закупочной ценой показала, что фактическая стоимость ее (с учетом заложенных в смету накладных расходов в 55% и рентабельности в 50%) составила 18,3 млн рублей (6,1 тыс долларов США), а куплена эта программа за 40 млн рублей (13,4 тыс долларов США) без учета НДС и спецналога. Прибыльность АОЗТ от этой программы составила 328%.

В то же время творческие и производственные мощности государственных предприятий РГТРК “Останкино”, ТО “Экран” и “ТТЦ” простаивают.

Творческих работников увольняют под любым предлогом или переводят в резерв с минимальной заработной платой. В настоящее время, например, в ТО “Экран” из 300 творческих работников в резерв переведено 250 человек.

За счет бюджетных средств (с разрешения Яковлева А.Н.) оплачивалась работа, заказанная политическими деятелями. Так, директор киностудии “Глобус” Литвак А.А. письмом от 20.06.94 № 14-37 обратился к Яковлеву А.Н. с просьбой оплатить стоимость полнометражного художественного фильма “Завещание Сталина”, который был показан по телевидению по просьбе Бурбулиса Г.Э. перед выборами в Государственную Думу. Оплата за показ этого фильма должна была быть произведена Бурбулисом Г.Э..

В связи с отказом последнего от оплаты, в июле прошлого года Компанией по разрешению Яковлева А.Н. киностудии “Глобус” было перечисленно 146 млн рублей (счет № 3 от 01.08.94). По сообщению директора Телерадиофонда Корнилова Ю.П. указанный фильм на хранение в фонд не поступал. Как указывает в своем письме Литвак А.А. кассета с этим фильмом осталась у бывшего Председателя РГТРК “Останкино” Брагина и его заместителя Игнатьева – ныне депутата Государственной Думы.

Вместо того, чтобы заключать договора непосредственно с рекламодателями, рекламное время продавать как правило пакетом определенному кругу посредников – “Агентов”, основными из которых были коммерческие фирмы “Премьер СВ”, “Интер ВИД”, “Видеоинтернешнл”, “Телекомпания ВИД”, “Аврора”, “Контакт”, “Логаваз-Пресс”, студия “Остер”.

Явно заниженная стоимость единицы рекламного времени дала возможность “Агентам” наживаться на его перепродаже более мелким коммерческим структурам, включая и иностранные. При этом необходимо отметить, что оплата услуг предприятий Минсвязи России, обеспечивающих распространение рекламы, Телевизионного технического центра оплачивается Компанией из бюджетных средств.

Так в соответствии с договором комиссии № 01/72 от 11 мая 1994 года фирма “INTER VIDEO COMMERCE LTD” (США), являющаяся обладателем прав на коммерческое использование рекламного эфирного времени в телепередачах АО “Телекомпания ВИД”, “Поле Чудес”, “Тема” и “Час Пик” (самая высокая стоимость одной минуты – 13,2 тыс долларов США) поручила АО “Интервид” за вознаграждение совершать от ее имени поиск рекламодателей путем заключения соответствующих договоров с последними. АО “Интервид” платежными поручениями № 44 от 03.06.94, 45 от 07.06.94 и от 30.01.95 перечислил указанной фирме через КБ “Контининтбанк” 838,3 тыс долларов США.

Установлено, что фирма под таким же названием “Интервидеокоммерс” была зарегистрирована 12 августа 1991 года исполком народных депутатов г.Москвы за № 801 и от нее по платежному поручению № 376 от 29.12.93 за покупку рекламного времени в РГТРК “Останкино” поступило 2,1 млн рублей.

Учредителями этой фирмы являются Мережко В.И., Удалов И.А. – один из учредителей АО “Интервид” и другие.

В марте 1994 года “С целью упорядочения рекламной деятельности” было создано Акционерное общество “Реклама-Холдинг” с долей Компании в его установном фонде в размере 30 процентов. Соучредителями этого АОЗТ стали в основном “Агенты”, скупавшие большую часть рекламного времени в I полугодии: Акционерные общества “Видеоинтернешнл”, “Премьер СВ”, “Максима”, “Интервид”, “Логоваз-пресс”, студия “Остер”.

Установленные приказом по Рекламе-Холдингу от 05.08.94 № 7-П с 1 сентября 1994 года расценки 1 минуты рекламного времени в среднем в 1,5 раза, в рейтинговое время более чем в 2 раза, а с 1 ноября 1994 года соответственно в 2,6 и 3,5 раза превышали расценки Компании.

Причем, в наиболее рейтинговых передачах эфирное рекламное время продавалось по отдельным еще более высоким расценкам. Например, в передачах “Поле Чудес” 1 мин рекламного времени с 1 ноября 1994 года без НДС и спецналога стоит 45 тыс долларов США, художественных фильмов в рубрике “Воскресный кинозал” – 30,телесериале “Дикая Роза” – 35 тыс долларов США. По самым скромным подсчетам с учетом приказа Компании (Яковлев А.Н.) от 20.06.94 № 208, разрешающего размещение рекламы в телепередачах с 1 июля 1994 года только от имени АОЗТ “Реклама-Холдинг”, последняя во втором полугодии за продажу рекламы должна была получить более 72 млн долларов США или почти в 2 раза больше чем по расценкам РГТРК “Останкино” и в 1 полугодии 1995 года более чем в 2,5 раза (117,6 млрд рублей). По итогам работы за 1994 год Компания от АОЗТ “Реклама-Холдинг” дивидендов не получала. С 1 апреля с.г. деятельность ее приостановлена, кредиторская задолженность перед “Останкино” на 01.07.95 составляет 19,0 млрд рублей.

Московской регистрационной палатой АОЗТ “GMS” зарегистрировано 20 апреля 1994 года. В числе учредителей этого общества – АОЗТ “РТВ-ПРЕСС” в лице Президента Яковлева (бывшего Председателя РГТРК “Останкино”), фонд “Демократия” в лице Беляева А.А., директор и главный инженер Телевизионного технического центра Горохов В.Н. и Соколов А.В., зять Министра связи России – Андреев О.Н. – как физические лица.

Проверкой установлено, что РГТРК “Останкино” не только не имеет никакой финансовой выгоды от сотрудничества с указанным акционерным обществом, а наоборот, несет дополнительные расходы бюджетных средств.

Анализ плановых расходов показывает, что Компания сняла в 1994 году со счета во Внешторгбанке на командировочные расходы 406,6 тыс долларов США (при плане 55,0 тыс долларов США), израсходовала на оплату счетов по использованию каналов связи 2654,88 тыс долларов США (план 2000,0 тыс долларов США) и на показ спортивных передач 2882,57 тыс долларов США (при плане 2058,9 тыс долларов США).

В 1994 году РГТРК “Останкино” командировало за рубеж 348 человек и в 1 квартале 1995 года – 37 человек.

Анализ командировок в счет бюджетных средств выявил следующие недостатки:

– приказ № 37-к на командировки 16 представителей Компании в различные страны на период ноябрь-декабрь 1993 года был подписан 10.01.94 после самих командировок;

– председатель Компании Яковлев А.Н. в соответствии с приказом № 965-к от 26.04.94, 219-к от 02.02.95 направлялся во Францию и Португалию по темам: “Городские свободы”, “4 сессия Независимой комиссии по вопросам народонаселения и уровня жизни” за счет валютных средств Компании. Однако, в связи с отсутствием бухгалтерских отчетов и отчетов по проделанной работе по этим командировкам целесообразность их финансирования за счет Компании и сумму расходов установить не представилось возможным. Кроме того, совместно с Председателем Яковлевым А.Н. (приказ № 1276-к от 02.06.94 по теме: “Новые русские инициативы”) в США в период с 6 по 20.06.94 командировался Золотов Г.И., которых не является сотрудников РГТРК “Останкино” и в приказе на командировку отсутствует. Командировка Золотова Г.И. принесла ущерб 2444 доллара США.

В I квартале 1995 г. на содержание корреспондентских пунктов был израсходовано 311,7 тыс долларов США при смете 332,5 тыс долл США (приложение № 8). Однако, корпункты, расположенные в АРЕ, Болгарии, Бразилии, Венгрии, Германии, Испании, Румынии, ЮАР – допустили перерасход.

Установить конкретно по каким статьям сметы допущен перерасход из представленных документов не представилось возможным.

С прекращением телевещания РГТРК “Останкино”, в связи с образованием АОЗТ “ОРТ” сотрудники уволились из Компании, забрав с собой безвозмездно собранный видеофонд, созданный за государственные средства.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21 января 1995 года № 97-р государственная доля акций в размере 51% в АОЗТ “ОРТ” распределена между государственными предприятиями-учредителями следующим образом: РГТРК “Останкино” – 9%, ИТАР-ТАСС – 3%, государственное предприятие “Телевизионный технический центр” – 3%, Госкомимущество России – 36 процентов. Остальная доля согласно Уставу АОЗТ “ОРТ” принадлежит: АО “Ассоциация независимых телекомпаний” – 3%, АО “ЛогоВаз” – 8%, Национальному фонду спорта Российской Федерации – 2%, банку “Менатеп” – 5%, АКБ “Национальный кредит” – 5%, АКБ “Столичный” – 5%, РАО “Газпром” – 3%, КИБ “Альфа-Банк” – 5%, АКБ “Объединенный банк” – 8%, АО торговая компания “Микродин” – 5 процентов.

Проверкой установлено, что Госкомимущество России в счет своей доли в уставном капитале передало на баланс АОЗТ “ОРТ” имущество корпунктов в Индии, Германии, ЮАР, Чили, Великобритании, Испании, Бразилии и Болгарии только на сумму 3,15 млрд рублей, или 31,5% Уставного капитала. Причем, стоимость переданного имущества определена не по рыночным ценам, сложившимся на 1 января 1995 года, как установлено распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 1995 года № 435-р, а по балансовой стоимости.

Телевизионный технический центр, РГТРК “Останкино” и ИТАР-ТАСС свою долю акций не выкупили. По сообщению генерального директора АОЗТ “ОРТ” Благоволина С.Е. 50% уставного капитала по поручению учредителей – коммерческих структур оплатил АКБ “Национальный кредит”. Таким образом государство фактически и юридически потеряло рычаги своего влияния в АОЗТ “ОРТ”!!!

Необходимо отметить, что АОЗТ “ОРТ” с 1 апреля 1995 года бесплатно эксплуатирует не вошедшее в уставный капитал имущество остальных 12 загранкорпунктов, 31 корпункта, находящегося на территории Российской Федерации, 22 – в странах СНГ, а также в занимаемых помещениях телецентра балансовой стоимостью 19,6 млрд рублей. Правительство РФ (распоряжение № 435-р) согласилось с АОЗТ “ОРТ” о выкупе последним указанного имущества, однако по состоянию на 15 июля с.г. оно не только не выкуплено, но даже не определена его стоимость с учетом рыночных цен.

В целом же АОЗТ “ОРТ” за три месяца своего существования задолжало РГТРК “Останкино” 52 млрд рублей за оборудование и программы, Телевизионному техническому центру – более 10 млрд рублей за предоставленные технические услуги.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

…НО СТОИТ ЛИ ИХ СБРАСЫВАТЬ СО СЧЕТОВ?
ПОТЕРЯЛИ “ЗДОРОВЬЕ” – ЧТО ПРИОБРЕЛИ?
ЕВРЕЙ ПРИ ГУБЕРНАТОРЕ НИКОЛАЙ ШМЕЛЕВ
“Я ВЗГЛЯНУЛ ОКРЕСТ СЕБЯ..”.
ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ, А НЕ…
ЗАЧЕМ КУХАРКЕ ДУМА?
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ХИТ-ПАРАД ЛИЦЕНЗИОННЫХ ВИДЕОФИЛЬМОВ (НОЯБРЬ 1995 г)
КНЯЖЕСКИЙ УРОК РЕФОРМАТОРАМ
НА РУИНАХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ДЕМДВИЖЕНИЯ
Появление нового руководителя Центрального банка
ОХРАНА ЦЕННОСТЕЙ – НЕ ИГРА В “ОХРАННИКИ”
СПУТАННЫЕ КАРТЫ. ПОСТИШЕМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ
КОММУНИСТЫ НИКОГДА БОЛЬШЕ НЕ ВЕРНУТСЯ К ВЛАСТИ…
“ПРАВДА”?
ИНВЕСТИЦИИ В ПОЛИТИКУ: ЧТО, ГДЕ, ПОЧЕМ?


««« »»»