КНЯЖЕСКИЙ УРОК РЕФОРМАТОРАМ

Реформировать – значит преобразовывать, изменять, переустраивать что-либо. Таким образом, реформа вообще и экономическая реформа в частности – это всегда нововведение, связанное с более или менее прогрессивными преобразованиями.

Проведение реформ неизбежно вызывает ломку старого, привычного, устоявшегося. Это всегда болезненно сказывается на взаимоотношениях людей, на отношении их к происходящему. Время реформ – это время, когда меняются представления, рушатся идеалы, переоцениваются ценности. Но это и период, когда появляются надежды, строятся планы, возникают и претворяются в жизнь идеи, разрабатываются и реализуются проекты… Короче – это время крупных перемен. Наверное, не будет преувеличением сказать, что вся история России, как древняя, так и новейшая, – это своего рода история реформ.

При этом реформы не делались сами собой. Они предопределялись и направлялись людьми – яркими, неординарными личностями, находившимися в то время на вершине государственной власти. Одним из первых общепризнанных государственных деятелей-реформаторов был князь Владимир, которого в народе нарекли Красным Солнышком.

Летописные рассказы о княжении Владимира (980-1015) похожи на легенды. И это не случайно. По мнению многих историков, он унаследовал лучшие качества своего отца – князя Святослава, и княжение его было не только продолжительным, но и наиболее плодотворным с точки зрения укрепления древнерусского государства.

При Владимире Киевская Русь достигла немалого. Владимир расширил пределы государства, значительно укрепил связи между отдельными его частями. Многолетние отношения Киева с Византией – страной высокой культуры – завершились принятием Русью христианства – единой государственной религии. Это не только не помешало развитию самобытной культуры молодого древнерусского государства, но и послужило новым мощным толчком для расцвета в XI – XII веках всех форм искусства. Яркое свидетельство тому – литература Киевской Руси.

Позволим себе маленький экскурс в историю, чтобы убедиться, насколько серьезно и ответственно подходили к делу древние. Особенно отчетливо это можно увидеть, рассматривая одну из ярчайших страниц русской истории – Крещение Руси. Известно, что в то время характер религиозных воззрений определял многое: от образа жизни и особенностей быта простых людей до политического устройства государства, его мощи, единства, обороноспособности, экономической независимости.

Религия была тем объединяющим началом, благодаря которому формировались многие представления людей, оценивались действия правителей, приобретались знания о человеке и окружающем его мире. Кроме того, религию того времени можно считать не только главным источником знаний, но и основой нравственного воспитания, той средой, которая вольно или невольно формировала духовный мир человека, сопровождая его на протяжении всей жизни.

Все виды деятельности людей языческой эпохи всецело определялись религией. Например, весь сельскохозяйственный год был «расписан» земледельцами под культовые праздники. Испокон века весной молитвами и жертвоприношениями заклинали природу накануне пахоты. В летние праздники преобладало моление о дожде – спутнике хорошего урожая. Кульминационным моментом славянского сельскохозяйственного года были грозовые жаркие июльские дни перед жатвой. В Ильин день (20 июля) земледелец, бессильный перед лицом стихий, со страхом взирал на небо: урожай, взращенный его руками, вымоленный (как он думал) у богов, был уже почти готов, но грозное и капризное небо могло его уничтожить. Излишний зной мог пересушить колосья, сильный дождь – сбить созревшее зерно, молния – спалить сухое поле, а град – начисто опустошить нивы. Бог, управляющий небом, грозой и тучами, был особенно страшен в эти дни – его немилость могла обречь на голод целые племена. Таким образом, преклоняясь перед всесилием богов, люди целиком и полностью вверяли себя религии, руководствовались теми идеями и воззрениями, которые она проповедовала.

Понимая все это, князь Владимир первым из русских князей посмотрел на религию глазами государственного деятеля. Еще в 980 году, только что заняв киевский престол, он произвел первую религиозную реформу, своего рода классификацию языческих культов. Стремясь поднять древние народные верования до уровня государственной религии, рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждь-бога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.

Реформа преследовала две цели: во-первых, вместо множества местных богов вводился единый официальный языческий пантеон; во-вторых, в этом пантеоне устанавливалась строгая иерархия с верховным божеством в лице Перуна. Иными словами, на небе мог быть только один главный бог, как и на земле должен быть только один великий князь.

Однако эта первая религиозная реформа не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали даже крайние проявления культа воинственного Перуна с его кровавыми жертвоприношениями. И не удовлетворяла она главным образом потому, что по-прежнему оставляла его Русь в ряду варварских государств. И вот спустя восемь лет Владимир понял, что христианство больше язычества приспособлено к усилению княжеской власти и что страна его созрела для принятия новой религии.

Христианское вероучение отличалось от язычества не столько своей религиозной сущностью, сколько той классовой идеологией, которая была присуща новому общественному строю, – раннефеодальному государству во главе с великим князем. В Киеве задолго до Владимира было известно христианство с его догмами, так хорошо приспособленными для оправдания и защиты феодального государства. Новую религию раньше других приняли княгиня Ольга и князь Ярополк. Но киевские князья медлили с принятием христианства, так как при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало для русского народа переход в вассальную зависимость от Византии.

Владимир же сумел поставить дело так, что сам предъявлял требования к Византии, и ни о каком вассалитете не могло быть и речи. Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Херсонес и отсюда уже диктовал свои условия императорам. Около 988 года Владимир крестился сам, крестил своих бояр и под страхом наказаний заставил креститься киевлян и всех русских вообще.

Формально Русь стала христианской. Угасли костры Перуна, требовавшего жертв наподобие древнего Минотавра, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, молились Перуну, справляли буйные праздники родной старины. Язычество слилось с христианством…

Вот уж поистине классический пример проведения реформ и, как вывод, такие, казалось бы, простые истины, без которых ни одна реформа невозможна: четко поставленная цель, последовательность и постепенность действий, твердость в осуществлении нововведений, вплоть до их насильственного насаждения, и в то же время умеренная терпимость к пережиткам прошлого, использование имеющегося опыта, но недопущение слепого подражания и так далее

Так все было просто и так сложно, если вернуться в день сегодняшний…

Страницы истории

перелистывала Ольга ГОЛИЦЫНСКАЯ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

…НО СТОИТ ЛИ ИХ СБРАСЫВАТЬ СО СЧЕТОВ?
ПОТЕРЯЛИ “ЗДОРОВЬЕ” – ЧТО ПРИОБРЕЛИ?
ЕВРЕЙ ПРИ ГУБЕРНАТОРЕ НИКОЛАЙ ШМЕЛЕВ
“Я ВЗГЛЯНУЛ ОКРЕСТ СЕБЯ..”.
ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ, А НЕ…
ЗАЧЕМ КУХАРКЕ ДУМА?
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ХИТ-ПАРАД ЛИЦЕНЗИОННЫХ ВИДЕОФИЛЬМОВ (НОЯБРЬ 1995 г)
НА РУИНАХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ДЕМДВИЖЕНИЯ
Появление нового руководителя Центрального банка
ОХРАНА ЦЕННОСТЕЙ – НЕ ИГРА В “ОХРАННИКИ”
СПУТАННЫЕ КАРТЫ. ПОСТИШЕМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ
КОММУНИСТЫ НИКОГДА БОЛЬШЕ НЕ ВЕРНУТСЯ К ВЛАСТИ…
СПРАВКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ “ОСТАНКИНО”
“ПРАВДА”?
ИНВЕСТИЦИИ В ПОЛИТИКУ: ЧТО, ГДЕ, ПОЧЕМ?


««« »»»