ДОХОД ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ…

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ ЗАЕМ:

ОПРАВДАЮТСЯ ЛИ НАДЕЖДЫ?

Если в былые времена осень в России считалась порой свадеб и ассоциировалась главным образом с окончанием сельскохозяйственного года и сбором урожая, то сейчас подобные ассоциации отошли далеко на задний план. Выявлена странная закономерность, что именно осенней порой или в преддверии ее случаются в России в последнее время экономические и политические потрясения типа ГКЧП, штурма белого дома, “черного вторника” и т.п.

Если не брать в расчет накал страстей по поводу предвыборной гонки, и не обращать внимания на ставшие уже привычными, то тут то там вспыхивающие забастовки и производственные аварии, то можно считать, что осень-95 выдалась на редкость спокойной. Тем не менее, событие, происшедшее в экономической жизни России нынешней осенью, все же не столь ординарно и обыденно, чтобы незаметно вписаться в пеструю палитру красок осени.

Итак, все по порядку. Несмотря на сравнительно низкий уровень благосостояния большинства российских граждан, едва сводящих “концы с концами” и, следовательно, вопреки всему и вся – проблема сохранения сбережений населения продолжает оставаться на сегодняшний день одной из острейших. Свободная денежная масса у населения (и не только в высокообеспеченных слоях) все-таки наличествует. Свидетельством тому – непрекращающиеся попытки многих наших сограждан повыгоднее “пристроить” эти деньги. По классической схеме, в соответствии с которой спрос рождает предложение, желающие воспользоваться этими деньгами всегда находятся.

По-видимому изрядно устав от скандальных историй, увенчанных громкими именами их главных героев типа АО”МММ”, “Нефтьалмазинвест” и т.п., Российское Правительство делает всевозможные попытки законодательно урегулировать “отъем денег” у населения, обеспечив при этом кое-какие государственные гарантии. В конце сентября желающие принять участие в очередной финансовой игре, теперь уже с государством, получили такую возможность. Министерство финансов начало продажу облигаций сберегательного займа – ценных бумаг, предназначенных прежде всего для населения. От привычных нам облигаций они отличаются тем, что имеют 4 купона. По каждому из них в конце каждого квартала можно получить определенный доход. На Московской фабрике Гознака уже отпечатано 6 миллионов бланков, имеющих 18 степеней защиты.

Платежным агентом по обслуживанию займа станет Сбербанк – получить купонный доход и погасить облигацию можно будет в любом его отделении. Хотя Минфин счел такой порядок для себя слишком дорогим удовольствием, тем не менее пошел на это сознательно, учитывая большую социальную значимость предстоящего события. Кроме того, право размещения облигаций на конкурсной основе предоставляется еще ряду банков и компаний по всей стране.

Примечательно, что облигацию можно приобрести у любого агента по распространению займа, а купонные выплаты и погашение облигаций будут вестись только отделениями Сбербанка. Процедура получения дохода по облигациям довольно проста. Приняв облигацию, контролер в окошке Сбербанка отрезает купон, ставит дату-подпись и выдает деньги. Вложенная сумма с процентами окончательно возвращается к держателю облигации через год. При этом о размере ежеквартальных доходов граждане будут оповещаться заранее – за три месяца до их выплаты. Согласно президентскому указу, уровень доходности по облигациям сберзайма не может быть ниже, чем по другим видам государственных ценных бумаг. Величина первого купонного дохода по этим облигациям уже обнародована – 102,72% годовых к номиналу, что составляет примерно 8,5% в месяц. Таким образом самые расторопные граждане, ставшие уже обладателями облигаций сберегательного займа, получат по первому купону доход в размере 25% по отношению к их номинальной стоимости. Важным моментом является то, что доход от сберзайма не облагается налогом.

Вот, пожалуй, и все, что на сегодняшний день более или менее точно известно. Если попытаться смоделировать развитие событий и представить ситуацию хотя бы на момент истечения первых трех месяцев, когда будет объявлен размер дохода, получаемого по второму облигационному купону, то при этом можно оперировать пока лишь домыслами.

Домысел первый. А точнее сказать – первый “подводный камень”, который кроется на пути доверчивого вкладчика. Облигационный заем выпускается от лица государства и по сути оно является основным контрагентом в этой сделке. Государству у нас привыкли верить. И даже дискредитировавшее себя экспериментами типа ваучерной приватизации оно продолжает оставаться в глазах многих простых людей своего рода гарантом. Но в данном конкретном случае исполнять обязанности государства на каждом этапе будет не оно само через свои государственные структуры, а банки, преимущественно коммерческие, интересы которых известны. Понятно, что банки, которые будут заниматься размещением облигаций, совсем не обязательно станут продавать их по номиналу. Скорее всего банки-агенты, стремясь получить максимальный доход, постараются установить такую цену, которая примерно уравняет доходность облигаций и банковских вкладов. Поэтому вопрос цены в данном случае – один из принципиальнейших. Из официальных источников известно, что будут установлены предельные отклонения величины доходности продаваемых банками при первичном размещении облигаций относительно доходности, обеспечиваемой той котировкой, по которой банк купит облигации у Минфина. Однако рамки этого ограничения пока четко не определены. И, следовательно, неясен реальный доход, на который можно рассчитывать счастливому обладателю облигации. Будет ли вообще разница между начисляемым процентом и переплатой в цене положительной? – именно такой вопрос возникает, когда пытаешься все-таки проанализировать ситуацию, оценивая, во что выльются надежды Минфина, которые он возлагает в этой связи на Сбербанк, взывая к гражданской позиции его руководителей.

В настоящее время право на размещение облигаций сберегательного займа получили 48 банков и финансовых институтов, выигравших тендер, в результате которого Минфином размещено облигаций на сумму 963 млрд. рублей при номинале выпущенных в обращение облигаций 1 трлн. рублей. Цена покупки в ходе тендера колебалась в интервале от 98 до 103 процентов от номинала. Таким образом, есть основание предположить, что банки, которые приобрели облигации по меньшей цене, будут предлагать их к продаже на более выгодных для населения условиях. Поэтому, чтобы преодолеть первое препятствие марафонской дистанции с наименьшими финансовыми потерями, нужно прежде всего правильно выбрать место, где покупать облигации.

Домысел второй. Или точнее – второй крупный знак вопроса, который касается политического риска, с которым связано приобретение новых облигаций. Дело в том, что хотя доход по ним и предполагается выплачивать ежеквартально, погашаться облигации будут только через год. К тому же в сентябре следующего года погашение только начнется и может продолжаться полгода, то есть до марта 1997 года. К этому времени пройдут парламентские и президентские выборы, и не исключено, что отвечать по обязательствам государства придется уже другому правительству. Это может наложить дополнительные трудности на реализацию заявленных обязательств. Одна лишь надежда на то, что государство все-таки не может лопнуть, как коммерческий банк или сбежать, как мошенническая компания.

И, наконец, третий домысел. Выпустив из своих рук “золотую рыбку”, думается, вполне сознательно, государство фактически отдало на откуп банкам право распоряжаться облигациями по своему усмотрению. Поскольку срок, в течение которого банки обязаны реализовать облигации, выкупленные у Минфина, ограничен 60 днями, то в течение этого времени может происходить все, что угодно: создаваться искусственный дефицит на рынке облигаций, за счет чего, естественно, будет возрастать их рыночная цена, банки могут вообще какой-то период времени не выпускать их в продажу, используя на свои нужды, например, как залоговое средство, и т.п. По некоторым оценкам до 50% облигаций будет отвлечено из реального оборота и, соответствено, в такой же мере не будет реализована важная социальная функция вновь “испеченных” ценных бумаг.

Итак, попытаемся подытожить изложенное выше. “Осенний марафон” под названием “Облигационный сберегательный заем” успешно стартовал. Марафонская дистанция длиной в один год разбита на четыре этапа, отмеченных датами: 27 декабря 1995 года, 27 марта 1996 года, 27 июня 1996 года, 27 сентября 1996 года. Заветные числа, как не трудно догадаться, – дни “стрижки купонов”, которая будет осуществляться с периодичностью в 3 месяца, то есть один раз в квартал. В промежутках между каждыми двумя датами, а именно – в каждом цикле, заканчивающемся получением купонного дохода, развитие событий будет примерно одинаковым. Разным будет лишь размер дохода, а схема его образования, думается, не будет претерпевать изменений.

Вместе с тем, ответ на вопрос: “Оправдаются ли надежды?” не может быть на сегодняшний день однозначным. Прежде всего по той простой причине, что нужно вначале определить, чьи именно надежды должны оправдаться. Заинтересованных сторон как минимум три: государство; финансовые институты и коммерческие фирмы, к ним приравненные (или примазавшиеся); население (частные вкладчики).

Интерес государства состоит в том, что посредством займа оно получает право на долгосрочное использование привлеченных средств физических лиц. Соответственно, надежда государства оправдается в первую очередь. В этом нет сомнения. Финансовые институты рассчитывают достичь, по меньшей мере, трех целей: получения доходов за счет разницы в ценах покупки-продажи, использования облигаций в качестве финансового инструмента и получения возможности участвовать в операциях на вторичном рынке облигаций, так как отсутствуют какие-либо ограничения как на их держателей, так и на порядок вторичного обращения. Есть все основания предполагать, что и финансовые институты в общем и целом смогут удовлетворить свои ожидания. И, наконец, частные вкладчики. Что ждет их? Это, как всегда, самый сложный вопрос.

Судя по тому, что найти в розничной продаже облигации сберегательного займа довольно трудно, спрос на них весьма высок. Учитывая это, с 27 октября Минфин выпускает в обращение вторую серию облигаций этого займа также на сумму 1 триллион рублей. Процентные ставки первого купонного дохода по новому выпуску ОГСЗ, как можно было предположить, значительно (более чем на 10 пунктов) ниже доходности, объявленной для первого купона облигаций сентябрьской серии, а именно – 92,13% годовых. И если бы не премия в размере 5% годовых, установленная Минфином для новой серии ОГСЗ впервые за всю историю выпуска различных государственных ценных бумаг, которая будет прибавлена к ставке первого купонного дохода, можно было бы с полной уверенностью утверждать, что расчетная доходность облигаций, уменьшенная банковскими комиссионными, вплотную приблизилась к уровню депозитных ставок даже в достаточно надежных банках. По словам заместителя министра финансов Андрея Казьмина, установление премии связано с социальной значимостью облигаций сберегательного займа и желанием эмитента повысить привлекательность этих ценных бумаг. А это необходимо государству, так как нельзя допустить, чтобы население раньше времени утратило желание вкладывать свои сбережения в государственные ценные бумаги. Ведь впереди еще восемь серий выпусков ОГСЗ из десяти запланированных на ближайшую перспективу.

Еще одна особенность второго выпуска ОГСЗ состоит в том, что среди уполномоченных дилеров появились региональные, которыми стали Новосибирская и Санкт-Петербургская валютные биржи. Этот факт также рассматривается в качестве фактора, способствующего повышению социальной значимости этих ценных бумаг, так как по итогам первого выпуска сбероблигации так и не стали розничной бумагой, предназначенной, как об этом официально заявлялось, преимущественно для населения. Несмотря на то, что Минфин, определяя дилеров, основную ставку делал на банки, имеющие широкую филиальную сеть, в надежде на максимально широкое географическое распространение сберзайма, до подключения филиалов дело так и не дошло. Физическое перемещение облигаций требовало затрат, к тому же, уровень спроса и, соответственно, цены в провинции были ниже, чем в Москве.

В остальном условия выпуска облигаций первой и второй серии идентичны: облигации – на предъявителя; номинальная стоимость облигаций 100 и 500 тысяч рублей; продажа их осуществляется по рыночным ценам; период обращения облигаций – 366 дней. Вот только сроки выплаты купонного дохода “сдвинуты” по сравнению с первым выпуском ровно на один месяц, как, впрочем, и должно быть: по купону N 1 – с 27 января 1996 года; по купону N 2 – с 27 апреля 1996 года; по купону N 3 – с 27 июля 1996 года; по купону N 4 – с 27 октября 1996 года.

Если читатель, осиливший технологию “сдвинутости” сроков выплаты купонных доходов по первому и второму выпуску, еще в состоянии воспринимать информацию, напомним, что и в одном и в другом случае в настоящее время известны правила игры лишь на первом этапе – на этапе “стрижки” первого купона.

При этом известно, что каждый раз Минфин будет предлагать новые условия подписки, оговаривая объем, срок реализации облигаций среди населения, форму выпуска, номинал ценных бумаг, базу определения доходности и т.д., согласуя их с Министерством юстиции. Таким образом, определенно можно сказать только одно: скучать потенциальным обладателям нового вида облигаций не придется. И главное – неожиданностей, большей частью, конечно, неприятных, на их пути возникнет немало. Во всяком случае рассчитывать на то, что эти облигации будут высокодоходными для населения, не приходится. Слишком много посредников, которые не любят делиться своим “куском пирога”. А это значит, что надежды вкладчиков сохранить и приумножить свои капиталы, если и оправдаются, то далеко не в полной мере.

Ольга МЕНЬШИКОВА, кандидат экономических наук

советник Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПО-ПРЕЖНЕМУ ЦЕНТРФОРВАРД ШАТАЛИН
РОССИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
В МОСКВЕ ПРОЙДУТ ГАСТРОЛИ ЛУИ СКЛАВИСА
ОТ ИЗБИРАТЕЛЬНО МЕНЮ ТОШНИТ
ВОКАЛЬНЫЙ КОНКУРС ИМЕНИ ГЛИНКИ
ВОПРЕКИ МОЛВЕ СРЕДИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ВИДЕОЛЕНТ НЕМАЛО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ
ПОЧЕМУ ПОБЕДИЛИ БОЛЬШЕВИКИ И ЧТО ИЗ ЭТОГО ВЫШЛО?
Результаты боснийского кризиса
ВИДЕН ЛИ СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ?
БЕН КИНГСЛИ ТОСКУЕТ ПО КОМЕДИИ
РОССИЯ И США: НЕРАЗДЕЛЕННАЯ ЛЮБОВЬ?
СИЛЬВЕСТР В ЗАКОНЕ И БЕЗ ЧУВСТВА ЮМОРА
ДЕТИ И СТАРИКИ. УЖЕ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ
Кейдж и Аркетт – одна сатана…
И СТАРЫЕ ДАТЫ ДАРЯТ ПРАЗДНИК
ПЕРЕЧИТЫВАЯ КЛАССИКОВ. C БУЛГАКОВЫМ ПО МОСКВЕ
НОВОСТИ ЛИЦЕНЗИОННОГО ВИДЕОРЫНКА
АНОНС ЛИЦЕНЗИОННЫХ НОВИНОК
LIVE RECORDING ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ И АРХИВ ВИКТОРА МЕРЖАНОВА
RECONTRES D’OCTOBRE В БЕЛЬГИИ
НОВОСТИ РОССИЙСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРА
БРИТАНСКИЙ ПАРЛАМЕНТ ВСПОМНИЛ О КИНО


««« »»»