КАК РАЗРУБИТЬ САРАЕВСКИЙ УЗЕЛ?

Осень окрасила землю не только багрянцем листвы, но и густо замешанным цветом военных камуфляжей. Война. Идет война в подворотнях, в стране, в мире. В осеннее наступление пошла организованная преступность, обострилась ситуация в Чечне, раскатами натовской бомбежки вздыбилась земля Боснии…

Из поездки на Балканы возвратилась группа военных специалистов Министерства обороны РФ. Ее возглавлял первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Владимир Михайлович Журбенко.

Это была первая поездка военных России с начала конфликта на Балканах. Сегодня эксклюзивное интервью “Моей газете” дает генерал-полковник В.М.Журбенко:

– В Боснии, Словении побывали многие российские политики. Подошла очередь военных? Какие цели и задачи ставили Вы, отправляясь на Балканы?

– В течение недели группа военных специалистов изучала положение в бывшей Югославии. Цель нашей работы заключалась в том, чтобы реально оценить обстановку в союзной республике Югославии, в Боснии и Герцеговине, остатках Республики Сербской Крайны, согласовать вопросы военно-политического характера с руководством названных республик, оценить последствия последних авиаудараов НАТО по позициям боснийских сербов, разобраться с дислокацией наших миротворческих батальонов, которые несут сегодня службу в секторах Сараево и Восток. И главное – изучить возможности привлечения наших войск для проведения миротворческой операции многонациональных сил. Позади немало встреч, поездки во фронтовые районы, перелеты…

– Каковы впечатления?

– На войне как на войне. Здесь нет места положительным эмоциям. Мертвые города и селения, вереницы беженцев, переполненные госпитали, боль, страдания многих тысяч людей. Введенные ограничения и санкции ООН ухудшили и без того бедственное экономическое положение страны и населения. В страну ничего нельзя ввезти и вывезти из нее. Скажем, есть избытки сельхозпродукции, но ее нельзя поменять на энергоносители, без которых задыхаются противоборствующие стороны.

Что касается вооруженных сил, то армия союзной Югославии способна выполнять боевые задачи. Вместе с тем необходимо отметить, что эмбарго на поставки оружия не дает возможности ее технического обновления. В основном армия имеет на вооружении старую технику советского производства времен Второй мировой войны и послевоенного времени. Процент современной техники настолько незначителен, что решающего действия на боеготовность и боеспособность оказать не может. В то же время, хорватов вооружают более современной техникой. Та же Германия гонит им нашу технику, оставшуюся от бывшей ГДР. И вполне понятно старемление сербского руководства решить конфликт политическими методами.

– Вы проехали по горячим следам нанесения бомбовых ударов НАТО по позициям боснийских сербов. Какова была прицельность огня?

– Впечатление двоякое. Если ракетные удары, действительно, были нанесены по военным объектам, то об авианалетах этого не скажешь. Мы ознакомились с картой американского летчика, сбитого сербами. Кстати, об этом американцы почему-то не говорят. На ней четко обозначены чьи соединения НАТО, цели, по которым должны были наноситься удары авиации НАТО. И как специалист должен заметить, что выбраны объекты бомбометания не совсем удачно. В большинстве своем были поражены объекты общегражданского назначения. Скажем, на карте обозначена старая база размещения продовольствия. Она давно уже перестала выполнять свои функции, а оставшиеся постройки были подготовлены для размещения беженцев, где они и проживали. И вот по этому скоплению людей в течении пяти дней наносились массированные удары. Бомбили склады с продовольствием, вещевым имуществом, подготовленные места для проживания беженцев… В результате потери среди мирного населения, разрушены жизненно важные объекты. И вместе с тем, дух народа не сломлен. Я встречался с мирными жителями, ранеными бойцами в госпиталях… Все они едины в стремлении отстоять независимость государства.

– Об истоках конфликта много сказано, много написано. Политики уже который год не покидают стол переговоров. Но война продолжается, гибнут люди, в упадок приходит экономика, разрушаются межнациональные связи. Есть ли выход из кровоточащей ситуации? Каким его видят военные?

– Мое твердое убеждение – границы малых и больших государств должны обозначаться рамками этнического проживания народов. Нарушение этого принципа всегда приводит к кровавым бойням. Это привело к войне между Азербайджаном и Арменией, эта причина лежит и в основе балканского кризиса.

Большие надежды мировое сообщество возлагает на миротвоарческую миссию НАТО. Но дело обстоит таким образом, что Россия не может стоять в стороне от этого процесса. Да, сегодня два наших миротвоарческих батальона, как я уже говорил, несут службу в секторе Сараево и секторе Восток. Но этого крайне недостатаочно. В связи с вступлением миротворческой операции в Боснии и Герцеговине в новую фазу, руководство боснийских сербов опасается, что войска НАТО в случае их размещения на территории республики Сербской будут задействованы для полного разоружения их армии, не будут предпринимать необходимых мер по защите сербского населения и суверенитета Сербии от возможных силовых акций со стороны мусульмано-хорватской федерации. Все это может привести к острым ситуациям и сорвать урегулирование боснийского конфликта. Поэтому руководство боснийских сербов считает наиболее приемлемым вариант развертывания на своей территории контингентов вооруженных сил РФ, Греции и других стран, занимавших объективную позицию по боснийской проблеме на предыдущих этапах ее разрешения.

– Не приведет ли разведение миротворческих сил по позициям противоборствующих сторон к противостоянию НАТО и Вооруженных сил России?

– Здесь мы должны руководствоваться исключительно Уставом ООН. Соблюдение его – обязанность как со стороны НАТО, так и с российской стороны. Мы должны заполнить полосу безопасности, которую определила ООН и не допускать в нее никакие вооруженные формирования противоборствующих сторон.

Для планирования миротворческой операции российских Вооруженных сил в штаб-квартиру НАТО выезжает группа во главе с первым заместителем начальника главного оперативного управления Генерального штаба генералом-полковником Л.П.Шевцовым. Решения будут вырабатываться вместе со всеми представителями вооруженных сил государств, принимающих участие в миротворческой миссии на Балканах. После этого планирования мы можем говорить о времени введения и численности российского миротворческого контингента для проведения операции. Но главным условием для проведения миротворческой операции остается необходимость прекращения огня как с одной, так и с другой стороны.

У России всегда были свои интересы на Балканах. И сохранить свое влияние наш долг.

По Воздвиженке осенний ветер гнал кленовые листья. Спешили прохожие по своим делам. А где-то шла война.

Записал Александр СОКОЛОВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ВЗГЛЯД НА РЕФОРМЫ ИЗ-ЗА ОКЕАНА
“МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ”
САНДРА БАЛЛОК НЕ ДЕШЕВЛЕ ДЖОНА ГРИШЕМА
ИМЕЕТ ЛИ БУДУЩЕЕ РОССИЯ?
ВЛАСТЬ В РОССИИ. КОМУ ДОСТАНЕТСЯ СЛАДКИЙ ПИРОГ?
Введение чрезвычайного положения в Чечне
“ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ: БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ”
РОССИЯ И БЕЛОРУСЬ: ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ
БОРИС ГРИГОРЬЕВ ВСПОМИНАЕТ О ТРУДНОМ ДЕТСТВЕ
20 миллионов телефонных подключений
НЕПРОКАТНЫЙ НИКИТА ХУБОВ?
“ГАМЛЕТ”-ФИННЕС СТАЛ ПАЦИЕНТОМ
Говорят, чтобы увидеть все камни…
КОРЕЙСКАЯ ДРАМА В РУССКОЙ ТАЙГЕ
ПРИВАТИЗАЦИЯ: НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
ПОЛИТИКА СЛЕПЫХ
ПОЛИТИКА РЕФОРМ ГАЙДАРА-ЧЕРНОМЫРДИНА-ЧУБАЙСА ВЕДЕТ К СОЗДАНИЮ ЖЕСТКОГО КОРПОРАТИВНОГО РЕЖИМА В РОССИИ


««« »»»