ВЗГЛЯД НА РЕФОРМЫ ИЗ-ЗА ОКЕАНА

Что происходит в России? Ведущие экономисты западных стран недоуменно чешут затылки, пытаясь найти объяснение постоянно увеличивающейся пропасти между уровнем национального дохода и уровнем заработной платы в посткоммунистической России. С начала 1990 года реальная заработная плата снизилась ,более чем на 60%, в то время как национальный доход держится примерно на том же уровне. Возможно, одна из причин состоит в отношении налогов, взимаемых с заработной платы к другим видам доходов. Заработная плата в России облагается жестким налогом – 62% с каждых 10 тыс. долларов и 49% с каждых 5 тыс, долларов в год. Это составляет резкий контраст с налогами на прибыль и предпринимательскую деятельность – от 28% до 38%. Вероятно, в связи с этим, все большее количество компаний в России ищут другие формы оплаты труда своих работников – акции, дивиденды и прочие виды заработной платы, не облагаемые такими налогами.

Видимо, хорошей тактикой для работодателей может стать открытие специальных счетов в банках для своих работников. Банковские вклады в России облагаются налогами от 12% до 38% и освобождены от отчислений в фонд социального обеспечения. Единственной проблемой может стать правильный выбор среди обилия российских банков. Их количество увеличилось с 700 в конце 1991 года до 3500 в этом году.

Business Week ______________________________

В один из дождливых дней на прошлой неделе г-н Тони О’Рейли, исполнительный директор компании Хейнц Фуд Груп руководил открытием нового завода по производству детского питания, расположенного на юге России в Ставропольском крае. Объем привлеченных инвестиций говорит о том, насколько серьезно компания Хейнц оценивает Россию, несмотря на политические кризисы, экономическую депрессию и высокий уровень преступности в этой стране. “Мы верим, что Россия быстро станет цивилизованным обществом потребителей” – говорит г-н О’Рейли.

Компания Хейнц лишь одна из многих западных производителей потребительских товаров, горящих желанием начать разработку столь прибыльного российского рынка, который может быть обеспечен, благодаря высокообразованному 150-миллионному населению страны. Российская “потребительская” революция затронула все слои общества и даже в самых отдаленных регионах не осталось человека, не знающего что такое шоколадный батончик “Сникерс” или водка “Абсолют”.

Но что действительно привлекает западных производителей потребительских товаров, так это растущее благосостояние людей среднего класса. В соответствии с исследованиями западных аналитиков, по меньшей мере 30% населения в России имеют среднемесячный заработок 200 долларов США. Принимая во внимание низкую плату за коммунальные услуги, жилье, транспорт и медицинское обслуживание – полезные пережитки правления коммунистической партии – огромная часть доходов каждой семьи может быть благоразумно потрачена на потребительские товары.

Конечно, для западных компаний может оказаться сложным понять и принять российские условия жизни, культуру и менталитет. “Россия – страна противоречий, – говорит г-жа Никка вон Лиемандт, менеджер по маркетингу компании Марс, – В некоторых отношениях это очень развитый, цивилизованный рынок, не имеющий достойной инфраструктуры. В стране огромный спрос на потребительские товары, но он настолько быстро изменяем, что порой его невозможно отследить. Пока ты пытаешься вникнуть во все эти особенности, вдруг обнаруживается, что время для твоего бизнесса безвозвратно потеряно”.

Financial Times _______________________________________________________

Многочисленные западные аналитики и исследователи, когда-либо изучавшие российскую экономику в один голос жалуются, что в России “труднее всего получить достоверную политическую информацию и статистические данные”. Однако, как бы плоха ни была российская статистика, она на пути к улучшению, частично благодаря Мировому Банку, специалисты которого последний год оказывали помощь Госкомстату по модернизации системы статистических отчетов. Следы коммунистической эры – система учета “материального продукта”, включающего выпуск промышленной продукции, собранный урожай и ничего больше – были отметены в сторону. Вместо этого была внедрена современная система сбора статистических данных, соответствующая мировым стандартам, включающая всеобъемлющее изучение услуг, движения финансовых платежей, доходов и потребления.

Первый плод совместных усилий – решение Госкомстата опубликовать перепроверенные и исправленные цифры, отражающие упадок российской экономики в 1991– 1994 годах, признавая тем самым, что данные предыдущего отчета были искажены, особенно в отношении валового национального продукта. Используя дополнительные данные и новую технику анализа данных, разработанную для стран с высоким уровнем инфляции, Госкомстат изменил свое мнение и считает теперь, что ВНП России в 1991 году снизился на 5%, а не на 12,8%, как было заявлено в первоначальном отчете.

Новые статистические данные показывают, что ВНП России в период 1990 – 1994 г.г. снизился лишь на треть, а не на половину, как было представлено в предыдущих отчетах.

The Economist ____________________________________________

Главная улица города Правдинск, расположенного в 500 километрах южнее Москвы, является одной из границ, разделяющих победителей и проигравших в игре, название которой Российская Экономическая Реформа. На одной стороне улицы расположено процветающее предприятие Волжская Бумага, которое в начале этого года было выкуплено одной из немецких компаний. Сейчас на этом предприятии достигнут высокий уровень производства и работникам выплачивается самая высокая заработная плата в регионе. Вам потребуется всего пять минут, чтобы пересечь улицу и попасть на правдинский завод по производству радиоэлектронного оборудования. Это предприятие оборонной промышленности является полной собственностью государства и отчаянно борется за выживание, так как государственные заказы становятся все скуднее, а попытки производить товары широкого потребления не увенчались успехом.

Два этих предприятия – основные поставщики рабочих мест и социальных услуг в городе, имеющем 90 тыс. населения – символизируют две стороны российской экономической реформы. Как и в Правдинске, некоторые сектора российской экономики смогли полностью оправиться после шоковой терапии радикальных реформ, заставляя многих государственных деятелей и зарубежных обозревателей предсказывать экономический бум. Однако, реформы также породили тысячи таких предприятий, как правдинский оборонный завод, которые оказались не в состоянии приспособиться к рыночным условиям и медленно разрушаются, затягивая на дно миллионы семей своих рабочих.

Financial Times _________________________________

Обзор подготовила

Марина МЕДВЕДЕВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КАК РАЗРУБИТЬ САРАЕВСКИЙ УЗЕЛ?
“МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ”
ИМЕЕТ ЛИ БУДУЩЕЕ РОССИЯ?
САНДРА БАЛЛОК НЕ ДЕШЕВЛЕ ДЖОНА ГРИШЕМА
ВЛАСТЬ В РОССИИ. КОМУ ДОСТАНЕТСЯ СЛАДКИЙ ПИРОГ?
Введение чрезвычайного положения в Чечне
“ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ: БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ”
РОССИЯ И БЕЛОРУСЬ: ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ
БОРИС ГРИГОРЬЕВ ВСПОМИНАЕТ О ТРУДНОМ ДЕТСТВЕ
20 миллионов телефонных подключений
НЕПРОКАТНЫЙ НИКИТА ХУБОВ?
“ГАМЛЕТ”-ФИННЕС СТАЛ ПАЦИЕНТОМ
Говорят, чтобы увидеть все камни…
КОРЕЙСКАЯ ДРАМА В РУССКОЙ ТАЙГЕ
ПРИВАТИЗАЦИЯ: НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
ПОЛИТИКА СЛЕПЫХ
ПОЛИТИКА РЕФОРМ ГАЙДАРА-ЧЕРНОМЫРДИНА-ЧУБАЙСА ВЕДЕТ К СОЗДАНИЮ ЖЕСТКОГО КОРПОРАТИВНОГО РЕЖИМА В РОССИИ


««« »»»