КАК СТАТЬ СЕНАТОРОМ

Нынешняя политическая жизнь при всей своей переменчивости характеризуется одним постоянством – отношением к предстоящим парламентским и президентским выборам. Кратко это отношение можно выразить словом недоверие. Еще совсем недавно мало кто верил, что парламентские выборы будут назначены в предусмотренный конституцией срок, затем, что они будут проводиться на основе закона, а не по указу президента, сейчас у многих вновь оживает подозрение – состоятся ли они вообще, либо будет найден повод их провалить.

На сей раз основанием для подобной подозрительности стали даже не скептические заявления высоких официальных лиц по перспективам выборов в Государственную Думу из-за чрезмерного обилия предвыборных блоков и объединений, которое, кстати, во многом спровоцировано навязанным президентской стороной ограничением центральной части федеральных списков кандидатов, а ситуацией вокруг Совета Федерации. Действительно, на фоне уже развернувшейся, хотя и довольно сумбурно, предвыборной кампании в Госдуму продолжает сохраняться полная неопределенность с судьбой и правовой основой будущего состава верхней палаты Федерального собрания.

Кто же должен стать сенатором? Спор носит почти схоластический характер вокруг толкования термина “формирование”, что означает автоматическое членство региональных глав законодательной и исполнительной власти в верхней палате, или наоборот предполагает в качестве основополагающего принципа путь избрания депутатов СФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Конфликт между двумя подходами в трактовке Конституции по вопросу о формировании сената до сих пор не преодолен, несмотря на то, что Дума приняла, а затем и сам Совет Федерации вопреки настойчивым возражением его главы В.Шумейко одобрил соответствующий закон, предусматривающий, как и на предыдущих выборах, избираемость двух представителей от каждого из субъектов Российской Федерации в верхнюю палату парламента. Вето Президента, неотвратимость которого предрекал спикер сената, последовало с максимально допустимой по конституционным срокам задержкой, что в начале наводило на мысль о неуверенности президентской команды в полезности этого шага, но вскоре стало ясно, что затягивание решения проблемы точно рассчитанный тактический ход. Парламентские каникулы отодвинули возможность возвращения парламента к этому вопросу на осень. Одновременно в Конституционный Суд направлен запрос о трактовке статьи 96 Конституции, гласящей: “1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. 3. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами”. Но пока высокий суд проявляет свойственную ему неторопливость и к рассмотрению обращения не приступал.

Точки над “i” окончательно расставило заявление Президента на предотпускной пресс-конференции о том, что ввиду нереальности принятия закона парламентом в оставшееся до выборов время да еще двумя третями голосов обеих палат, порядок формирования Совета Федерации будет установлен его Указом. Высказанная при этом полная уверенность в позиции, которую займет Конституционный Суд при вынесении своего вердикта, не оставила сомнений в том, что все прерогативы и вся процедура формирования СФ будут определяться не федеральным законодательством, что означает исключительные полномочия законодательного органа решать этот вопрос, а Президентом страны. Очевидно, что все нарекания за такое отступление от конституционной нормы будут переадресованы тому же парламенту, поскольку Конституционный Суд признает несогласующимся с Конституцией положение принятого им Закона о формировании Совета Федерации путем выборов.

Невозможность преодоления президентского вето на закон и организации полноценной кампании по выборам в Совет Федерации по одномандатным округам в столь сжатые сроки, по-видимому, осознаются и той частью нынешних сенаторов, которые не могут расчитывать на вхождение в верхнюю палату по должности. Поэтому большинство из них заблаговременно включилось в думскую предвыборную кампанию, определив себе в соответствии с избранной политической нишей места в партийных списках блоков и движений или избирательных округах. Несколько прояснилась и судьба руководства сената. Президент произвел небольшую сенсацию, заявив, что кроме глав администраций и законодательных собраний регионов в сенат в соответствии с готовящимся Указом войдет 4-5 представителей федерального уровня.

Последним этапом, предваряющим обнародование Указа о порядке формирования Совета Федерации и вердикта Конституционного Суда, стал недавний президентский Указ о проведении выборов губернаторов в декабре 1996 года. На первый взгляд он призван снять возможные обвинения в недемократичности назначаемой по должностному принципу верхней палаты парламента, так как оба первых лица исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации становятся, по-существу, избираемыми представителями регионов в сенате. Однако некоторые политики и прогнозисты увидели подвох в Указе, запутывающем якобы не только вопрос о составе Совета Федерации, но и судьбы всего Федерального Собрания второго созыва. Высказываются сомнения и в том, что отложенные на конец будущего года выборы губернаторов вообще состоятся ли в обозримом будущем. Однако эти сомнения кажутся преувеличенными и даже безосновательными.

Суть проблемы в другом. Назначенные Президентом главы областных администраций зависят в первую очередь от Президента, а не от избирателей и в силу этого обязаны в предстоящих парламентских выборах показать свою способность проводить в регионе нужную политическую линию. Несправившиеся с этой задачей будут вовремя сменены перед президентскими выборами 1996 года, успех на которых должны обеспечивать проверенные главы администраций, чья политическая судьба неотделима от судьбы Президента. Другой аспект проблемы состоит в том, что сохранение нужного баланса сил в верхней палате необходим президентской власти как возможный противовес Думе, состав которой после выборов трудно однозначно предсказать. Только подобным образом можно будет предотвратить возможность внесения нежелательных для Президента поправок в Конституцию в случае оформления в нижней палате соответствующего оппозиционного большинства.

Таким образом, вопрос о порядке формирования Совета Федерации носит далеко не простой характер и от него зависит в основном то, чьи интересы будет отстаивать верхняя палата парламента – интересы избирателей региона или интересы региональной элиты, напрямую связанной и зависимой от президентской власти. В этом и состоит ответ на вопрос: как стать сенатором?

Гиви ГУМБАРИДЗЕ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Программа массовой приватизации в России
ИХ БЫ УСТАМИ ДА МЕД ПИТЬ…
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
КАК СПАСТИ ОТ НЕЕ ОБЩЕСТВО?
В ПОИСКАХ СМЫСЛА И НАДЕЖДЫ
ЯРОСЛАВ ЕВДОКИМОВ: “ХОЧЕТСЯ ОСТАТЬСЯ ОДНОМУ, НО ДОЛГО НЕ ПРОТЯНЕШЬ”
Биография
ЗЕЛЕНЫЙ ЗМИЙ ДЕРЕВЯННОМУ РУБЛЮ НЕ ТОВАРИЩ
Пока Громов не грянет…
ЧУБАЙС ОГЛАСИЛ НОВЫЙ ПЛАН ОГРАБЛЕНИЯ РОССИИ
МОСКОВСКИЕ ОПРОСЫ / MOSCOW POLL
Таджикистан впервые получает экономическую помощь
ПРИВАТИЗАЦИЯ И ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ: ИСТОРИЯ НЕСОВПАДЕНИЙ
И ЗВЕЗДА С ЗВЕЗДОЮ В ДУМЕ БУДЕТ ГОВОРИТЬ
КТО И ЗА КОГО СОБИРАЕТСЯ ГОЛОСОВАТЬ?
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!
Возможность выполнения бюджета нынешнего года


««« »»»