КАК ЗАДУШИТЬ СПРУТА

Средства массовой информации постоянно муссируют тему борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Спорят друг с другом журналисты, политологи, ученые юристы-криминологи, спорят и практические работники, кто непосредственно ведет борьбу с этой общественной язвой. Спорят и законодатели. Суть споров: как ее победить, какими формами, методами? Какие новые законы надо принять?

НАЦИОНАЛЬНАЯ УГРОЗА

Мнений много, в том числе взаимоисключающих. Но все едины в одном. Организованная преступность и коррупция представляют серьезную опасность для конституционного строя Российской Федерации, способствуют росту социальной напряженности, разрушают основы экономической мощи государства, подрывают обороноспособность, активно вторгаются в сферу внешнеэкономической деятельности и причиняют значительный ущерб государственным интересам, дискредитируют политику демократических реформ, сводят на нет доверие населения к руководству страны и органам власти. В этом вынужден был признаться сам Президент России, выступая 25 августа 1995 года на совещании руководящих работников Министерства внутренних дел: “…Уровень преступности в стране вырос до масштаба национальной угрозы”.

Пока все громогласные заявления политиков в одночасье покончить с этим злом – только благие пожелания, иллюзия.

Реальность угрозы для россиян оказаться жителями криминального государства подтвердили собравшиеся в Институте для подготовки специалистов высшей квалификации по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (вновь открытом в Москве высшем учебном заведении), профессионалы этой сферы, владеющие обстановкой.

ЩУПАЛЬЦА СПРУТА

Центром противоправных устремлений и, особенно, тяжких преступлений, стали крупные материальные и денежные средства. Преступники более настойчиво пытаются внедриться в экономику, любыми путями овладеть средствами для организации собственного бизнеса, либо паразитировать на доходах, извлекаемых предпринимателями.

Новая система хозяйственных отношений складывается в аморальных, а то и криминальных условиях. В стране четко обозначилась система поборов. Документы уголовных дел о взяточничестве и оперативные материалы свидетельствуют, что значительная часть незаконно полученных доходов идет на подкуп должностных лиц.

Продолжается процесс консолидации организованных преступных формирований. Возросла вооруженность криминальной среды. Появились банды “нового типа”, сочетающие функции хорошо оплачиваемой охраны предпринимателей с разбоем, вымогательством, насилием над конкурентами, взысканием неправомерными методами долгов с коммерческих партнеров.

КРИМИНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС

Самой притягательной сферой интересов организованной преступности остается кредитно-финансовая система. По данным Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ, более 500 коммерческих банков из 2000, зарегистрированных на территории России, находятся под контролем преступных организаций. Более 1500 организованных преступных формирований сами создали различные легальные коммерческие фирмы, в том числе и банки. Здесь – корни многих вооруженных разборок, заказных убийств и т.д.

В бизнесе, возглавляемом преступниками, формы и методы работы тоже преступные.

В 1991-1993 годах, используя поддельные банковские документы и “несовершенство” системы межбанковских расчетов, введено в обращение 3-4 триллиона рублей, значительная часть которых была конвертирована и переведена в зарубежные банки.

В банковской системе создаются целые преступные сообщества. В октябре 1994 года, например, пресечена деятельность подобной группы, которая занималась хищением денег из банковской системы по фальшивым платежным поручениям, создав для этого целую сеть фиктивных коммерческих структур в Москве, Санкт-Петербурге и Оренбурге. Для подделки банковских документов использовались новейший сканер и компьютеры с базой данных о реквизитах, шифрах, кодах большого числа коммерческих предприятий. Преступники пытались похитить 40 млрд.рублей. Задержано 45 участников группы, в том числе 2 сотрудника ЦБР по г.Москве.

В конечном же итоге от всех этих махинаций страдают простые люди. В 1994 году в правоохранительные органы поступило свыше 3 млн. заявлений граждан о невозврате их кровных денег коммерческими структурами. Сумма только заявленного ущерба превышает 20 триллионов рублей.

ТРОПА ВО ВЛАСТЬ

Растет влияние лидеров и “авторитетов” преступной среды в сфере государственного управления. Странно, но в отдельных регионах России они решают экономические вопросы эффективнее, чем неповоротливые бюрократические государственные структуры. И, поэтому, не случайно к ним на поклон (и не только чтобы засвидетельствовать свое уважение) приходят руководители предприятий, банков, коммерческих структур и даже представители администраций.

На довольно сложную оперативную обстановку начала 1995 года наслоилась еще одна довольно любопытная деталь – совпадение по времени двух достаточно важных факторов: предоставления льготных условий работы для иностранных фирм, осуществляющих инвестирование в экономику страны и окончание чекового этапа приватизации.

Предоставление льготных условий для иностранных инвесторов может послужить прикрытием для ввоза в страну “грязных” денежных средств организованной преступности, хранящихся на счетах в зарубежных банках, для захвата ключевых позиций в экономике страны в ходе денежного этапа приватизации.

Совокупность этих факторов при определенных условиях приведет к дальнейшей консолидации организованных преступных формирований на более высоком уровне развития. По-существу это может вылиться в образование преступных синдикатов со своей промышленностью, банковскими и силовыми структурами, устойчивыми коррумпированными связями в органах власти. Выдержит ли все это расхристанная экономика России?

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Так можно ли бороться и покончить с организованной преступностью и коррупцией у нас в России или борьба уже проиграна? Вопрос неоднозначный и сложный. Проблема борьбы с организованной преступностью до предела запущена бездеятельностью правоохранительных структур и органов власти.

Все-таки, покончить с этой кровоточащей язвой общества можно и нужно. Если не на словах, а на деле действительно конкретными делами начать эту борьбу и начать немедленно. С жесточайшим контролем со стороны Президента, если уж он назначил себя гарантом Конституции, за участием каждой из силовых и властных структур в этой борьбе. Для этого: – Государственная Дума должна, несмотря на предвыборную ситуацию, срочно принять Федеральный закон “О борьбе с организованной преступностью”.

ЗА СТРОКОЙ ЗАКОНА

Проект закона широко обсуждался на Координационном совещании правоохранительных органов. Законопроект – это плод труда не только правоохранительных структур, которым якобы “не хватает” законов, чтобы вести более активную борьбу с организованной преступностью, а результат работы Межведомственной комиссии, куда кроме представителей Прокуратуры, МВД, Верховного суда вошли компетентные представители ФСК, Департамента налоговой полиции, Государственного таможенного Комитета, Службы внешней разведки, Министерства финансов, Совета Безопасности, депутаты Государственной Думы.

Дело, казалось бы, за малым. Принять закон и широко его использовать в правоприменительной практике. Депутаты Думы продолжают произносить речи о пагубности организованной преступности, просят огнестрельное оружие в личное пользование, чтобы отстреливаться от бандитов, но не находят времени принять толковый закон.

В США подобный закон был принят в 1970 году и дал исключительно положительный эффект.

В Италии 12 октября 1982 года принят аналогичный закон “О чрезвычайных мерах по координации борьбы с мафиозной преступностью”. Его важнейшим орудием стала специальная парламентская комиссия по борьбе с мафией.

Подобные законы действуют в ряде других развитых стран. Принятие нашего закона, на мой взгляд, сняло бы многие нерешенные вопросы, которые сегодня тормозят активность правоохранительных органов, других ведомств, в борьбе с этим запущенным злом.

Законопроектом предусматривается создание единой системы специализированных подразделений правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью, в том числе и в органах прокуратуры. Это бесспорно усилит прокурорский надзор за соблюдением прав граждан и исполнением настоящего Закона в рамках Конституции РФ.

ЗАДАЧИ НА НАСТОЯЩЕЕ

Кроме того, необходимо дополнить Уголовный Кодекс РФ положениями о неприменимости к лицам, осужденным за преступления, совершаемые в составе преступных сообществ, условного осуждения к лишению свободы, либо более мягких наказаний, чем лишение свободы, в случае, когда санкция соответствующей нормы содержит, наряду с последним, иные виды наказания.

Для успешного решения задач по борьбе с преступностью необходимо предусмотреть и следующие меры:

— МВД, Генеральной Прокуратуре РФ необходимо поручить разработать отраслевую долгосрочную программу по борьбе с организованной преступностью, создание концептуальных основ мониторинга (наблюдения, оценки, прогнозирования) организованной преступности и оценки эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с ней;

– организовать осуществление систематического экономико-правового анализа ситуации в стране, учитывающего фактор деятельности организованных преступных структур, а на основании этого разработку концептуальных теоретико-прикладных подходов к стратегии и тактике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел;

– в целях исключения дублирования различных служб в деле борьбы с организованной преступностью, надо создать организационно-технические основы разграничения компетенции оперативных аппаратов Криминальной милиции и ФСБ;

– поднять роль занимающего ныне крайне пассивную позицию Верховного Суда России в официальном истолковании оценочных понятий, которыми изобилуют нормы об ответственности за новые виды преступлений особенно в сфере экономики, в том числе совершаемых организованными группами, а так же в создании судебных прецедентов по разрешению конкретных уголовных дел данной категории. Отсутствие этого отрицательно сказывается на интенсивности практики применения норм об ответственности за указанные преступления;

– решение задачи действенной борьбы с организованной преступностью и коррупцией предполагает также упразднение особого порядка привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и прокуроров, прежде всего в части касающейся преследования за должностные преступления;

– при всех объективных сложностях расследования дел этой категории необходимо решить проблему специализации следователей, ликвидировать недостатки в организации взаимодействия следователей и оперативных работников, сложности в проведении документальных ревизий и судебно-экономических экспертиз, усилить защиту свидетелей.

Только комплексное осуществление подобных конкретных мер в качестве государственной задачи первоочередной важности может избавить наше общество от неуверенности в исходе борьбы с организованной преступностью.

Леонид ПОПОВ,

генерал-лейтенант милиции


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ВНИМАНИЕ! НА СТАРТ!
“ГАЗПРОМ” КАК ЗЕРКАЛО РОССИЙСКОГО КОРПОРАТИВИЗМА
ДЖАЗОВОЕ ОТКРЫТИЕ ОТДЕЛЕНИЯ “АЛЬФА-БАНКА” НА СИРЕНЕВОМ БУЛЬВАРЕ
Введение
Обострение экономического кризиса осенью этого года
ОРАНЖЕРЕЯ ВУНДЕРКИНДОВ
КОНЕЦ БЛОКА РЫБКИНА?
КОМУ ЖИВЕТСЯ ВЕСЕЛО, ВОЛЬГОТНО НА РУСИ?


««« »»»