ЕЩЕ РАЗ О БЛОКЕ РЫБКИНА

Отказ войти в избирательный блок спикера Думы лидера профсоюзов Шмакова и председателя промпартии Щербакова снова привлекли внимание к перспективам формирования дееспособного левоцентристского блока под руководством Ивана Рыбкина. В связи с этим в СМИ появились комментарии и суждения, ставящие под сомнение способность блока Рыбкина занять нишу левого центра, на которое сегодня претендуют и ряд других партий и избирательных объединений. Именно это обстоятельство побудило меня еще раз обратиться к перспективам формирования левоцентристского блока и выделить те преимущества, которыми обладает спикер Думы по сравнению с его конкурентами в борьбе за левый центр.

При всех попытках институционального оформления новых политических партий бесспорным остается тот факт, что они все еще остаются в организационном и идеологическом отношении весьма чахлыми образованиями, имеющими небольшие мобилизационные возможности. Одновременно все еще очень слабы тенденции к самоидентификации избирателя с определенными политическими партиями и их программными установками. В совокупности эти факторы делают чрезвычайно важным роль лидеров партий и движений, на которых будут ориентированы избиратели на декабрьских выборах текущего года.

В подобной ситуации приобретает особое значение узнаваемость лидера партии или избирательного объединения. Именно поэтому не имеет никакого серьезного значения, будет ли в составе блока Рыбкина сорок или шестьдесят партий и движений. Ориентированный на лидера политический процесс при слабости мобилизационных возможностей отдельных политических партий и движений сводят предвыборную борьбу скорее к соревнованию между узнаваемыми политическими лидерами, чем между партиями и движениями. Председатель Думы уже в силу своей должности узнаваем и имеет все возможности и дальше сохранить себя в качестве политика национального масштаба в центре внимания потенциальных избирателей.

Ни профсоюзы, ни промпартия, ни аграрии не в состоянии занять нишу левого центра хотя бы потому, что скорее являются лоббистскими группами, чем национальными политическими партиями, способными сформулировать альтернативную стратегию развития страны. Акцентированное выражение интереса одного из сегментов нашего общества, хотя и важного, делает эти партии и движения маргинальными.

Объективно только рыбкинский блок в состоянии предложить альтернативу нынешнему курсу Черномырдина, при этом стараясь сохранить стабильность политической системы, мобилизовать в элитных группах наиболее широкий круг заинтересованных в радикальной смене курса правительства без революций и социальных потрясений. Ни коммунисты, ни “Держава” Руцкого, ни другие национал-патриотические силы не в состоянии обеспечить подобное плавное и одновременно радикальное изменение курса правительства.

Немаловажное значение имеет и тот факт, что альтернатива Черномырдину со стороны Рыбкина может быть воспринята и поддержана Президентом Ельциным. Альтернативная программа блока может быть более далеко идущей, чем у многих “непримиримых”, но без политических целей реванша или мести. Именно серьезная, ответственная за судьбу страны и реформ альтернатива, предложенная блоком Рыбкина, может быть поддержана широкой общественностью, и тем самым оказать серьезное влияние на всю будущую властную конфигурацию в России.

Однако нельзя не отметить, что ахиллесовой пятой для Рыбкина все еще остается его неспособность сделать достоянием общественности суть своей альтернативности Черномырдину и его курсу, т.е. доходчиво объяснить народу суть своей действительно альтернативной платформы.

При определенной финансовой, организационной и информационной поддержке со стороны властных структур эти цели вполне достигаемы в оставшиеся несколько месяцев до выборов.

В противном случае нельзя упустить из виду, что на эту нишу может претендовать Конгресс русских общих СкоковаЛебедя, которые попытаются использовать определенную скованность Рыбкина и его сторонников по отношению к правительству Черномырдина, чтобы предложить как общественному мнению, так и Президенту себя в качестве единственной респектабельной альтернативы нынешнему курсу Черномырдина.

Серьезное влияние на окончательное распределение ролей тех или иных партий и блоков будет иметь стратегия Президента по отношению как к думским, так и президентским выборам. Судя по внешним признакам, Президент еще окончательно не определил свою стратегию. Так что, хотя общие контуры политического процесса перед выборами уже определены, но еще очень рано делать окончательные выводы о шансах тех или иных партий и движений.

Андраник МИГРАНЯН


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МОЖЕТ БЫТЬ…
БЕСПРИСТРАСТНЫЙ-2
Безответственность политиков
СОСТОИТСЯ ЛИ БЛОК РЫБКИНА?
ПРИВАТИЗАЦИЯ: НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
“Ценность” ценной бумаги


««« »»»