О КОНСТИТУЦИОННОМ СОБРАНИИ

(идея его созыва может стать актуальной)

18 мая Комитет Госдумы по законодательству обсудил проект федерального конституционного закона “О Конституционном Собрании”. Предметом регулирования этого важного документа являются статус, система полномочий, порядок созыва, организации работы, принятия решений и гарантии деятельности Конституционного Собрания как представительного органа, обладающего полномочиями учредительной власти.

Обращает на себя внимание стратегический характер предлагаемого института.

Закон определяет возможный ход конституционного процесса в России. Ведь Собрание созывается для выработки и принятия новой Конституции после того, как будет внесено предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ 93 г. и оно найдет поддержку палат Федерального Собрания. (Кстати, Совет Федерации уже высказался за изменение ч.2 ст.43, касающейся видов образования, объявляемых общедоступными и бесплатными. А это – как раз гл.2 Конституции).

Закон предоставляет адекватные юридические средства разрешения возможного государственного кризиса.

Проявлениями такого кризиса уже сегодня можно назвать туманные намеки в отношении отмены перевыборов на любом уровне. Покушение на право народа выдавать и изымать властный мандат можно расценивать как призывы к узурпации власти, запрещенной ч.4 ст.3 Конституции. Детонаторами государственного кризиса могут стать неисполнение решений новой Думы или административный произвол при передаче властных полномочий теми, кто вынужден будет сойти с политической арены, но не пожелает этого сделать.

Подготовка и созыв Конституционного Собрания призваны быть правовой формой поиска согласия в новой России. Что скрывать, угли “холодной гражданской войны” продолжают тлеть. Время от времени они вспыхивают от соприкосновений между “партией власти” с ее повивальными бабками, с одной стороны, и партией “революционной оппозиции”, с другой.

Пожалуй, в созыве Конституционного Собрания наиболее заинтересованна партия “созидательной оппозиции”. Собрание будет способствовать исправлению существующего перекоса между ветвями государственной власти. На нем пойдет речь о пересмотре формы правления, смены нынешней “супер-президентской республики” на смешанное президентско-парламентарное правление, взаимодействие ответственного главы государства, подотчетного правительства и властного народного представительства.

Еще один ключевой момент. Конституционное Собрание вправе найти способ воссоздания единого политико-правового пространства из материала нынешнего СНГ. Если в его работе пожелают принять участие полномочные делегации от соседей – возникнет ситуация, которой мы так и не дождались в рамках Ново-Огаревского процесса. Поживем, увидим.

Споры ведутся вокруг способа созыва Конституционного Собрания. Закон предлагает сформировать его в составе палат Федерального Собрания, полномочных делегаций всех регионов Российской Федерации, иных (по решению Собрания) участников. В составе Собрания смогут работать более тысячи членов.

Представительный, с широким охватом, характер Собрания следует увязать с требованиями компетентности и работоспособности. Для этого в нем будет создана Рабочая палата и постоянные комиссии, а поможет консультациями Юридическое совещание экспертов. (Последнее напомнит решение Временного Правительства от 21 сентября 1917 года по подготовке к открытию Учредительного Собрания).

Опыт проведения Съездов народных депутатов Российской Федерации (1990-1993 гг.) напоминает: нужны развернутые гарантии независимости в деятельности Конституционного Собрания – правовые, организационные, финансовые, информационные. Это одна из непростых задач закона.

И последнее. Важно не поторопиться с его принятием; Конституционное Собрание – одно из последних крупных учреждений власти, которое еще не создано, но и не опошлено. И столь же важно не запоздать с подготовкой к созыву органа, которому предстоит принять “судьбоносные” (как сказали бы раньше) решения.

Для начала пусть начнется широкое обсуждение в кругах общественности самой идеи Конституционного Собрания.

Рубрику “Власть и право” ведет к.ю.н. Олег РУМЯНЦЕВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Статья 6. МЕЖВРЕМЕНЬЕ
СВОДКА по материалам зарубежной прессы
Накануне пятой годовщины Дня независимости России
ВПЕРЕД, “МОЕ ОТЕЧЕСТВО”, ОТЕЧЕСТВО – ВПЕРЕД!
СВОДКА ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ
Презренный Говорухин


««« »»»