Письмо Рыбкину

В настоящее время в Государственной Думе проходит обсуждение проекта Федерального закона “О негосударственных пенсионных фондах”. В связи с этим Фонд “Реформа” направил письмо руководителю Государственной Думы. Текст письма приводим без сокращения.

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.П.РЫБКИНУ

Уважаемый Иван Петрович!

Международный фонд экономических и социальных реформ (Фонд “Реформа”) рассмотрел проект Федерального закона “О негосударственных пенсионных фондах” и разделяет идею его разработчиков о необходимости принятия подобного закона. Деятельность негосударственных пенсионных фондов нуждается в правовой и экономической регламентации со стороны государства.

Учитывая, что законопроект вносится для первого чтения и предстоит дальнейшая работа по его совершенствованию, хотелось бы остановиться, на наш взгляд, лишь на принципиальных вопросах, которые требуют дополнительного обсуждения и осмысления.

1. В проекте закона недостаточно полно разработаны вопросы, связанные с отражением интересов сторон правоотношений, то есть сам объект правового регулирования.

На принципах благотворительности или убыточности эти фонды не смогут успешно осуществлять свою деятельность.

Затушевывание реальных интересов приведет к криминализации системы дополнительного пенсионного обеспечения в силу отсутствия легальных способов реализации интересов сторон.

Такой подход законодателя понятен только в том случае, если он изначально стремится к созданию дополнительных возможностей для не совсем законного получения дополнительных доходов.

2. В проекте закона, наряду с собственными резервами пенсионного фонда (в размере не менее уставного капитала Фонда), предполагается образование объединенного резервного фонда (ст. 18) путем отчисления фондами 20% пенсионных активов.

Поскольку пенсионные активы формируются в основном за счет пенсионных взносов вкладчиков и инвестиционного дохода, то принудительное изъятие этих средств вряд ли правомерно. Тем более, что предполагается наделение Государственной ассоциации негосударственных пенсионных фондов правом по своему усмотрению передавать эти средства в управление другим фондам, демонстрирующим наибольшую норму доходности. Вызывает также сомнение сам факт возможности создания почти на принудительных условиях Государственной ассоциации негосударственных пенсионных фондов. Эта идея противоречит Гражданскому кодексу РФ, предусматривающего принцип добровольности вхождения в различного рода ассоциации хозяйствующих субъектов или некоммерческих организаций. Деятельность государства по надзору за работой негосударственных пенсионных фондов отражена полно в главе ХI проекта закона. При этом вряд ли правильно наделять Инспекцию правом лишать фонды лицензий за любые выявленные недостатки (ст. 35). По тексту законопроекта выходит, что решающую роль в Ассоциации, контролирующей резервный фонд, должна играть инспекция негосударственных пенсионных фондов – т.е. государственный орган – это спорно. Путем вхождения в ассоциацию Инспекция фактически наделяется полномочиями по управлению активами пенсионных фондов, а это несколько шире, чем функции контроля.

3. Фонд “Реформа” поддерживает изложенные в проекте закона принципы инвестирования пенсионных активов (ст. 20), вместе с тем выражает сомнение в реальности положения о возможностях фондов и государства размещать не менее 50 процентов пенсионных активов в инвестиционные проекты, имеющие в той или иной форме государственные гарантии. Экономические реалии таковы, что гарантированные государством инвестиционные проекты не всегда являются эффективными с точки зрения доходности вложения пенсионных активов.

4. Фонд “Реформа” выражает готовность принять участие в дальнейшей доработке проекта закона.

Станислав ШАТАЛИН,

президент Фонда, академик.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

В какой мере демократичен новый закон “О выборах депутатов Госдумы”?
Обреченный Рыбкин
Десять лет спустя
Стимулы и подводные камни постсоветской интеграции
Сравним…
Как вы относитесь к реформам
Вид на экономику изнутри
СВОДКА-10-95
Крым: потерянный шанс?


««« »»»