Репетиция перед юбилеем

Четырнадцатый Международный конкурс имени П.И.Чайковского уже стал историей. Три недели столица жила в мире музыки, атмосфера в Большом зале консерватории была чрезвычайно одухотворенной.

В Москву съехались выдающиеся мастера со всего света. Что ни имя, то отдельная строка, а то и глава в мировой истории музыки – Владимир Ашкенази, Юрий Башмет, Ван Клиберн, Денис Мацуев, Анна-Софи Муттер, Кшиштоф Пендерецкий… А возглавил оргкомитет маэстро Валерий Гергиев.

Когда начались конкурсные будни, москвичи вдруг почувствовали, что их несколько обделили. Конкурс был поделен меж двух столиц: в Первопрестольной – пианисты и виолончелисты, в Санкт-Петербурге – вокалисты и скрипачи. Двадцать девять участников были допущены по результатам отборочного кассетного тура до сцены БЗК. Играли по шесть человек в день: программа была увеличена до пятидесяти минут, так что каждый мог раскрыть свой талант по максимуму.

Номинация “Фортепиано” в географическом смысле была представлена небогато: по одному участнику из Белоруссии, Украины и Грузии, двое из Китая, по одному человеку – Израиль, Тайвань, Япония, США и Швейцария. Из России – шестнадцать конкурсантов. Куда делись все европейские пианисты, остается только гадать. Общий уровень участников был достаточно добротный и ровный, поэтому первое место пианиста Даниила Трифонова (ему двадцать лет) – это не триумф бесподобного Барри Дугласа 1986 года, а скромная заявка на возможный будущий успех.

На конкурсе виолончелистов не было доминирующего положения российских музыкантов. Из двадцати пяти претендентов на золотую медаль было только двое россиян. К сожалению, ни один из них не прошел в финал. Симпатии многих членов жюри и зрителей с первого тура завоевал Нарек Ахназарян (Армения), выпускник Московской филармонии. В его игре гармонично сочетались прекрасная школа и то интуитивное озарение, что рождает исполнительские шедевры. Даже странно, что такой незаурядный музыкант вызвал отрицательную реакцию у дирижера Марка Горенштейна, который вместе с Государственным оркестром должен был сопровождать третий тур виолончелистов. Его неполиткорректное высказывание на репетиции в адрес Нарека, растиражированное на весь мир по Интернету, чуть было не спровоцировало международный скандал. Впрочем, Госоркестр был настолько готов к конкурсу, что прекрасно показал себя в аккомпанементе даже в той экстремальной ситуации, когда на финальных концертах работали фактически “с листа” дирижеры из Петербурга Михаил Агрест и Павел Осипов, заменившие внезапно “заболевшего” Горенштейна. Концерт Дворжака был сыгран Нареком Ахназаряном действительно великолепно, и его первая премия – заслуженная награда. Второе место завоевал самый молодой виолончелист на этом конкурсе – француз Эдгар Моро. А третью премию получил Иван Каризна (Беларусь).

В Питере не все прошло так гладко, как положено. Жюри скрипичного конкурса выглядело одним из самых представительных по именам, при этом полностью оно собралось лишь к третьему туру, когда приехали Башмет, Муттер, Кавакос и Венгеров. В результате жюри не пропустило на третий тур многих интересных музыкантов, и в том числе ярчайшего скрипача Андрея Баранова. Жюри во главе с Ю.Башметом оспорило эти результаты, не присудив никому уже обещанную конкурсом первую премию. Финал у скрипачей оказался разочаровывающе неинтересным.

Впрочем, не порадовали и вокалисты. Этот конкурс стал провальным для отечественной вокальной школы. Никто из российских певцов не смог претендовать на высшие награды и составить конкуренцию певцам из Южной Кореи и Монголии – Сун Янг Сео, Чжомин Парка и Энхбата Амартувшина. И это при том, что число конкурсантов из России было подавляющим – 22 человека. Из Европейских стран певцы тоже отсутствовали по непонятным причинам.

Нынешний конкурс завершился, но уже полным ходом идет работа по подготовке XV, юбилейного Международного конкурса имени П.И.Чайковского. Надеемся, что будут учтены и достижения, и явные недостатки проведения конкурса этого года.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Ротару хочет спеть с Пугачевой
Да здравствует король вальса!
Коротко
Дьявол по-корейски


««« »»»