Милая наивная мелодия…

Рубрики: [Кино]  [Музыка]  

5.jpgКому не хочется милой, наивной мелодии? Кто не скучает по ней? Особенно, если это мелодии из кинофильмов Эльдара Рязанова? Светлая, радостная, грустная, печальная, ироничная, задумчивая – выбирай на любой вкус, но всегда цельная и высокопрофессиональная. А как же иначе, если ее создавали такие маэстро как Тихон Хренников, Микаэл Таривердиев, Андрей Петров? Радость соприкоснуться с музыкально-поэтической составляющей творчества великого российского кинорежиссера получили счастливчики, попавшие на фейерверк песен из кинофильмов Эльдара Александровича в киноклубе, названным в его честь «Эльдар». Вечер вел сам классик нашего кинематографа, что придало большую интимность этому празднику.

Со мною вот что происходит… – звучит со сцены. И открывается многогранная палитра человеческой души и того, во что вовлекается эта душа, во все ее высоты и глубины – в мечты, любовь, страдания и боль…

1.jpgО том, что же с ними происходит, пели Сергей Безруков, Дмитрий Певцов, Татьяна Куинджи (двоюродная праправнучка знаменитого художника), Сергей Никитин, Галина Беседина и Сергей Тараненко, Светлана Крючкова, Лариса Голубкина и легендарный Владимир Михайлович Зельдин с неиссякаемой своей энергией, жизненный, позитивный веселый и те овации, которые устроил ему зал, говорили сами за себя.

Среди присутствующих в зале находился Федор Чехонков. К нему и были обращены мои слова:

- Федор Яковлевич, вы ведь родом из музыкальных спектаклей, начинали как поющий актер… Наверно, ваша сопричастность к происходящему сейчас несколько иная, чем у прочих зрителей?

- Вы знаете, я сижу сейчас в зале и отношусь к выступающим в концерте даже с некоторой ревностью, потому что хочу быть на сцене среди участников.

- Почему в таком случае вы – только зритель?

- Это надо спросить у Эльдара Александровича… Но вообще Эльдар Александрович делает исключительно то, что считает нужным. Никакие родственные и дружеские связи не могут влиять на то, кого он пригласит на ту или иную роль. Это определяет исключительно его режиссерское видение, каким быть герою. Мне посчастливилось сниматься у Эльдара Александровича в двух картинах: «Ключи от спальни» и «Андерсон. Жизнь без любви», где я сыграл дирижера.

- Что вы скажите по поводу актерского исполнения песен?

- Для меня эталоном в этом жанре является Андрей Миронов, и хотя мы с ним примерно в одном возрасте и его уже нет в жизни, я учился и продолжаю у него учиться мастерству. Достичь тех граней, которых он достигал – великое искусство. Сколько бы не было рефренов в песне, каждый всегда звучал по-другому.

2.jpgКак тут не вспомнить заправски лихой марш в исполнении Андрея Миронова, под который в Рязановском кинофильме «О бедном гусаре замолвите слово» въезжал в провинциальный городок полк гусаров! О, эта бравурная музыка, эти восторги дам! И цветы, и ленты, и воздушные поцелуи, адресованные удалым гусарам… Все слилось в единстве и навсегда вошло в нашу память.

И песня эта также прозвучала на вечере, но исполнил ее молдавский актер Методия Божор, исполнил талантливо по-своему, в глубоком мажоре к полному восторгу зала. Его сильный красивый голос заставил о многом задуматься…

Каждый год 31 декабря на протяжении вот уже тридцати лет мы с удовольствием снова и снова смотрим один и тот же фильм «Ирония судьбы или с легким паром», словно это залог свершения наших надежд, и слушаем музыкальную поэзию, которую нам доносит с экрана голоса Сергея Никитина и Аллы Пугачевой. И, конечно, в некотором смысле это визитная карточка творческого почерка режиссера Эльдара Рязанова. Вечер, посвященный песням из его кинофильмов, подарил возможность узнать, что думает по поводу происходящего Сергей Никитин.

- Сергей Яковлевич, что для вас была встреча с Эльдаром Александровичем?

- Это большое везение в жизни, большой подарок. В 75-м году Микаэл Таривердиев привел меня в фильм «Ирония судьбы». Тогда мы с Таней впервые познакомились с режиссером Рязановым, но главное мы узнали его как человека. Мне было тридцать. Разумеется, мы видели его фильмы, начиная с «Карнавальной ночи» и «Берегись автомобиля». Бывает так, однако: познакомишься с интересным человеком, но это ничем не кончается. С Эльдаром Александровичем совершенно иное дело. Наше общение имело развитие, оно продолжилось – в основном не в сфере кино. Мы много лет общались домами: встречали вместе Новый год, просто встречались на даче в кругу друзей, среди них Александр Ширвиндт, Людмила Гурченко, Булат Окуджава и др, и все – в самом расцвете. Сейчас понимаешь, что это было счастье, что эти моменты – драгоценные в жизни.

- Понятно, что встреча с Эльдаром Александровичем изменила вашу судьбу, вы стали известны, узнаваемы. А что-то лично в вас это изменило?

- Известность возникла не сразу. В титрах не было сказано, кто поет за кадром. Популярность пришла постепенно и без усилий с нашей стороны. У нас была своя работа, мы чувствовали себя независимыми. Что происходило – осуществлялось по обоюдному согласию, из дружеских побуждений. Но все это с легкой руки Эльдара Александровича.

- Эльдар Александрович сказал на концерте, что у него нет музыкального слуха…

- Ну, это он скромничает. Эльдар Александрович катастрофически музыкальный человек! Ведь музыкальность – не конкретное проявление музыкального слуха. Это музыкальное мышление. И оно, как мне кажется, имеется не у всех режиссеров. Музыкальное мышление означает выстраивать картину не по каким-то рациональным побуждениям, а по музыкальному ходу, по музыкальной необходимости. В фильме «Ирония судьбы…» в двух сериях содержится восемь романсов. И ни один из них не звучит как нечто чужеродное, как вставной номер. Все эти романсы двигают действие. Они являются совершенно неотъемлемой частью фильма. В этом музыкальность режиссера.

Я счастлив, что сейчас происходит этот вечер, и мы все вместе вспоминаем фильмы Рязанова. Думаю, что можно было бы сделать еще пять вечеров на ту же тему, и все оказалось бы мало.

Галина ПЕРЕВЕРЗЕВА.

Фото Игоря БЕРДЮГИНА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»