Младшая дочь первого космонавта планеты – Галина Юрьевна Гагарина, родившаяся за месяц до его полета – подала заявку на регистрацию товарного знака «Юрий Алексеевич Гагарин» в год полувекового юбилея (своего + полета). Патентоведы на вскидку прикинули стоимость бренда = миллиард. Замечу, что наследники зачастую патентуют имя великих своих родичей не только с целью монетизации торговой марки, но и для того, чтобы оградить память от тупой и бессовестной эксплуатации. Насколько помню, старшая дочь Галина Юрьевна говорила о такой опции еще 20 лет назад, но, видимо, время было не то. Кстати, не совсем понятный расклад: почему о регистрации заговорили именно сейчас. Поскольку еще лет пять назад были разборки по поводу негожего использования имени Юрия Гагарина и дочери уже тогда выиграли дело именно как правообладатели бренда: суд удовлетворил иск Гагариных и предписал компании «Централ Партнершип» убрать все упоминания Легенды из кинофильма «Внук Гагарина» + переименовать ленту (сестры получили по пять тысяч «в качестве компенсации морального ущерба»). Впрочем, «песня совсем не о том».
Бренд «Гагарин» – на мировом рынке самый перспективный из всех отечественных продуктов подобного рода. Первая наша воздухоплавательница тоже, кстати, носила эту фамилию. Прасковья Гагарина, которой посвящал стихи Карамзин, прославилась, залепив публичную пощечину могущественному князю Потемкину. Если бы неповоротливые кремлевские политтехнологи сусловского разлива не стеснялись того факта, что фамилия советского космонавта некоторым образом княжеская и вложили в того «каким он был», хотя бы тысячную долю усилий & средств, которые были массированно закачены в марку «Ленин», глобальный пиар державы мог бы не сводится к триаде «балет/икра/Калашников».
Сейчас гагаринский трейдмарк причудливо используют во многих странах: например, некий Феликс основал в Германии авангардный звукозаписывающий лейбл Gagarin Records, причем утверждается, что создан этот лейбл в «телепатической связи» с самим космонавтом. Ну да ладно.
Из служебной записки, опубликованной в свое время Славой Головановым: «Наделён беспредельным самообладанием. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Любит повторять: «Как учили!» Скромен. Смущается, когда пересолит в своих шутках. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам. Уверенно манипулирует формулами небесной механики и высшей математики. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. Похоже, что знает жизнь больше, чем некоторые его друзья».
Хрестоматийный образец Гармонии. Еще столетие назад умерший в Ле-Лаванде одессит Саша Черный, – гениально адаптированный через полвека после своей смерти Александром Градским – отмечал в своей «Гармонии (подражание древним)»:
Тихо приветствую мудрость любезной природы –
Ловкой рукою она ярлыки налепляет:
Даже слепой различит, что серна, свинья и гиена
Так и должны быть – серной, свиньёй и гиеной.
Видели, дети мои, приложения к русским газетам?
Видели избранных, лучших, достойных и правых из правых?
В лица их молча вглядитесь, бумагу в руках разминая,
Тихо приветствуя мудрость любезной природы.
Нормальному человеку свойственно испытывать эйфорию, когда он обнаруживает совпадение формы и содержания. Мы с беспомощной ухмылкой вглядывались в геронтократический иконостас Политбюро и без надежды всякой алкали хоть каких-нибудь перемен. Сегодня смотрим на обложки трендового российского глянца и расстаемся с верой в человечество. Но! Всегда были, есть и будут те, кто визуально совпадает с Идеей. И радует среднестатистического двуногого, который смотрит на икону Че Гевары и верит: этот в берете – был не от мира сего. В этом же наркотический эффект закономерной гагариномании: «на руках весь мир его носил». Они прекрасны по-любому. Внешняя подача совпадала с угадываемым внутренним контентом. Так часто кажется, что мы пребываем в хаосе и все вокруг не по понятиям Творца. Но такие как Гагарин возвращают на свои места оси мироздания в нашем сознании. Они впечатляют подобно закону совпадения случайных событий.
На самом деле легко верится, что Сергей Королев выбрал Юрия на роль космического первопроходца не только за отмеченные в процитированной характеристике качества, но и за знаменитую улыбку, понимая, что обаятельный старлей Гагарин будет персонифицировать страну в течении десятилетий. И лицо Отчизны должно быть открытым & красивым. У космонавта №1 куда внушительней потенциал, чем у профессионального аргентинского революционера. А хрестоматийный лик Че (фотография кубинца Альберто Диаса Гутьереса + китчевая отрисовка ирландца Джима Фицпатрика) украшает не только миллиарды футболок и плакатов; моя знакомая телевизионщица из Атланты демонстрировала впечатляющую коллекцию Че-изображений, занимающую целое крыло нескромной усадьбы – от малазийских спецпепельниц для сигар до электрогитар испанского производства. И пестрые граффити с героическим полуанфасом команданте покрывают не только штукатурку латиноамериканских трущоб; сам обедал в кебабной рядом с Антибе, где вся фронтальная стена представляла собой в меру аляповатый портрет кубинского героя.
Гагарин мог бы стать такой же поп-иконой прошлого столетия как Че и/или Мерилин. Хотя многим это, пожалуй, и не понравилось бы. Естественно, любая гламуризация чревата банальной профанацией. Образ начинает существовать подобно гоголевскому Носу – сам по себе. Использование имен-брендов не всегда случается целевым и/или осмысленным. Сейчас, например, уже никто не вспомнит почему Віра Галушка стала Верой Брежневой: просто знают, что самая красивая из экс-солисток «Виагры» носит ту же фамилию, что и славный генсек, забытый масскультом, хотя его поцелуй в губы с лидером ГДР Эрихом Хониккером, запечатленный на Берлинской стене был вполне в реанимированной ныне стилистике pin-up. То, что они – партийный лидер & поп-дива – земляки и на этом основании было решено певице попиариться – никто не понял. А фамилия Собчак ассоциируется у нынешних потребителей медийки с неугомонной Ксюшей, а вовсе не с энергичным прорабом перестройки Анатоль-Санычем.
Это неизбежный элемент мифологизации, причем на всех ее стадиях. В одной из свежих киноподелок персонаж «гламурного подонка» Павла Воли, расхваливая майку с ликом Че, превратившимся почти что в логотип, говорит собеседнику, что вот, мол, клевая фишка с вечно-модным Фиделем. Да, да. Не все девочки, покупающие сарафаны весенней коллекции с квадро-портретом в стилистике Эндрю Уорхола, знают, что Мерилин Монро была несчастной голливудской актрисой, а не, допустим, подиумной моделью и преуспевающей ТВ-ведущей. Или богиней. Потому что стала ММ sex-символом. Просто символом.
Важно, что они не забыты. Юрий Гагарин тоже не будет забыт. И кстати, в отличии, допустим, от пассионария-команданте, первый космонавт вечно жив, поскольку мертвым его не видели. Поэтому и возник миф о том, что космический первопроходец не погиб в авиакатастрофе под Киржачом в возрасте 34 лет, а на самом деле жив. Помню, когда Юлиан Семенов узнал, что венгерский журналист Иштван Немере готовит к печати книгу «Гагарин – космическая ложь», в которой утверждалось, что первым космонавтом был в действительности сын знаменитого авиаконструктора летчик-испытатель Владимир Ильюшин. Цель провокационной публикации – снивелировать набирающий в ту пору обороты скандал, связанный с обнародованием в США очередных документов, доказывающих, что американцы на самом деле никогда на Луне не были, а псевдовысадку снял Стенли Кубрик. Семенов предложил нам, членам редколлегии «Совершенно секретно» посвятить апрельский выпуск полету Гагарина с разбором всех версий + слухов. Так вот, одна из гипотез – о том, что Юрия после пьяной ссоры с Брежневым на очередном кремлевском банкете могли упрятать в психлечебницу и сфальсифицировать его гибель в воздухе – оказалась настолько востребованной социумом, что публика требовала (скаламбурю) «продолжения банкета»: тираж «гагаринского» выпуска допечатывался трижды а первый и последний выпуск англоязычной версии «Совсека» был посвящен именно этой тематике и на облоге газеты был, естественно, Gagarin.
Конечно, то что Роспатент залитовал торговую марку «Гагарин» = зачет. Хотя, по уму, надо давно было этот бренд национализировать. И конвертировать во славу Отчизны. Хоть в чем то мы были впереди Запада. Ну а развитии платформ для брендинга – отстали безнадежно.