ТЕЛЬМАН ГДЛЯН ОПЯТЬ В ОПАЛЕ, ТЕПЕРЬ У “ДЕМОКРАТОВ”

После августовской, как теперь принято выражаться, революции, все были уверены, что уж Гдляна-то не забудут. Назначат ну если не генеральным прокурором России, то уж председателем какой-нибудь следственной комиссии при президенте как минимум. Мало ли у нас было поводов создавать следственные комиссии. Ну, скажем, возникшее после путча дело о партийных деньгах. Известно, что Гдлян с Ивановым первыми разворотили черную партийную кассу, так почему бы не дать им продолжить в новых условиях то дело, которым они занимались много лет. Ан нет. Когда-то коммунисты не простили ему убийственного эпитета «кремлевское» в названии уголовного дела. Не прощает ему и новая власть, потому что ворует пуще старой…

«НА МЕСТЕ ЕЛЬЦИНА МНЕ БЫЛО БЫ СТЫДНО…»

- Тельман Хоренович, о вас уже давно ничего не слышно. Чем вы занимаетесь, где и в какой должности работаете?

- Никакую государственную должность ни я, ни Иванов не занимаем. И в этой команде, конечно, не хотелось бы занимать. Там разная публика, есть приличные люди, честные, добросовестные, но в целом исполнительная, государственная власть некачественная. Не та команда.

Мы решили, что будем заниматься более полезным, с нашей точки зрения, делом. В частности, образовали Всероссийский Фонд прогресса, защиты прав человека и милосердия. И кроме того, мы участвовали в создании Народной партии России и сейчас занимаемся в основном партийными проблемами. Кроме того, еще образован блок «Новая Россия», куда входят шесть политических партий.

- Вы председатель Народной партии?

- Я сопредседатель партии вместе с моим коллегой Олегом Петровичем Бородиным. Мы ушли от института председателей, чтобы не было никаких подозрений, и я думаю, что на данном этапе наиболее целесообразным и наиболее гибким является институт сопредседательства. Хотя со временем, не исключаю и даже допускаю, должны быть лидеры в единственном числе. Но это со временем, а сейчас идет этап становления, привыкания к партийности, потому что КПСС опошлила само понятие партии, люди запуганы, психологически не воспринимают многопартийность, нужно время для адаптации. Вот когда все встанет на свои места, на нужные рельсы и когда не нужно будет бояться, что кто-то захватит власть и станет диктовать свою волю, тогда будут и председатели и генсеки.

- А на какие деньги ваша партия существует?

- На те деньги, которые мы получаем от выпуска книг. В частности, с вашим шефом, Додолевым Евгением Юрьевичем, мы выпустили книгу «Пирамида-1», от которой львиная, абсолютная доля пошла в наш благотворительный фонд. Сейчас мы с Ивановым написали новую книгу, собираемся ее выпускать, и часть этих денег пойдет на Фонд и на Народную партию России. Вот на эти пожертвования мы и существуем.

Посмотрим дальше, примут ли в парламенте России закон, который будет регламентировать правовую основу существования партий в России и, кроме того, какова будет степень помощи со стороны государства партиям, подобно тому, как это делают на цивилизованном Западе. У нас пока никакой помощи нет. Президент Ельцин, как и Бурбулис, и другие деятели, в том числе и в парламенте, обещали создать партиям хотя бы элементарные условия для существования, дать помещения. Вот уже полгода прошло с тех пор, как Ельцин заявил об этом, и до сих пор этот вопрос не решается. Мне бы, например, было стыдно на месте президента Ельцина, если бы я публично обещал, а потом не выполнил своего обещания. Это не делает ему чести и не добавляет доверия. Более того, нам известно, что идут с мешками денег и покупают себе нужные площади, в том числе и в Москве, через российские и московские власти. Но если эти господа ждут от нас, от политических партий, мешки, то мы можем им принести только мешки с сухарями – нет у нас денег. И мы не в состоянии будем решить этот вопрос, если президент Ельцин после этих критических публичных замечаний в его адрес наконец-то не повернется лицом к рождающимся новым силам в России. Если он этого не сделает, тем самым он усилит своих противников коммунистов, я поздравляю его с такой перспективой.

- А с кем конкретно вы имели дело в руководстве, обсуждая свои проблемы?

- Ну, в первую очередь с президентом имели мы дело, когда он принимал лидеров партий. И притом дважды мы возвращались к этому вопросу, который был поручен Петрову (руководитель администрации Ельцина – Ред.), и Петров его не решил. Затем включился в это дело Бурбулис, который обещал предоставить помещение, было выделено здание бывшей Прокуратуры СССР на Пушкинской 15-а, которое вполне устраивало бы все партии, но он самым несерьезным образом обманул нас и отдал помещение Прокуратуре Российской Федерации. То есть, Прокуратура имела свое здание и получает еще здание союзного ведомства. И, кстати, я должен сказать, что аналогичная картина со всеми ведомствами и министерствами. Видно, то ли кто-то в очередной раз подсунул президенту документы, то ли он по своей инициативе это сделал, каким образом, я не знаю, но все здания союзных министерств перешли в распоряжение российских. Вы можете себе представить, каким огромным богатством они теперь владеют. И что же вы думаете? Они быстро приспособились к рынку и вместо того, чтобы в этих зданиях работать, они по существу открыли рынок жилых помещений. Вы пройдитесь по всем этим министерствам и увидите, сколько всевозможных организаций торгашеского, я бы сказал, толка вселены туда на договорной основе, и эти министерства из коммерческих структур по существу качают деньги. Это разве государственный подход? Это разве президентский подход? В то время, как некоторые организации выпрашивают себе хоть комнатушку, президент Ельцин широким жестом отдает здания для того, чтобы министерства наживались. На основе огромных излишков площади они занимаются просто спекуляцией, если говорить не в юридическом понимании этого слова.

«Я НЕ ЗНАЮ, ГДЕ СТЕПАНКОВЫ СИДЕЛИ ВО ВРЕМЯ НАШИХ МНОГОЛЕТНИХ БИТВ…»

- Вам не предлагали никаких должностей в российском руководстве?

- Нет, никто никаких должностей не предлагал ни мне, ни Иванову.

- И Российская Прокуратура?

- Российская Прокуратура не только не пригласила нас на работу, но даже не восстановила нас после того террора, который был организован ЦК КПСС вместе с КГБ и Прокуратурой Союза. Даже зловещий Верховный Совет Союза перед тем, как распуститься, отменил незаконное постановление об увольнении нас из Прокуратуры и потребовал восстановить на работу. Но в это время образовалось СНГ, ушла в прошлое Прокуратура СССР, естественным правопреемником стала Россия, и об этом было заявлено публично. Но сегодняшние руководители Прокуратуры России считают нужным отказать нам даже в восстановлении.

Мы с этой публикой не собираемся работать. Мы не собираемся подставлять наши имена в то время как они будут продолжать вести антигосударственную правовую политику в России. Но речь-то идет о восстановлении, но даже в этом вопросе мы не нашли понимания и поддержки. Наши друзья язвят, что, дескать, степанковы и прочие не просто ревнуют, но и патологически боятся, что с нашим приходом ситуация в Прокуратуре изменится и их прочное положение поколеблется.

Вот так вот, кто-то бился с этой империей зла, а кто-то теперь позволяет себе решать судьбу тех, кто честно и принципиально выполнял свой профессиональный и гражданский долг. Я не знаю, где степанковы сидели во время этих многолетних битв, кому они служили, но мы были на виду у всех и наша совесть чиста. И мы гордимся тем, что заслужили ненависть всей этой партийно-государственной номенклатуры того времени. А вот может ли гордиться господин Степанков вместе с той командой, которую он сегодня собрал под крышу Прокуратуры, проделанным в прошлом, вот в этом я глубоко сомневаюсь.

- А что именно вас не устраивает в их работе?

- Скажем прямо, Прокуратура России пошла намного дальше, чем Прокуратура СССР. Я помню, в нашу бытность в союзной Прокуратуре хоть что-то делалось. И не только Гдляном и Ивановым и нашей следственной группой. Но был еще целый ряд следственных групп, которые работали достаточно эффективно и давали большие результаты. Но сейчас, кроме обмана, кроме спекуляций на доверии людей, Прокуратура России, да и КГБ и МВД ничем серьезным не занимаются. Идет оголтелая преступность, которая захватила все и вся, и в том числе структуры правоохранительной и политической власти. Эти господа, дорвавшиеся сегодня до власти, ничего ровным счетом не делают, палей о палец не ударяют для того, чтобы навести хотя бы элементарный, я уже не говорю кардинальный, порядок. И поэтому мне представляется, что их время ушло. За тот обман, за то мошенничество, которое они совершают от имени народа и государства российского, они должны будут держать ответ перед народом. Я думаю, что в скором времени это все кончится, народ поймет, что это за эквилибристы-юристы, при помощи которых мы пришли к абсолютной анархии, к абсолютному беззаконию в стране.

- Ну а чем вы можете объяснить подобную кадровую политику Ельцина?

- Видите ли, в чем дело, на ключевых ролях в правоохранительной системе России по существу остались те же люди, которые были на виду и при подборе и расстановке кадров партноменклатурой. Только теперь к их старым хозяевам под названием «красная мафия» прибавились новые под названием «белая мафия». Произошло сращивание. А они продолжают верой и правдой служить и, естественно, не заинтересованы затрагивать интересы мафиозных группировок, расхитителей, взяточников. Вся политика правоохранительной системы направлена на бездействие. Цель – выжить. Потому что схватка с любой мафией не приносит лавров, и они это отлично понимают. И поэтому, чтобы не было никаких резких поворотов в служебной и личной жизни, они путем бездействия и срослись с этими криминальными политическими группировками. Теперь не поймешь, кто есть кто.

Я хочу подчеркнуть, что Народная партия России не в восторге от кадровой и правовой политики Ельцина. И если это будет продолжаться, то мы решим вопрос о том, чтобы встать в оппозицию президенту по этим двум пунктам: по кадровой и правовой политике. Здесь он довел абсурд до нетерпимости.

- То есть, вы хотите сказать, что есть все основания для того, чтобы то Кремлевское дело, которое вы вели по отношению к старой власти, продолжить по отношению к нынешней?

- Естественно, каждый профессионал прекрасно понимает, что если ты схватился за один конец цепочки, то при умелом ведении следствия ты придешь и к другому концу. И поэтому новая власть так же не заинтересована в глубоком принципиальном расследовании подобных явлений, как и старая. Более того, воры и взяточники коммунисты могли бы вообще позавидовать масштабам коррупции, которая сейчас охватила Россию. Уж поверьте, я знаю те масштабы и знаю эти. Они куда более умопомрачительны. И пусть господин Генеральный прокурор выйдет завтра и опровергнет меня в любой газете или на телевидении и уличит меня во лжи, показав мне хоть одно сколько-нибудь стоящее дело российского масштаба о коррупции и взяточничестве. Пусть он покажет! Может быть, господа из бывшего КГБ, теперь министерства госбезопасности, покажут? Или из МВД Российской Федерации? Они не в состоянии, потому что таких дел нет. Все свернуто. Кому-то это выгодно, и выгодно тем, кто сегодня заказывает музыку.

«ТЕХ, КОГО ПРИВЛЕКЛИ ПО ДЕЛУ ГКЧП, ПРОСТО НЕ МОГЛИ ТОГДА НЕ ПРИВЛЕЧЬ…»

- Ну уж одно-то громкое дело в Прокуратуре есть – ГКЧП.

- Мне как профессионалу, как и моим коллегам, совершенно очевидно, что достаточно даже смышленого студента юридического факультета, чтобы он весь криминал, который был на поверхности, собрал, сложил в один ящик, составил обвинительное заключение и передал дело в суд. Даже групповая «хулиганка» сложнее доказывается и расследуется, чем дело ГКЧП. Ну вот пример: десять пьяных мужчин передрались, перерезались, и вам нужно установить, кто кому нанес ножевые ранения и какой степени. Пока вы это не докажете, никакого суда не состоится, потому что надо индивидуализировать деяния и ответственность каждого. Такое дело гораздо сложнее расследовать, чем дела ГКЧП. С точки зрения профессиональной там нечего делать. А вы посмотрите, как они тянут.

Если бы деятели от власти были принципиальны, то привлекли бы всех ГКЧПистов в Прокуратуре, МВД, КГБ, ЦК КПСС, Верховных Советах республик. Кого-нибудь хоть привлекли? А тех, кого они привлекли, они не могли тогда не привлечь, вы же понимаете. Следствие растягивается, а в это время укрепляются позиции тех, кто хотел совершить государственный переворот. И что будет к тому времени, когда начнется суд, который тоже будет тянуться где-то полгода или год, никто не знает. И очень может быть, что этих ребят вынесут из зала суда на руках с цветами и с оркестром. Так что не думайте, что справедливость и законность восторжествуют. Я глубоко в этом сомневаюсь.

- Возникает ли у вас сейчас желание вернуться к следственной работе, ностальгия какая-нибудь по тому, чем вы занимались всю жизнь?

- Иногда, конечно, чувствуешь чисто профессиональную необходимость, ведь есть еще понятие чувства долга, и профессионального в том числе. Вот несколько дней назад было сообщение ИТАР ТАСС о том, что большое количество должностных лиц и иной публики за пределами России, в западных банках имеют счета, исчисляемые в общей сложности в 100 млрд. долларов. Вы же понимаете, что это за чудовищная сумма. Весь Запад, помогая нам, дает 24 миллиарда, так мы тут каждый день только об этом и говорим, и как бы нам сейчас нужны были эти сто миллиардов. И ведь не составляет большого труда все поднять и поставить на место. Но даже если нынешние власти пойдут на это, то опять все будет в урезанном виде. Не будет кардинального исследования всех преступлений, которые совершались в ущерб всем нам и каждому в отдельности.

И вот когда я услышал эту информацию, знаете, чисто профессионально подумал: «Вот дело, вот где огромный разворот, вот бы взяться…» Но вы же понимаете, что одно дело – желание, другое – реальные возможности.

- Как вам кажется, ваше время, то, когда вы были известны и любимы всей страной, оно ушло или вы чего-то ждете от будущего?

- И нашим сторонникам, и нашим противникам я говорю, что наше время обязательно придет, мы еще скажем свое слово…

Ольга ВОЛКОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

УГОЛОК КОРОТИЧА-19
ИСПОВЕДЬ ЭКС-ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА
ЧЕГО Я БОЮСЬ?
ЕСТЬ ТАКАЯ ПАРТИЯ, КОТОРАЯ ХОЧЕТ ЕСТЬ
Смеяться можно?
ХИТ-ПАРАД ВЛАДИМИРА ЖИРИНОВСКОГО
“Я ГОТОВ БЫЛ К ХУДШЕМУ ТОГДА, В АВГУСТЕ 91-ГО”
ГУЛЯЙ, ВАСЯ!
БЕЛАЯ ПТИЦА С ЧЕРНОЙ СУДЬБОЙ
МУЖ И ЖЕНА – ОДНА САТАНА?
Уважаемый Николай Иванович Рыжков!


««« »»»