Четырнадцать мгновений киноринга

На ринг вызываются Президенты фестиваля “Кинотавр”

В левом углу киноринга – Марк РУДИНШТЕЙН

В разное время работал адмнистратором “Цирка на сцене”, директором эстрадных программ “Росконцерта”. В 1987 году организовал в Подольске первый отечественный рок-фестиваль. С 1991 года – генеральный продюсер кинофестиваля “Кинотавр”. Играет в спектакле Московского Театра Луны “Губы”. Выступил продюсером ряда картин. В качестве актера снимался в фильмах “Короткое дыхание любви”, “Аномалия”, “Пионерка Мэри Пикфорд”, “Курортный роман”. Последние работы в кино – “Московская сага” и “Невестка для олигарха”.

В правом углу киноринга – Олег ЯНКОВСКИЙ

Народный артист СССР, лауерат Государственной премии СССР и Государственной премии им. братьев Васильевых, обладатель многих призов, в числе которых “Ника” и “Золотой Овен”. С 1965 года – актер Саратовского драматического театра, с 1973 года – актер Ленкома. С 1993 года – Президент Открытого Российского кинофестиваля в Сочи. Сыграл более 100 ролей в фильмах, среди которых: “Служили два товарища”, “Чужие письма”, “Обыкновенное чудо”, “Тот самый Мюнхгаузен”, “Полеты во сне и наяву”, “Ностальгия”… Последние работы в кино – “Любовник” и “Бедный, бедный Павел”, в театре – “Шут Балакирев”.

Вопросы:

1. Какой фильм мирового и российского кинематографа произвел на вас самое неизгладимое впечатление в детстве, в юности?

2. Кем бы вы стали, если бы не поманил кинематограф?

3. Если искусство требует жертв, то чем вы уже пожертвовали ради “Кинотавра”?

4. Должен ли президент “Кинотавра” обладать качествами Остапа Бендера?

5. А какими качествами должен обладать “надежный партнер”?

6. “Кинорынок” и “Кинотавр” – что вы ждете от этого союза?

7. Согласны ли вы, что к кино нужно относиться не как к куску жизни, а как к куску торта (А.Хичкок)?

8. С какой спортивной игрой можно сравнить “Кинотавр”?

9. Кто из зарубежных гостей МКФ в Сочи доставил вам больше всего хлопот, а кто был самым “белым и пушистым”?

10. Какие фестивальные воспоминания греют вам душу больше всего?

11. Сколько пудов соли вы съели за 14 лет фестиваля?

12. Каким вам видится “Кинотавр” 20 лет спустя?

13. Ваши маленькие радости на фестивале?

14. Без чего или кого вы не можете обойтись на “Кинотавре”?

Ответы.

Марк Рудинштейн:

1. Мне было 11 лет, когда я увидел итальянский фильм “Ночи Кабирии” Федерико Феллини. По сравнению со своими сверстниками я был маленького роста, и проблема маленького человечка мне была близка не понаслышке. Поэтому, когда я смотрел этот фильм, то плакал вместе с героиней Джульетты Мазины. Все, что с ней происходило в жизни, я примерял на себя, и меня это потрясло. Что касается российского фильма, то это – “Монолог” питерского режиссера Ильи Авербаха с Михаилом Глузским в роли профессора Никодима Сретенского. Я не видел более нравственной картины в мировом кинематографе, которая была бы настолько понятна каждому зрителю, независимо от возраста, статуса и интеллекта.

2. У меня одна-единственная профессия – судосборщик 3-го разряда. И до кино, до профессии продюсера, до создания кинофестиваля я им уже стал.

3. Благополучием своей семьи. Хотя трудно назвать это жертвой, ведь я получаю удовольствие от того, чем занимаюсь. Я, как любой маленький человек, стремился стать известным человеком. И стал им. А вот богатство… Я 15 лет жил по подвалам и при этом не стремился к богатству, но когда мне стукнуло 50, а в этом возрасте уже неприлично быть бедным, я понял, что пропустил момент, когда нужно было думать о больших деньгах. Конечно, я мог стать богатым человеком, если бы не бросил все силы на кинематограф, но тогда я никогда не стал бы известным и не создал бы “Кинотавр”.

4. Нет, не должен! Для меня Остап Бендер – это человек, вынимающий из кармана пиджака красную книжечку, у которой с другой стороны – зеркало. За Остапом Бендером стоит пустота: ведь он так и не достиг Рио-де-Жанейро, не поплыл на белом пароходе. Ему перерезали горло, и он издал звук раковины, втягивающей последние остатки воды. Я считаю, что президент “Кинотавра” должен быть, по крайней мере, образованным человеком с сильным характером, законченным трудоголиком с колоссальным чувством терпения.

5. Надежностью.

6. Я всегда дрался за “Кинорынок”, но не моя вина в том, что в Сочи нет международного аэропорта, а это один из самых главным критериев выбора места проведения подобного форума. Нормальное существование современного кинофестиваля, когда он нацелен на рекламу российского кино, а значит должен быть инструмент моментальной продажи этого кино. Именно поэтому каждый уважающий себя фестиваль имеет свой “Кинорынок”. Для нас этот год станет репетицией подобного взаимовыгодного сотрудничества. А дальше, надеюсь, международный аэропорт в Сочи все-таки начнет свою работу, и заявляю, что международный “Кинорынок” займет свое постоянное и престижное место на “Кинотавре”.

7. Понятие жизнь для меня скорее связано не со сладким тортом, а с горечью. Поэтому для меня кино – это кусок жизни. Мне бы не хотелось, чтобы то кино, которое мы привезли на фестиваль, обладало вкусом конфеты.

8. “Кинотавр” – это не спорт, это выживание, дело, которому отдаешь всего себя. И мне трудно сравнивать его с какимм-либо видом спорта, к этому я не готов.

9. “Белым и пушистым” был Ван Дамм. А хлопотно, но в хорошем смысле этого слова было, конечно же, с Жераром Депардье.

10. Мне прежде всего греет душу то, что вот уже 15-й год подряд мы держимся и что “Кинотавр” сделан профессионально.

11. Ровно столько, сколько нужно было съесть, чтобы все это вынести. Так съесть-то мало, нужно было еще и запить таким количеством воды, чтобы эта соль растворилась во мне, и я не выпал в солевой осадок.

12. ОРК будет очень респектабельным, буржуазным и абсолютно коммерческим. Он будет главным фестивалем страны. Постепенно и МКФ в Сочи станет главным международным фестивалем Черноморского берега и не будет уступать Лазурному. Через 20 лет сработает закон старения организма. Ведь Каннскому фестивалю будет уже 75, а нам стукнет лишь 35 – “золотой возраст”.

13. Сауна, настольный теннис, футбол и фильмы типа “Любовника”.

14. Без зрителей.

Олег Янковский:

1. В детстве, естественно, “Чапаев”. Потом я стоял в очереди в кино на “Тайну двух океанов”, “Чкловек-амфибию”. Это еще было в Саратове. Потом, в юности, произошли корректировки вкуса, и вот уже долгое время для меня остается любимым фильмом “Полет над гнездом кукушки” Милоша Формана. Во времена социалистического лагеря мы существовали в подобном режиме, и для нас этот крик был в большей степени больным откровением, нежели для американцев или европейцев. Что касается наших картин, то я назвал бы еще “Служили два товарища”, “Белое солнце пустыни”, “Летят журавли”… Когда вспоминаешь эти фильмы, то понимаешь, у нас было много чего стоящего.

2. Несмотря на то, что подмостки меня завораживают, я бы, наверное, был по ту сторону камеры или сцены и занимался бы режиссурой. Как показали годы, она меня всегда притягивала. А если совсем абстрагироваться от искусства, то точные науки меня уж точно не привлекали. Работая четырнадцать лет с Рудинштейном, я понял, что дипломатией, наверное, занялся бы.

3. “Кинотавр” – это наше с Рудинштейном детище, и я не хочу ничем жертвовать. Несмотря на то, что критики меня постоянно за это порицают, я все равно буду сниматься в кино, буду руководить фестивалем, и фильмы с моим участием будут в конкурсной программе. Главное, чтобы их честно оценивали.

4. На Остапа Бендера можно по-разному посмотреть. Если учитывать его замечательную коммуникабельность, дипломатию и умение находить с людьми общий язык, то, наверное, да.

5. Честностью и нравственностью.

6. Очень многого. Ведь фестиваль – это большое соревнование и победившие картины должны идти на рынок по приличной цене, как это происходит во всем мире. Естественно, возрастает и заинтересованность продюсеров в участии их картин на фестивале. Но мы, к сожалению, пока еще в начале этого пути.

7. Недавно посмотрел передачу о Хичкоке, и выяснилось, что он – не очень добрый человек и не всегда его фразы правильно можно понять. Для меня кино – это не сладкое, а сладостное дело, как и все искусство. Хотя можно говорить и так: “сладостно о горьком”.

8. Такого вида спорта даже и не знаю. На “Кинотавре” нужны и выносливость, и умение, и сила. Скорее всего – это пятиборье, а может, и десятиборье.

9. Что касается хлопот, то это, конечно, Жерар Депардье, который внес своеобразное очарование в жизнь фестиваля.

10. Самое хорошее воспоминание остается тогда, когда получается фестиваль. Если все собрались, все прошло четко и слаженно – это сродни хорошему джазу. На фестивале нам всем вместе приходится импровизировать, а когда происходит слияние всех организаторов, устроителей, то складывается своеобразный джем-сейшн, и праздник удается.

11. Самым тяжелым фестивалем для нас был тот, когда за несколько часов до открытия у нас еще не было денег на его проведение. Были выставлены посты в гостинице “Жемчужина”, чтобы нас туда не пускать, на взлетной полосе в Москве стояли чартерные самолеты с гостями. Вся эта ситуация стоила предынфарктного состояния и мне, и Рудинштейну. Все определил один час времени. Мне удалось прорваться к Черномырдину, который и помог решить нашу финансовую проблему. Фестиваль состоялся, за что ему низкий поклон. Подобный момент стоит многих съеденных пудов соли.

12. За 20 лет, я надеюсь, общество разбогатеет, на набережной Сочи будут восстановлены отели, и с начала июня в них все номера будут заняты гостями и участниками фестиваля. А главное, что будет очень много талантливых картин.

13. Просто посидеть у моря, съесть в прохладном месте барабульку и посмотреть какую-нибудь хорошую картину. А еще мне доставляет радость общение в ночи с коллегами-кинематографистами.

14. Без трубки, супруги и всей моей семьи. По сложившейся традиции каждый год на “Кинотавр” приезжает мой брат из Минска, в этом году он в жюри. Бегает внук, в этот раз привезли внучку. Сын приезжает, правда, не каждый год. Все это при достаточно нервной обстановке на фестивале создает домашнее тепло и покой.

О чем вы хотите спросить друга, но не решаетесь этого сделать?

– Не устал ли ты, Олег Иванович, от всей этой фестивальной истории?

– Марк Григорьевич, а когда ты наконец сделаешь как продюсер по-настоящему сильный фильм?

Ринг подготовили Дмитрий ТКАЧЕНКО и Влада ЛЕППКЕ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Три сапога пара
Что наш спектакль? Игра!
Две светлых повести
Хулио Иглесиас прилетит в Москву на концерт Элтона Джона
Самые красивые
Песня – серебро, молчание – золото
В свое удовольствие
Коротко


««« »»»