Новости – это престижно

Боевые действия в Ираке стали своеобразным экзаменом для многих СМИ. Российское телевидение проявило себя с профессиональной стороны, ни в чем не уступив таким монстрам информационного рынка, как CNN или BBC. Война закончена, впереди российские СМИ ждет не менее трудное испытание – выборы.

Сегодня, когда власть и общество переживают относительно мирный период своего сосуществования, новости перестают быть главным оружием в информационных войнах, как это было несколько лет назад. Даже частными телекомпаниями владеют не отдельные политические и экономические фигуры, а целые корпорации (например, в случае с ТВС – это консорциум инвесторов). Они пытаются выжать из своего медиаресурса прежде всего прибыль, а не политические дивиденды. Информационное вещание – как государственное, так и коммерческое – потеряло ярко выраженную политико-идеологическую окраску, а телевидение в целом превратилось в индустрию развлечений. Финансовое процветание или помощь спонсоров позволяют частным каналам нести имиджевую нагрузку в виде регулярных выпусков новостей. Напротив, на государственном телевидении именно новости являются обязательным продуктом.

Технология производства информационных программ на всех каналах примерно одинаковая. Редакционная политика определяет различия в подаче фактов, в расстановке акцентов. В свою очередь, качество новостей зависит от технологических и экономических возможностей телекомпании. Другими словами, качественные новости – это деньги, и немалые. Содержание корпунктов, прямые включения, телемосты, дальние командировки и местные разъезды съемочных групп, плюс гонорары звездным журналистам – все это огромные траты.

Вопреки стереотипу о широчайшей аудитории теленовостей, их постоянными зрителями являются, в основном, люди старшего возраста, а отнюдь не молодежь, на которую все мечтают повлиять. Служба информации – затратное производство. Прибыли они не приносят, но обеспечивают нечто большее – репутацию и престиж. По этой причине большинство российских каналов продолжают «тянуть информационную лямку». В то время, как в Европе и США активно развивается так называемое «нишевое» телевидение, в России от новостных передач отказались лишь развлекательные коммерческие каналы – такие, как СТС и ТНТ.

И все же определенное «расслоение» уже наметилось: коммерческим каналам делать информационные выпуски, в традиционном российском понимании, становится невыгодно. Это наглядно демонстрирует ситуация на ТВС. Внутренние раздоры и экономические проблемы канала не замедлили сказаться на его фирменном продукте. НТВ, лидер информационного вещания середины 90-х, также не назовешь оазисом стабильности. В разгар кадровых перестановок в руководстве канала в эфир вышел новый проект «Страна и мир», заменивший 22-часовой выпуск традиционных новостей. Однако следование новомодному западному принципу “infotainment” – соединения информации с развлечением – не принесло НТВ успеха. Провал программы стал очевиден с первых выпусков: масса технических накладок, искусственная веселость ведущих по поводу и без повода, трудно перевариваемое российским зрителем сюжетное ассорти…

Лидером информационного вещания продолжает оставаться государственный канал «Россия». За счет новой сетки вещания «России» удалось сделать традиционные ежедневные новости максимально интересными и востребованными широкой аудиторией. С осени прошлого года региональные государственные телекомпании, входящие в ВГТРК, предлагают своим зрителям информационные блоки, следующие за основными федеральными выпусками. Зрители от Калининграда до Камчатки получают полный обзор последних событий происходящих в Думе, в правительстве России и в собственном регионе, родном городе. Надо отметить, что репортажи корреспондентов ГТРК весьма профессиональны. Самые актуальные можно увидеть как в федеральных, так и в местных выпусках новостей других регионов. Такой обмен новостями создает единое информационное поле и сплачивает общество.

Грамотная информационная политика ВГТРК, построенная по принципу «все самое интересное для всех», представляется наиболее перспективной. По всей видимости, коньком государственного телевидения становятся именно новости. Если следовать наметившейся тенденции, то данный телевизионный продукт станет со временем прерогативой именно государственных каналов. Специализированный круглосуточный новостной канал, который крайне необходим России, скорее всего, тоже будет государственным.

Сергей ВОРОНОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Коротко
Говорят, через квартал приезжает Джетро Талл…
Лавры Лаврова, грани Гранина
Живопись – странная штука
Признание в любви
В “Детектив-клубе” завелись телепутики


««« »»»