В Москве открыт “ОбОРИН Центр”. Это некоммерческая продюсерская организация, работающая с исполнителями классической музыки.
Имя Льва Николаевича Оборина сегодня мало о чем говорит широкому кругу людей, помнят его лишь истинные ценители фортепьянной музыки. А жаль. Еще десятилетнего, его напутствовал Сергей Рахманинов, а в двадцать лет о молодом пианисте заговорил весь мир. В 1927 году из Польши в Москву пришло приглашение на Международный конкурс имени Шопена. Это был первый выезд советских пианистов за рубеж. В Варшаву отправлялись москвичи Л.Оборин, Г.Гинзбург, Ю.Брюшков и ленинградец Д.Шостакович. Оборин узнал о конкурсе за три недели до поездки и все же успел выучить всю конкурсную программу, но на успех даже не надеялся. Польская публика встретила советских музыкантов настороженно: политическая атмосфера была накалена до предела, да и в талант “большевистских пианистов” мало кто верил. Но искусство, великое искусство живет вне стран и режимов… Финальное выступление Льва Оборина стало сенсацией! Илья Эренбург писал тогда: “…дипломатии пришлось стушеваться и полякам признать, что лучше всех исполняет Шопена “москаль”. А президент пан Пилсудский, ярый ненавистник коммунизма, похвалил Оборина и преподнес вышитый золотом чехол на фортепьяно. Пресса всего мира писала об этом событии. Вся дальнейшая жизнь Оборина была – музыка и только она, конкурсы, концерты, преподавание в Московской консерватории… Многое можно рассказать о пианисте, его судьбе и роли в развитии музыкальной культуры. Этим как раз и будет заниматься “ОБОРИН Центр”. Учредителем Центра стала дочь Оборина – Мария. Она решила возродить у молодежи интерес к творчеству отца, чье исполнительское мастерство воспринималось во всем мире как олицетворение национальной русской школы, воплощение славянской лирики и традиций Рубинштейна и Танеева.
– В наших планах, – рассказывает Мария Оборина, – организация фестивалей и конкурсов камерных ансамблей. Первый конкурс ансамблей имени Л.Н.Оборина мы надеемся провести в двухтысячном году. Также будем проводить детские конкурсы пианистов, выявлять наиболее талантливых и помогать им в учебе.
– В чем же будет выражаться реальная помощь?
– Наш Центр – продюсерский, доходы от этой деятельности будут использоваться для организации конкурсов и на стипендии талантливым юным исполнителям. Кроме того, мы хотим выступить инициаторами программы “Каждому банку – по стипендиату”. Судите сами: для солидного банка 200-300 долларов в месяц в сущности небольшие деньги, а для студента – возможность спокойно заниматься творчеством, не думая о приработках.
– А что будет делаться для популяризации классической музыки и творчества вашего отца в частности?
– Мы намерены устраивать вечера классической музыки, выпускать пластинки и диски с записью концертов Оборина и других выдающихся пианистов, проводить лекции, посвященные классической музыке, исполнительскому мастерству. Нельзя допустить, чтобы поп-музыка вытеснила классику из повседневной жизни нашей молодежи. Есть и задумка создать на ТВ фильм, посвященный Оборину и его времени. Его судьба пересекалась практически со всеми сколько-нибудь известными людьми на протяжении 50 лет (пианист умер в 1974 году. – Т.Б.). Это будет фильм о времени и музыке.
Татьяна БАСОВА.