ЕГОР ЯКОВЛЕВ НАВЯЗЫВАЕТ ВЗГЛЯДЫ

В этом году нашей газете исполнилось восемьдесят лет, и мы отмечали юбилей в парке культуры и отдыха имени М.Горького, а не на ВДНХ, как это делали традиционно. Причина перемены места празднования довольно прозаична – аренда парка культуры обошлась нам значительно дешевле, а сегодня мы вынуждены считать каждый рубль ради того, чтобы газета продолжала выходить. Мне часто приходится слышать рассуждения о независимости нынешней прессы, но я считаю, что газета должна все же зависеть от своего читателя, а не от журналистов, которые работают в редакции. Нам нужно жить в унисон с жизнью читателя, потому что он выписывает газету не по принуждению, а из-за близости взглядов, общности убеждений. Иначе может так случиться, что мы, журналисты, останемся сами по себе, без читателя и зрителя, независимые от всех сразу.
Если же говорить об экономической независимости, то прессе, и особенно большой, сохранить ее сегодня довольно сложно, приходится искать, к кому бы прислониться из крепких экономических структур, способных поддержать газеты и журналы. Одних средств от рекламы теперь недостаточно. Я считаю, что наиболее перспективны в нынешних условиях городские газеты, их себестоимость дешевле, они не связаны с дальними перевозками, с передачами по фототелеграфу, с содержанием собкоровской сети… У нас же каждый номер – это один миллион рублей убытка, мы выходим три раза в неделю, значит, еженедельно теряем три миллиона. Пришлось брать кредит в банке, но его придется возвращать. Важно дотянуть до подписки. А она уже не останется такой символической, как в 92-ом. Мы будем стоить 35-40 рублей в месяц и лишь тогда поправим свое экономическое положение. Одновременно ведем переговоры о соучредительстве – по тем же финансовым соображениям.

Сегодня в более выигрышном положении оказывается радио и телевидение, с которым пишущим журналистам и раньше было трудно конкурировать по части оперативности. Если же мы выходим всего три раза в неделю, то приходится думать уже не об оперативности, а о нетрадиционном комментировании событий, может быть – более глубоком, чем это делают радио и телевидение. Мне бы очень хотелось, чтобы у нас было больше телевизионных и радиоканалов, это позволило бы расширить информационное пространство. “Правда”, кстати, имела на первом канале свою телевизионную рубрику, мы ежемесячно выходили со своими публицистическими передачами “Улица “Правды”, но Егор Яковлев своим личным распоряжением эту рубрику закрыл. Теперь мы не имеем возможности выхода в эфир, мало того – чувствуем, что телевидение нас попросту блокирует. Иногда проскальзывает кое-какая информация по российскому телевидению, но и там все очень жестко регулируется. Скажем, когда Галина Старовойтова оклеветала газету “Правда” по российскому телевидению, заявив, что мы существуем на деньги военных, нами было подготовлено письмо – согласно закону о печати – и мы попросили Попцова предоставить редакции две-три минуты в то же время, когда выступала Старовойтова – чтобы ее клевету опровергнуть. Нам этого времени не дали и даже ни словом не ответили. Вероятно, руководствуясь принципом – о правде лучше помолчать.
Почти так же тяжело пробиться нам и на московский телеканал, при всем широко рекламируемом плюрализме и разговорах о демократии.
Все, вероятно, заметили, что наши журналисты-международники пропали с экранов телевизоров, хотя долгое время вели свои рубрики и передачи. У нас теперь смеются, говоря, что для того, чтобы убрать с экрана Всеволода Овчинникова и Томаса Колесниченко, пришлось убирать “Международную панораму”.
Честно говоря, я не очень понимаю такое развитие событий и взаимоотношений. Я много лет знаю Егора Яковлева, знаю его коллег, руководящих теперь российским радио и телевидением, но их политика по отношению к “Правде” вызывает вопросы и кажется по меньшей мере странной. Причем это проявляется не только в отношении “Правды”, но и других левых. изданий, течений и организаций, которые тоже потеряли трибуну в лице телевидения. Не думаю, что все это называется демократией. Обществу навязываются однобокие взгляды, которые проповедуют “Демократическая Россия”, “Движение демократических реформ”.
В наших планах задуман выпуск видеоприложения “Правды”, как это делают “Комсомолка” и “Огонек”, есть у нас и мечта о своей студии в газете, чтобы мы могли выпускать передачи для местного телевидения, иметь постоянных абонентов. Я думаю – у такой мечты есть перспектива.
Мы хотим возродить и рубрику “Улица “Правды” на телевидении. Если это не получится на “Останкино”, будем просить коммерческие каналы, местное телевидение.
Наша газета имеет широкую читательскую аудиторию, ее сегодня выписывают и покупают самые разные слои населения, и это не может нас не радовать. Часто приходится слышать, почему на привычном месте у нас нет известного призыва “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”. Мне неоднократно приходилось отвечать на этот вопрос, и сейчас, пользуясь случаем, я бы хотел еще раз объяснить: во-первых, наша аудитория значительно шире рабочей. Но есть и другая проблема – в реальной жизни мы видим, что пролетарии всех стран пока что не соединяются, и сегодня нет единого международного рабочего движения, которое бы могло или на профсоюзной основе, или на основе каких-то коренных интересов рабочих стать инициатором возрождения данного лозунга. Когда реальность будет таковой, не исключено, что этот лозунг может снова появиться на страницах “Правды”. Сейчас бы он выглядел, думаю, в определенной степени – лицемерным. То же движение “Трудовая Россия”, при всем уважении к нему, не имеет пока своих первичных организаций, филиалов движения на большинстве предприятий. То есть, организационно рабочее движение конкретных и реальных форм пока еще не приобрело. То же самое происходит и с профсоюзным движением, где пока больше выясняют, кто – левый, кто – правый, вместо того, чтобы защищать коренные интересы людей труда. А мы эти интересы защищаем и будем защищать, имея в виду всех трудящихся – и рабочих, и медиков, и предпринимателей, и ученых, и инженеров… И мы бы хотели, чтобы эти читатели остались с нами и верили нам.
Я думаю, что все равно настанет наконец время, когда журналисты любых средств массовой информации, будь то газета, телевидение или радио, обретут действительную независимость и в своей деятельности будут руководствоваться критериями высокого профессионализма, а не интересами политического момента и руководящего курса новых лидеров. Мне кажется, что волна размежеваний, которая пока, к сожалению, не спадает, все же пойдет на убыль и журналисты, в каких бы изданиях они ни работали, будут помнить и о своем профессиональном предназначении, и о наших общих интересах.
Мне очень жаль, что сегодня в журналистику лезет очень много всякого люду, который ничего общего не имеет с журналистикой, считает, что журналистика – это не профессия… Можно было бы не обращать на них внимания, как на людей поверхностных, заботящихся прежде всего о своей корысти, но они занимают определенные посты, обладают возможностью решать судьбы настоящих профессионалов – и это уже тревожит.
Надеюсь, что так будет продолжаться не долго и настанут времена, когда мы все, в конце концов, будем постоянно помнить и руководствоваться принципами журналистской этики, общими профессиональными интересами. Хотя наступят эти времена, скорее всего, не сегодня и не завтра.
Геннадий СЕЛЕЗНЕВ,
главный редактор газеты “ПРАВДА”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ХИТ-ПАРАД ПОЛОЗКОВА
МЕСТО РОЖДЕНИЯ – КРЕМЛЬ
СОФИЯ РОТАРУ: “МНЕ МОГУТ НЕ ПОВЕРИТЬ, НО Я ГОВОРЮ ПРАВДУ”
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
ХИТ-ПАРАД ПОЛОЗКОВА
МЕСТО РОЖДЕНИЯ – КРЕМЛЬ
НАРОДОМ ИЗБРАННЫЕ
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУС И “АРГУС” В МОСКВЕ
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУС И “АРГУС” В МОСКВЕ
НАРОДОМ ИЗБРАННЫЕ
УГОЛОК КОРОТИЧА-17
МАША РАСПУТИНА ДОЛЖНА ПОДАТЬ В СУД


««« »»»