Пусть лучше мир прогнется

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Фильма «Пирамммида» погружает зрителя в российский 1994 год. Социализм не оправдал надежд, капитализм еще не наступил, вновь образовавшаяся страна переходит от централизованной экономики к рынку, отпущенные – «либерализованные» – цены скачут, как хотят, население, не сумевшее перестроиться, в панике – все это наша новейшая история, новое «смутное время», которым пользуются наиболее предприимчивые граждане, сколачивая на пустом месте свои капиталы.

Гениальный математик Сергей Мамонтов (великолепно сыгранный Алексеем Серебряковым) объявляет о создании компании «МММ». Печатая акции по принципу «сегодня всегда дороже, чем вчера», он паразитирует на бездонном (ведь любой золотой запас рано или поздно подходит к концу) ресурсе – человеческой жадности. Он аккумулирует ее, но все это, конечно, выглядит красиво в теории. На практике он печатает собственные билеты – «мамонтовки», которые со временем грозят стать российской валютой, вытеснив из обращения рубль, и вполне дееспособными конкурентами доллару.

При этом Мамонтов – вовсе не злобный гений, не Мефистофель и не Темный рыцарь. В нем нет ничего инфернального: Сергей Кондратьич носит белые вьетнамки, очки в доисторической роговой оправе и простенький серенький плащ, любит кефир и дочь Иришку. При этом его не интересуют деньги – это всего лишь средство, при помощи которого можно завоевать (или, используя терминологию Мамонтова, «поставить раком») весь мир.

«ПираМММида» ставит не совсем обычный для байопика экзистенциальный вопрос: тварь ли я дрожащая или, как перефразировал Пелевин, «тварь дрожащая, у которой есть неотъемлемые права. И лэвэ тоже». Авторы интересуются, кем все-таки был Сергей Мавроди – благородным разбойником, грабящим богатых и помогающим бедным, или циничным беспринципным мошенником, параноиком с манией величия, и приводят аргументы в доказательство обоих вариантов, предоставляя зрителю право выбирать между Робином Гудом и Цукербергом.

Картина вписывается в современную тенденцию полудокументальных жизнеописаний полумифических героев, связанных с переосмыслением 90-х, – того самого периода, когда страну могло развернуть на 90, а то и 180 градусов. Сюда же входят и американская «Социальная сеть» Дэвида Финчера, и готовящийся к выходу на экраны фильм «Generation «П» по Пелевину.

«Пирамммида» увлекательна не только своим бодрым детективным сюжетом (режиссер Салаватов в свое время снял «Антикиллер Д.К.») и актерской игрой – зрителям, заставшим 90-е, предстоит множество дежа вю – от Юрия Любимова в передаче «Взгляд» до ведущих программы «Время». Впрочем, помимо архивных кадров, создатели фильма не делали особенный упор на аутентичность атмосферы эпохи. Так, в одном эпизоде на сцене ночного клуба появляется Богдан Титомир с римейком недавнего хита «Ляписа Трубецкого» «Капитал». В припеве вместо «Капитал» он поет «МММ» – вот такая вот постмодернистская фига в кармане.

Денис ШЛЯНЦЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»