Издательство ПИК и “Согласие” при спонсорской поддержке фармацевтической корпорации ICN Pharniаceuticals выпустили в свет сборник сценариев “Операция “Ы”, “Кавказская пленница” и “Бриллиантовая рука”.
“В наши дни трудно издать книгу. Но, может быть, еще труднее довести ее до читателя”, – замечает в предисловии известный кинорежиссер Эльдар Рязанов. И неизвестно, появилась бы эта книга, если бы не помощь американской корпорации – в России спонсора не нашлось. Идея издания принадлежит писателю и драматургу, одному из трех соавторов сценариев, Якову Костюковскому. Двух других – драматурга Мориса Слободского и режиссера Леонида Гайдая с нами уже нет. Ушли из жизни и многие замечательные актеры, сыгравшие в этих комедиях: Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Фрунзик Мкртчян…
Легко ли будет читателю общаться со столь своеобразным жанром, как киносценарий, часто включающим только описание действий и диалоги. Утвердительный ответ на этот вопрос дает Эльдар Рязанов. “Настоящий сценарий – это тот, который написан хорошим, живым языком, который красочно фиксирует не только поступки героев, но и рассказывает об их мыслях и чувствах”, – убежден он. Сценарии “Операции “Ы”, “Кавказской пленницы” и “Бриллиантовой руки”, по его мнению, отвечают самым высоким требованиям, предъявляемым к литературе. Они написаны легко, им присущи афористичность и емкость диалога, они искрятся юмором.
Юмор в условиях советского “зазеркалья”, в которых писались эти сценарии, был настолько причудливо переплетен с действительностью, что порой трудно было отличить одно от другого. Но если перипетии съемок сегодня могут вызвать только улыбки, в то время авторам фильмов было не до смеха. Например, знаменитая фраза из “Кавказской пленницы” о том, что в соседнем районе жених украл члена партии, первоначально по сценарию принадлежала Мкртчяну. Но реплику запретили, сказав, что он произносит ее с подтекстом. Тогда на помощь пришел Никулин. Его все настолько любили, что часто позволяли то, чего не разрешали другим. Он “взял” на себя эту фразу, и она действительно прошла.
По воспоминаниям Якова Костюковского, конфликты с начальством действовали на Гайдая убийственно: после них некоторое время он был практически нетрудоспособен. “Они привели к тому, что Леня совершил, на мой взгляд, большую ошибку – решил заняться экранизациями, надеясь, что в этом жанре проблем будет меньше, чем при съемке оригинальных сценариев, – рассказывает драматург. – Увы, с экранизациями он хлебнул ничуть не меньше”.
Что же касается зрителя, то он лишился многих удивительных комедий, которые Гайдай мог бы снять. Сегодня в отечественном кино очень не хватает умных, озорных, эксцентрических комедий. Новая книга в чем-то восполняет этот пробел. И заставляет еще раз задуматься над тем, что жить хорошо только тогда, когда хорошая жизнь становится нормой.