Взаимопонимание между СССР и Японией

Рубрики: [Разное]  

Отражением реалистических тенденций к взаимопониманию в эти годы явилось не только быстрое расширение торгово-экономических связей, успешное решение многих сложных проблем рыбного и морского промысла, но и факт сближения позиций сторон по ряду политических проблем, общее потепление в отношениях между Японией и СССР.

В июле 1966 г. состоялось первое посещение Японии по приглашению ее правительства министром иностранных дел СССР А. А. Громыко. В результате состоявшихся переговоров была также достигнута договоренность о необходимости ускорения работы по подготовке и заключению советско-японского мирного договора. В 1967 г. с ответным визитом в Москву прибыл министр иностранных дел Такэо Мики. Было подписано советско-японское соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области рыбного хозяйства, а также произведен обмен ратификационными грамотами консульской конвенции. В 1969 г. в Москве побывал новый министр иностранных дел Японии Киити Аити, который имел беседы с Председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгиным. Касаясь развития отношений с Японией, А. А. Громыко в докладе на сессии Верховного Совета СССР в том же году подчеркнул важность дальнейшего улучшения этих отношений для обеих сторон. «Советский Союз,— сказал он,—стоит за дальнейшее развитие отношений с этой страной по различным линиям… То, что может сблизить наши страны,— заинтересованность в мире, прежде всего в Азии и бассейне Тихого океана,— намного перевешивает имеющиеся расхождения в позициях по некоторым международным проблемам».

Однако некоторые важные вопросы японо-советских отношений по-прежнему оставались нерешенными: не было достигнуто, в частности, какого-либо прогресса в деле подготовки и заключения мирного договора между двумя странами. Правительство Э. Сато заняло, по существу, в отношении ряда аспектов мирного договора такую же негативную позицию, как и правительства Н. Киси и X. Икэда. Оно продолжало настаивать на выполнении требования о передаче Японии четырех Курильских островов, поставив это предварительным условием заключения мирного договора.

Правительство Э. Сато предприняло даже ряд шагов в целях оказания давления на СССР, получая поддержку со стороны Вашингтона. США «поощряют те силы в Японии,— писала в этой связи „Правда”,— которые стоят за возрождение японского милитаризма и его экспансионистской политики». Японское правительство заметно активизировало пропаганду «за возвращение северных территорий» в своей стране. В 1966, 1967, 1968 гг. организовывались передвижные выставки материалов, повествующих о «тяжелом положении» на Курилах. В 1968 г. был создан межведомственный комитет по координации «движения за возвращение четырех Курильских островов». В Японии была объявлена «общенациональная» кампания по сбору 10 млн. подписей под требованием о передаче этих островов Японии. В следующем году в стране были широко распространены карты, на которых «северные территории» изображались как часть территории о-ва Хоккайдо. Тогда же начала выходить газета «Хоппо рёдо» («Северные территории»), а «войска обороны», дислоцированные на Хоккайдо, укреплялись, чтобы противостоять вторжению «потенциального противника» (имелся в виду СССР).

Правительство Э. Сато сделало также первую серьезную попытку заручиться поддержкой территориальных притязаний Японии к СССР в международном плане. 21 октября 1970 г., выступая с речью на юбилейной сессии ООН, японский премьер–министр «выразил сожаление», что на переговорах Японии с Советским Союзом не достигнуто прогресса относительно «северных территорий», которые, как он утверждал, «принадлежат Японии». «По этой причине,— сказал Э. Сато,— между двумя странами пока еще не заключен мирный договор».


Леонид Миров


Оставьте комментарий



««« »»»