Небо становится ближе

В дни майских праздников состоялась российская телепремьера фильма «Марадона глазами Кустурицы» (Maradona by Kusturica, Испания – Франция, 2008, режиссер – Эмир Кустурица, сценарий – Эмир Кустурица). Наш корреспондент делится своими впечатлениями об этой картине.

В 1960 году, в пригороде Буэнос-Айреса, родился Диего Армандо Марадона, ставший впоследствии самым известным футболистом мира. На пять лет раньше, в бывшей Югославии, на свет появился Эмир Кустурица, самый популярный режиссер Восточной Европы. В 2006 году их пути пересеклись.

Политика, от которой так насмешливо отмахнулся Кустурица, сняв «Черную кошку, белого кота» как раз в тот момент, когда от него все ждали, чуть ли не нового «Подполья», впоследствии все равно настигла его как фатум. Но ни великолепная «Жизнь как чудо», ни кризисный «Завет» манифестом политических взглядов режиссера в силу разных причин не стали. Ситуация изменилась, когда был найден герой, способный экранировать гражданскую позицию Эмира в новом, свежем, мятежном ключе.

Марадона – футбольный бог Аргентины, герой, взявший реванш в матче с англичанами в 1986 году, забив два самых красивых гола в истории (месть за проигранную войну за Мальвинские острова), лидер нации, которая во все времена была революционно активна, стал идеальной фигурой для разговора о несправедливости современного мира. Марадона – конечно, бунтарь, но до второго пришествия Че Гевары ему далеко. И пусть его тело украшают татуировки с Фиделем и Че, он слишком по-домашнему уютный для реальных вооруженных выходок. И Эмир, как режиссер умный и тонкий, прекрасно понимает, с каким персонажем истории он имеет дело. Потому на первый план выходит подкупающая искренность: во вселенной Марадоны глазами Кустурицы удивительно грамотно соблюдена грань между человеком и легендой.

Перед нами предстает то ребенок, уверяющий весь мир, что он станет звездой, то обрюзгший немолодой человек, признающийся в любви к кокаину, то трибун, выступающий перед толпой в компании Уго Чавеса и Эво Моралеса, то муж и отец, семья которого не всегда переживала счастливые времена. Яркая палитра взлетов и падений кумира миллионов разбавлена анимационными вставками, в которых Марадона легко уделывает под Sex Pistols ненавистных аргентинскому народу демонических Маргарет Тэтчер, Тони Блэра, Рональда Рейгана и Джорджа Буша, а также сценами «голов века», которые способны заворожить даже самого далекого от тонкостей футбола зрителя.

Отдельный ударный номер – рассказ о Церкви Марадоны, основанной несколько лет назад его ярыми фанатами. В 1986 году в матче против англичан Диего замкнул рукой передачу с углового, а судья не заметил нарушения правил и засчитал гол. Позднее футболист признался, что нарушил правила, но назвал свою руку рукой Господа. С тех пор он получил прозвище Рука Господня, а болельщики основали секту диегорианцев, которые даже изобрели свой собственный календарь, согласно которому мир живет в 48 году от рождества Диего, а главный праздник следует отмечать 22 июня – в день, когда Рука Господня навела справедливость в стане противника. Диегорианцы имеют своих святых (помогавших карьере Марадоны) и своих еретиков (тех, кто не верит в божественную руку). «Великий спортсмен должен жить вечно и вправе покинуть Землю лишь в том случае, если сам Господь захочет сыграть с ним в футбол», – заявляют они, и этим нехитрым словам вторят простые люди в Аргентине, в Италии, на Кубе и во всех других странах, в которых футбол значит несколько больше чем спорт.

Ну и, конечно же, эта лента еще и о настоящей мужской дружбе, недаром Кустурица сравнивает Марадону с героями Серджо Леоне и Сэма Пекинпа. А сцены приватного общения знаменитостей придают этому приговору англоязычному миру мужественно-лиричную интонацию. Саундтрек к фильму вообще настолько хорош, что заслуживает отдельной рецензии. В одном из эпизодов Марадона на сцене ночного клуба поет песню (текст убийственно просто описывает жизнь самого популярного футболиста на земле), а Кустурица монтирует из этого пронзительный клип из личного видеоархива Диего. А финал, в котором уличные музыканты исполняют перед Марадоной песню о нем же самом, ставит во всей этой радикально-эмоциональной истории ироничный, но светлый аккорд.

Интересно и то, что во время съемок, которые по признанию Кустурицы, проходили крайне непросто, он запустил в Сербии производство соков под названием «Садам» и «Фидель»: на бутылках, помимо Хусейна и Кастро, красовались портреты Че Гевары, Иосифа Броз Тито, Диего Марадоны и самого Эмира. Так ненавязчиво и полушутливо балканский режиссер ставит себя в один ряд с мифическими фигурами, олицетворяющими известный классовый подход к «сильным мира сего». И в целом, надо признаться, картины не портит.

Анастасия БЕЛОКУРОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Замахнулись на Эдмона нашего Ростана
Русский пленэр в Австрии
Липецк: дневник Кинофорума
DVD-обзор
Томас Андерс: Мне рано писать мемуары


««« »»»