Русский пленэр в Австрии

Вчера, 28 мая в Государственном центральном музее современной истории России торжественно закрылась выставка «Русский пленэр в Австрии. Русское искусство и австрийское вино».

В одном из выставочных залов музея была представлена серия работ московских художников Екатерины Поповой, Сергея Цигаля, Валерия Миронова, Дарьи Маркеловой и фотографа Александра Алейникова. Все эти живописные и графические работы были написаны под впечатлением от пребывания на весеннем пленэре в Австрии. Идея провести пленэр за пределами России принадлежит художнику и известному креэйтору Екатерине Поповой. В принципе идея не нова, просто совершенно забыта.

На протяжении последних столетий русские художники ездили в Европу совершенствоваться в своем мастерстве и получать вдохновение. В XIX веке художники стремились в Италию, чтобы прикоснуться к наследию античности, Византии и Ренессанса. Русская художественная колония включала в себя таких звезд, как Александр Иванов, Карл Брюллов, Орест Кипренский. Постепенно излюбленными местами художников становятся города Германии и «столица искусств» Париж. Творческие взаимосвязи русских и европейских коллег складывались по нескольким направлениям – это персональные выставки, групповые экспозиции, пленэры. В Европе русские чувствовали себя как дома. Айвазовский, Верещагин, Серов, Левитан, Бенуа, Бакст, с 1903 года Кандинский – русские задают тон целому направлению в искусстве. В уютных Берлине и Мюнхене русские художники вместе с немецкими художниками объединяются в общества единомышленников. Широко известны группы «Фаланга» и «Синий всадник», где ведущую роль играл Кандинский.

«Первый немецкий осенний сезон» представлял русский авангард – Шагала, Гончарову, Ларионова. На рубеже веков все сильнее начинает звучать «русская школа». Французов познакомила с русским искусством Всемирная выставка 1900 года. В ней участвовали мастера нового творческого поколения. «Русские парижане» объединились в союз «Монпарнас». Он выставлял таких мастеров, как Рерих, Малявин, Трубецкой. «Русские сезоны» стали кульминацией обмена между культурами России и Франции и своеобразным «мостом» в будущее для русского изобразительного искусства.

И сейчас, как прежде, «русская школа» не утратила своей силы, и русские художники снова начинают чувствовать себя в Европе, как дома, объединяясь между собой в творческие союзы, возрождая традиции культурного обмена на уровне творческих озарений и прорывов.

Весной 2009 года новой площадкой для художественных экспериментов становится Австрия, где все пропитано музыкой и искусством. Austria Wine Marketing Board поддержала идею возрождения русских пленэров и полностью взяла на себя все расходы. Художники не думали о хлебе насущном, они вдохновлялись весной, вином, музыкой и воздухом Австрии.

Выставка имела невероятный успех. Посетители не просто познакомились с творчеством выдающихся художников нашего времени, но и поняли, почувствовали, что такое получить яркое впечатление и попытаться зарисовать его. Выставка закрылась, но проект продолжает жить дальше. В ноябре экспозиция переместится в лучшие галереи Вены и будет участвовать в ежегодном венском фестивале «Вино и Искусство». Надо заметить, что на этом фестивале русские художники будут представлены впервые.

Виктор СМИРНОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Замахнулись на Эдмона нашего Ростана
Липецк: дневник Кинофорума
DVD-обзор
Томас Андерс: Мне рано писать мемуары
Небо становится ближе


««« »»»