В сегодняшнем театральном океане трудно, а порой недосуг разглядеть вещицу небольшую, какой-нибудь спектаклик-малютку, затерявшийся между крупными и шумными премьерами, который, как мизерная скорлупка в волнах, неизвестно как плывет и непонятно чем держится – а при внимательном рассмотрении оказывается достойным горячих аплодисментов.
Вот и мы аплодировали недавно в Бахрушинском музее, когда на его крохотной сценке актриса Москонцерта Маргарита Сердцева играла нам сказку Андерсена “Оле Лукойе”. Разыгрывала она ее одна в сопровождении своего сына, гитариста Егора Суровцева. Замысел этого спектакля, принадлежавший еще ее учителю Ю.В.Катину-Ярцеву, завершил и срежиссировал Евгений Денисов, а оформил художник Николай Меркушев.
Андерсен в эпоху компьютеров. Смешная архаика. Но дети пришли и заполнили зал, явив собой доказательство живой тяги к живому сказочному зрелищу. Читали ли они вообще Андерсена и “Оле Лукойе” в частности? Этот Оле Лукойе (домашний сказочник) брызгал в глаза “сладким молоком”, чтоб лучше засыпалось, и начинал свои сказки, каждый вечер по одной: понедельник, вторник и так далее. Сказки странные, неторопливые, старомодные. В которых становились сюжетом то мышиная свадьба, то свадьба кукол, потом ожившая картина на стене, буквы на грифельной доске, корабль, причаливший к окну, чистка звезд к празднику. Милая бабушкина старина.
Перед нами оказался хрупкий, нежный спектакль, не укрепленный подпорами ярких декораций или сильного развернутого действия. Всего две детали оформления – купол зонтика и крошечный стульчик, все остальное – принадлежность костюма и скромной бутафории: цветной кафтанчик, зеленое трико, пять косичек на голове, с вплетенными цветными ленточками, звезды, выскакивающие из пальцев. Все изящно и очень грациозно.
Да, это была изящная попытка создания тихого, ласкового, камерного Андерсена – и попытка абсолютно женственная. Этакий нежный романтизм, не выходящий, впрочем, за пределы авторских ремарок. Маргарита Сердцева оказалась именно таким путешественником по андерсеновскому сюжету. Ее милый тонкий мир состоял из маленьких вещичек и маленьких трюков, создававших на сцене очаровательную жизнь мелких движений и амплитуд. Три шажка влево – три вправо, прыжок туда – скачок сюда, поворот, улыбка и вновь прыжок!
Ее роль, взявшая на себя сразу все функции – рассказчика, исполнителя, виртуального живописца пейзажей и типажей, в довершение еще фокусника – была сплошным безостановочным движением, неустанным танцем (режиссер по пластике Татьяна Кубанкова). То и дело прыгая и вертясь, неутомимо семеня зелеными ножками в разноцветных сабо, она являла собой щедрую, обворожительную живость. Ее сияющие глаза и улыбочки, ласковые заботливые тона, главенствовавшие в игре, делали для нас бесспорным ее солнечное и славное обаяние.
Облюбовав для себя прием апарта (то есть прямого общения с публикой), она дробила и умножала его до бесконечности, рассыпая по направлению к нам вереницу микро-сюрпризов: залу неожиданно адресовались конфеты, брызги “сладкого молока”, выпаливающие хлопушки, облака конфетти и звездной пыли и, само собой, искры бенгальского огня, не говоря уже о совместных танцах. Сей прием переливался и за пределы спектакля, когда продолжением действия становилась андерсеновская викторина с восхитительной раздачей призов, делая всех нас заложниками этого милого замысла. Удовлетворенными оставались все – и дети, и взрослые.
Ольга ИГНАТЮК.
Фото Л.ТАРАСОВА.